Найти тему
17 подписчиков

Щелкунчика сделали афроамериканцем

571 прочитал
Сюжет известной сказки искажен настолько, что и Гофман, и Чайковский упали бы в обморок
Сюжет известной сказки искажен настолько, что и Гофман, и Чайковский упали бы в обморок

На широкий российский экран выходит американский фильм, название которого настраивает на предновогодний лад. Но это тот самый случай, когда совет «не верь глазам своим» будет чрезвычайно полезным. Зрителя зазывают вовсе не на сказку со знакомым с детства сюжетом. В картине «Щелкунчик и четыре королевства» чудесной победы над мышиными войсками попросту нет. А главным чудом является Щелкунчик-афроамериканец.

Реклама фильма гласит, что он снят «по мотивам великого балета Петра Ильича Чайковского». Остается недоумевать - что подвигло создателей «Щелкунчика и четырех королевств» на получившуюся в итоге интерпретацию. От бессмертного творения прославленного композитора остались только обрывки гениальной музыки и несколько оригинальных па. Почти ничего не найдут для себя и почитатели романа Гофмана: литературная основа истории про Щелкунчика в этом рождественском кинотоваре также не обнаруживается.

Пару десятилетий назад продюсеры в поисках неизбитых рождественских сюжетов, которые так хорошо монетизируются во время праздничных семейных походов в кинотеатры, запустили однотипные франшизы типа «Плохой Санта», «Гринч - похититель Рождества» и т.п. Времена изменились, стали куда более жесткими. И теперь один из самых светлых праздников похитили не киношные злодеи - в роли рождественских воришек выступила сама киностудия, выпустившая в мировой прокат большой политкорректный фальшак, от которого и Гофман, и Чайковский просто упали бы в обморок.

Режиссер Лассе Хальстрем, некогда прославивший свое имя такими прекрасными фильмами, как «Шоколад» и «Правила виноделов», видимо, совсем потерялся во времени и оказался в кризисе почтенного 72-летнего возраста, раз явил миру такое киночудо. Впрочем, не стоит забывать и тот факт, что продюсеры решили продлить съемочный процесс «Четырех королевств», пригласив на площадку второго режиссера, создателя «Джуманджи» Джо Джонстона. Видимо, еще в процессе производства картины стало понятно, что что-то неладно в сказочном королевстве. Результат показал: если попытки свести концы с концами и предпринимались, то они не удались.

Фильм начинается с трагических всхлипов и заканчивается до невозможности розовыми соплями. Между этими двумя катарсисами поместились: смерть матери семейства Штальбаум, поездка сквозь слезы на рождественский бал к Дроссельмейеру, проникновение юной Клары в волшебный мир, созданный ее мамой, знакомство с капитаном Филиппом (он же Щелкунчик), восторги от трех сказочных королевств и ужас от одного запущенного, вражда с мышами, дружба с мышами, а также одно коварное предательство.

Одно дело - отход от классического сюжета. Сейчас все - творцы, все имеют право переиначивать наследие великих мастеров на свой, более просвещенный и изысканный нрав. Это мы видим и в кино, и в театре, и в литературе. При этом адресованный «прогрессивным» режиссерам вопрос - а что бы самим не сочинить что-то свое, не накладывая лапу на чужое? - воспринимается в лучшем случае как дурной тон.

Но здесь зритель сталкивается со злостной манипуляцией, которая превращает искусство в дешевую обслугу актуальной повестки дня и пресловутой толерантности.

Спору нет - все люди на земле в идеале должны быть равными, никто никому не вправе отказать в художественном самовыражении, недопустима дискриминация по расе, полу, возрасту. И все-таки именно соблюдение здравого смысла и естественной природы вещей являются залогом развития общества и недопущения его в биологическую популяцию разного рода фриков. Примеры нарушения такого порядка очевидны в некоторых странах и весьма печальны: разрушение института семьи, снижение возраста согласия на половые сношения с несовершеннолетними, «позитивная» дискриминация, при которой у белого населения - особенно его мужской части - почти нет шансов получить работу, если на нее претендуют всякого рода меньшинства. При этом профессионализм вовсе не является главным критерием.

Результатом этого становится общественный регресс и падение нравов. Проявления их каждодневны. Киностудия «Дисней», предъявившая очередного «Щелкунчика», в нынешнем году уже осчастливила публику семейным мультфильмом «Кролик Питер», изобилующем пошлостью и шуточками ниже пояса. По сравнению с ним «Четыре королевства», конечно, благонравны, как институтки на выпускном вечере.

Но от недоумения никуда не скрыться. Сам Щелкунчик мало того что черный как смоль и устрашающе вращает белками глаз, так еще и вовсе не главный персонаж - что, впрочем, возможно, и к лучшему. Он просто сопровождает Клару в ее похождениях. Причем девочка (условно девочка - восемнадцатилетняя актриса Маккензи Фей стараниями гримеров выглядит на все тридцать) при первой встрече со Щелкунчиком справедливо полагает, что ей напекло голову на чердаке.

Никто не удивится присутствием на званом балу милых темнокожих деток в нарядных платьицах - недаром действие картины перенесено из традиционной Вены в космополитичный Лондон. Правда, в позапрошлом веке, о котором идет повествование, и там негритята, скорее всего, оказались бы не более чем прислугой в магазинах колониальных товаров.

Несколько слов об актерской игре. Несколько - потому что говорить тут не о чем. Изысканный крестный Клары Дроссельмейер в исполнении Моргана Фримана не перестает выглядеть потасканным персонажем из-за того, что его нарядили в исторические одежды. Кира Найтли в роли Феи Драже и Хелен Миррен, представшая в образе зловещей Матушки Имбирь, умудрились сыграть абсолютно однопланово.

Порадует премьера только вполне сказочными пейзажами. Снято красиво, тут ничего не скажешь. И еще вызывают положительные эмоции мыши. Милые, потешные, забавные - они хороши всегда. Кроме тех случаев, когда гнездятся в головах кинематографических творцов.

Константин КАЮКОВ,

интернет-журнал «Интересант»