207 подписчиков

Тенденции и перспективы мирового танкостроения

   Зарубежный опыт совершенствования бронетанковой техники показывает, что ведущие страны по производству танков - Германия, Англия, США, Франция - начинают отказываться от ранее существовавшей...

Зарубежный опыт совершенствования бронетанковой техники показывает, что ведущие страны по производству танков - Германия, Англия, США, Франция - начинают отказываться от ранее существовавшей концепции 60-тонной бронетехники и ищут возможности создания более мобильной бронетехники для сил быстрого реагирования.

Как показала война в Персидском заливе, высокоточное оружие авиационного и морского базирования может сделать очень много и в известной степени предрешить конечный успех. Однако для окончательной победы необходимы силы общего назначения, вступающие в непосредственный контакт с огневыми средствами противника. Основным оружием ближнего боя, несомненно, остаются танки, которые благодаря надежной защите способны действовать на передней линии, уничтожать своим огнем самые разнообразные цели, в том числе хорошо бронированные.

Однако на машинах массой до 20 т, на что рассчитывают в перспективе специалисты США, добиться надежной защиты от прямого огневого воздействия вряд ли удастся. Поэтому большинство специалистов склоняется к перспективной бронированной боевой системе будущего массой 40-50 т.

В частности, в бронетанковом центре Форт-Нокс (шт. Кентукки, США) разрабатываются требования, согласно которым масса будущего танка не должна превышать 43 т. Принимаются также меры по обеспечению выживаемости экипажа, в том числе путем размещения членов экипажа только в корпусе танка. При этом оговаривается надежная изолированность экипажа от боеприпасов и топлива.

   Зарубежный опыт совершенствования бронетанковой техники показывает, что ведущие страны по производству танков - Германия, Англия, США, Франция - начинают отказываться от ранее существовавшей...-2

Выдвигается и еще один важнейший параметр для перспективной машины, а именно доведение максимальной скорости движения до 100 км/ч, свойственной колесной бронированной 20-тонной машине. Это требование обосновывается тем, что сухопутные силы на ТВД должны быть рассредоточены во избежание больших потерь. Сосредоточение этих войск должно быть неожиданным и быстрым, что требует от техники высокой скорости передвижения.

По американским данным, площадь ТВД в зоне ответственности дивизии с 1941 по 1998 гг. постоянно возрастала. Если во время Второй мировой войны она составляла 147 км2, в Корее уже 441 км2, в 1986 году - 6000 км2, 1998 году - 10000 км2.

   Зарубежный опыт совершенствования бронетанковой техники показывает, что ведущие страны по производству танков - Германия, Англия, США, Франция - начинают отказываться от ранее существовавшей...-3

В настоящее время ведущие производители танков в Германии, США, Франции не только создают мобильную БТТ и работают над обликом машины будущего, но и продолжают модернизацию существующего парка танков "Леопард", "Абрамс", "Леклерк". Так, например, одновременно с созданием новых легких машин в США ведется модернизация танков M1 "Абрамс" до уровня танка M1A2SEP путем их оснащения цифровой электронной техникой, системой обмена информацией с другими машинами, цифровым автоматизированным рабочим местом механика-водителя, бортовой навигационной аппаратурой и т.д.

Танки M1 планируется эксплуатировать до 2015-2020 гг. О серьезности этой работы можно судить по модификации этих машин и выделяемых на это финансовых средствах. Например, модернизация танка "Абрамс" в вариант M1A1 обходится в 3,5 млн. дол при стоимости танка 2,517 млн. дол (в ценах 1990 г.). Повышение характеристик достигается путем установки 120-мм пушки XM256, доработки приборного комплекса с переделкой баллистического вычислителя на баллистику 120-мм пушки, усовершенствования СУО с лазерным дальномером и тепловизором, применения новых броневых сталей с обедненным ураном, ввода новой системы коллективной защиты с созданием избыточного давления, повышения надежности трансмиссии и ходовой части и некоторых других мероприятий, связанных с изменением бортовых редукторов и частичной внутренней перекомпоновкой танка (уменьшение боекомплекта и др.).

   Зарубежный опыт совершенствования бронетанковой техники показывает, что ведущие страны по производству танков - Германия, Англия, США, Франция - начинают отказываться от ранее существовавшей...-4

К основным оценочным параметрам, характеризующим современный модернизированный танк, относятся:

- вооружение (огневая мощь, вероятность попадания в цель, число произведенных выстрелов, разрушительное действие каждого снаряда);

- защита (сочетание пассивной и активной защиты, электромагнитной защиты, использование перспективных материалов в сочетании с новыми компоновочными и конструктивными решениями корпуса башни);

- подвижность (повышение удельной мощности, скоростей передвижения машины передним и задним ходом, новые решения по ходовой части и управляемости машины).

В последнее время большое внимание уделяется обеспечению выживаемости танка (экипажа) на поле боя. Избежать гибели экипажа при поражении машины позволяют различные факторы, в том числе:

- компоновочные решения;

- эффективные средства наблюдения за боевой обстановкой;

- максимальное исключение демаскирующих признаков;

- упрощение обнаружения угрозы;

- быстрая реакция на появление угрозы;

- высокая точность определения приоритетных целей;

- быстрая подготовка и производство первого выстрела с высокой вероятностью попадания и также последующих выстрелов;

- быстрый уход от огня противника (подвижность машины);

- обученность и тренированность экипажа действиям в стрессовых ситуациях и при недостатке информации о боевой обстановке, а также психологическая уверенность в надежности машины в бою;

- командоуправляемость;

- автоматические средства пожаротушения, защитная одежда для экипажа, применение негорючих жидкостей в гидравлике, использование электроприводов и быстродействующих датчиков.

"Выживаемость" по сути является параметром, который обеспечивается всеми системами танка, а также другой БТТ на поле боя. Важно также, чтобы экипаж получил достаточную профессиональную подготовку, знал ТТХ своих машин и машин противника для правильного выбора действий на поле боя.

   Зарубежный опыт совершенствования бронетанковой техники показывает, что ведущие страны по производству танков - Германия, Англия, США, Франция - начинают отказываться от ранее существовавшей...-5

В советское время разработкой танков в России занимались головные предприятия и множество соразработчиков и поставщиков комплектующих. На создание новой машины требовалось от 5 до 8 лет. При этом использовался технический потенциал всех предприятий. Сейчас ситуация изменилась и многие из этих предприятий уже не задействуются в проводимых ГАБТУ работах.

По всей видимости, именно такое положение вещей и сказывается на конечном результате работ по модернизации имеющейся бронетехники и созданию новой машины.

   Зарубежный опыт совершенствования бронетанковой техники показывает, что ведущие страны по производству танков - Германия, Англия, США, Франция - начинают отказываться от ранее существовавшей...-6

   Зарубежный опыт совершенствования бронетанковой техники показывает, что ведущие страны по производству танков - Германия, Англия, США, Франция - начинают отказываться от ранее существовавшей...-7

Опыт разработчиков показывает, что есть четыре варианта работы, которые могут отличаться объемом финансирования, временем и результатом:

1. Модернизация серийного танка и одновременно создание нового образца с учетом возможностей производства, промышленного опыта, технического задела (на уровне компонентов и систем) и все это при минимальном риске.

2. Проведение ряда следующих друг за другом модернизаций серийного танка с накоплением технического задела на перспективу.

3. Модернизация серийного танка и последующий переход к разработке нового образца.

4. Разработка нового образца, освоение его серийного производства и последующая модернизация.

   Зарубежный опыт совершенствования бронетанковой техники показывает, что ведущие страны по производству танков - Германия, Англия, США, Франция - начинают отказываться от ранее существовавшей...-8

При существующем объеме финансирования и с точки зрения доступности запчастей, ремонта, обучения и освоения техники очевидно преимущество первого варианта. Этому есть подтверждение на практике - создание танков Т80, Т-80Б, Т-80БВ, Т-80БВК, Т-80У, Т-80УК, Т-80АТ. Последняя модификация является по существу новой машиной, которая отличается от танка Т-80 защитой, башней, корпусом, ходовой частью, приборным комплексом, СУО, УВ, трансмиссией с двигателем и др.

   Зарубежный опыт совершенствования бронетанковой техники показывает, что ведущие страны по производству танков - Германия, Англия, США, Франция - начинают отказываться от ранее существовавшей...-9

На вооружении российской армии до сих пор находится большое количество танков первого послевоенного выпуска (Т-54, Т-55, Т-62), из которых лишь незначительная часть во времена СССР подверглась модернизации, а также танки следующего поколения Т-72, Т-80, Т-90. Модернизация этих танков должна проводиться с максимальным обеспечением вышеприведенных требований, с учетом расходов по критерию эффективность-стоимость и исходя из конкретных условий региона применения.

Значительно более сложен вопрос о боевой системе будущего. Представляется, что в сложившейся ситуации с финансированием наиболее оптимальным путем создания такой системы является максимальное использование всего накопленного опыта отечественного танкостроения, отработанных и всесторонне испытанных в течение многих лет узлов и агрегатов наряду с новыми техническими решениями по обеспечению боевой эффективности вооружения, в чем Россия все больше отстает от западных конкурентов.

Кроме того, возросшие требования к выживаемости привели к тому, что ТТХ современных танков в условиях боя уже не отвечают этому параметру. Решение этой проблемы требует обеспечения командоуправления, применения ЗУ на базе танков, РСЗО, машин разведки и поддержки танков, а также машин инженерного сопровождения для обеспечения автономности боевых действий роты, батальона, полка, дивизии. Следует отказаться от таких понятий, как запас хода, обслуживание изделий и замена ГСМ в системах и узлах машин при проведении боевых операций. Кроме того, в ТТХ всех систем должен быть введен параметр "надежности" проектируемой и изготавливаемой машины.

Прототипом для глубокой модернизации и создания систем будущего может стать танк Т-80. Эта машина отличается высокой надежностью, доказанной в ходе многих испытаний практически во всех климатических условиях и во многих странах.

Для минимизации риска финансовых и временных потерь при разработке танка XXI века предлагается:

- создать единое высокозащищенное семикатковое новое многофункциональное гусеничное шасси, максимально базирующееся на узлах и агрегатах танка Т-80У с рабочим забронированным объемом танка не менее 10 м3 и унифицированным малогабаритным МТО с силовыми блоками на базе дизеля или турбины;

- учитывая перспективность ГТД, продолжить ОКР по этой тематике;

- открыть ОКР по ряду дизельных двигателей;

- поставить задачу максимального применения двигателей в народном хозяйстве;

- создать на базе единого шасси семейство машин, включая танки, которые могут автономно действовать от роты до дивизии;

- открыть ОКР (или завершить) по снарядам, вооружению с активной защитой, сварным башням, корпусам, ходовой части, МТО, КБО с СУО, унифицированным смазкам, топливу и др. вопросам, которые необходимо решить по машине XXI века.

Все работы необходимо проводить на конкурсной основе с привлечением максимального интеллектуального потенциала танкостроителей России с использованием гражданских направлений, где решаются технические проблемы, результаты которых можно применить для боевых машин всех типов. Таким образом, необходимо разрабатывать единое шасси и отдельно башню с вооружением, одновременно внедрять эти разработки при модернизации танков, а также создавать группу бронированных машин, способных вести боевые действия в современных условиях с минимальными потерями.

При проведении модернизации необходимо создать семейство боевых машин на единой базе с ГТД, в результате чего могут быть получены следующие преимущества:

1. Машины будут иметь единое базовое шасси, вооружение, МТО, приборные комплексы, защиту на уровне танка T-80У.

2. Обучение механиков-водителей и экипажей будет выполняться по единым программам с возможностью полного взаимодействия между экипажами вплоть до оперативной замены экипажей на любой модификации машин.

3. Техническое обслуживание при эксплуатации всех машин будет единое с использованием ОЗИП (одиночного ЗИП) и ГЗИП (группового ЗИП).

4. При проведении технического обслуживания возможна проверка СУО и других комплексов на едином оборудовании.

5. Для ремонта в войсках (после боя или в период эксплуатации) запчасти будут поставляться по единой номенклатуре или предлагаться запланированное сервисное обслуживание с проверкой знаний экипажей материальной части или их обучением. Сервисное обслуживание позволит избавиться от большого количества запчастей в войсках и при необходимости проводить дальнейшую модернизацию и регламентные работы.

6. Единая система снабжения эксплуатируемых машин ГСМ, снарядами, патронами, пайками.

7. Силовая установка не потребует обеспечения охлаждающими жидкостями, маслами.

8. Заправка танков Т-80 производится под давлением в течение не более 15 мин. Такой характеристики не имеет ни одна бронированная машина с дизельным двигателем.

9. Время готовности к движению для ГТД при любых температурах не более 3 мин, в то время как для дизельного варианта требуется 30 мин.

10. Силовая установка не подвержена воздействию боевых аэрозолей, нарушающих смазочные свойства масел, и не накапливает в себе при работе радиоактивные и отравляющие вещества.

11. Силовая установка с ГТД при работе оказывает низкую экологическую нагрузку на окружающую среду по сравнению с дизельным двигателем, а при движении в колонне двигатели имеют очень низкие шумовые характеристики.

12. При работе на стоянке работу всех энергосистем и вооружения обеспечивает ГТД-18 (газотурбинный агрегат мощностью 18 кВт с малым расходом топлива).

К числу других вопросов, требующих решения, относятся обеспечение дальности стрельбы, практически одинаковой днем и ночью, создание современных тренажеров, перспективных моторно-транмиссионных отделений с электрической трансмиссией, разработка новых принципов метания снаряда, создание интеллектуальных систем управления, современной технологической базы, новых материалов и т.д.