Слово макулатура чаще всего используют в школе. В школе бывает организованный сбор, есть по его поводу статьи в газете "Школьная жизнь", ещё какие-то мероприятия и события. А во взрослой жизни есть слово "хлам".
Печаль-беда, когда в эту категорию попадают не старые газеты, а новые, только что выпущенные книги и учебники. Когда приобретение глянцевых пособий на мелованной бумаге пополняет не книжную полку, а стопку "отдать детям на сбор макулатуры". И особенно печально, если это не купленное из пустого любопытства пособие "Как избавиться от сквозняка", а учебник для ЕГЭ.
Не у каждого покупателя есть средства для того, чтобы купить все свежие учебники и выбросить лишние. Не у всех есть запас знаний, который поможет отличить плохое издание от хорошего. И в итоге мамы мечутся вдоль книжных полок с таким же успехом, как в продуктовом с иностранными коробками и ценниками на китайском, учителя со стажем берут то, к чему уже привыкли, репетиторы добрым словом поминают издателей, изучая пособия, которые из года в год клонируют сами себя.
Недавно на вопрос, какое пособие купить в этом году, мне пришлось ответить — купите репетитора, хотя бы на несколько консультаций.
И на вопрос, можно ли самостоятельно, без опытного преподавателя, подготовиться к ЕГЭ по русскому, в этом году приходится отвечать "нет".
Почему? Потому что нет исчерпывающего материала для подготовки к ЕГЭ по русскому - 2019. А под новыми обложками нас радостно встречает макулатура.
В номинации "Разочарование сезона" уверенно побеждает пособие "Сенина, Нарушевич: Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки". Юбилейное, 10 издание, переработанное и дополненное. По сравнению с прошлым годом, дополнено на сотню страниц. Издательство анонсировало эту книгу почти одновременно с появлением новой демоверсии, пообещав отразить в пособии все изменения.
Чудо не произошло. Нельзя сделать быстро и хорошо.
Увы, "отразить новые критерии" и "объяснить материал в учебных целях" — не одно и то же. Книга потолстела не за счет новых полезных материалов, а благодаря добавлению ста страниц текстов формата ЕГЭ без ключей к ним. Задание: "напишите сочинение по предложенному тексту". Способ проверки задания: не предлагается. Отдайте учителю или можете просто выбросить. Способ самооценки — не "сравните с ключами и учтите свои ошибки", а ... не предлагается.
Глава 4, посвященная новому критерию "Обоснование своего мнения", оказалась сокращенным вариантом старой главы 4, заменили одну страницу. И даже глава 2, которую с замиранием сердца ждали все учителя, не сдержит ни примеров оценивания работ по новым 5 баллам, ни методических рекомендаций по проверке. Только два примерных образца "правильного комментария - 2019" и одна табличка. Кстати, забирайте, делаю фото.
Зато есть отдельный параграф про виды вступления, хотя лучший вид вступления в сочинении формата ЕГЭ — вопрос с формулировкой проблемы. Нет на ЕГЭ лишнего времени!
По сути, книгу можно было издавать в виде двадцатистраничной брошюрки-приложения к изданию прошлого года, которое и так уже есть у всех, кто "в теме". А пока преподаватель выбирает, оставить на полке прошлогоднее пособие, выписав себе в тетрадочку пару страниц из нового, или выкидывать прошлогоднее и покупать практически такое же новое. И это лучшее, самое авторитетное пособие на книжном рынке!
А ученику и выбирать не из чего: по прошлогоднему готовиться он уже не сможет (критерии поменялись), а по новому — информации не хватит. Придется идти на консультацию.
Так и живём: ФИПИ меняет маршрут прямо в полёте, издательства штампуют макулатуру вместо учебников, а дети учатся у репетитора...