В Сарове уже несколько лет существует поисковый кинологический отряд. Впервые с его членами я познакомился летом, когда мы вместе ездили на поиски пропавшей под Кстовом Марии Ложкарёвой. Ещё тогда проникся глубоким уважением к тому, чем занимаются эти люди. Так как 5 декабря в России отмечается День добровольца, хочу вас познакомить поближе с саровским поисковым кинологическим отрядом:
В тексте:
Пятый год в Сарове действует поисковый кинологический отряд, созданный профессиональными спасателями. Отряд волонтеров с четвероногими напарниками всегда готов прийти на помощь, причем добровольно и на безвозмездной основе — это главный принцип волонтерства.
Рассказывает член поискового отряда Сергей Кузнецов:
«Бывает, что грибной сезон обходится без грибов, поэтому выездов гораздо меньше. Бывает, что чуть ли не каждый день приходится выезжать, поэтому тяжело сказать, сколько всего выездов. Теряются и дети, теряются пожилые люди с проблемами со здоровьем.
Например, в прошлом году, бабушку провела ночь в лесу, и на следующее утро ближе к обеду мы ее нашли, получается, что спасли. Но вообще, да, находим…".
Тренируется саровский поисковый кинологический отряд на площадке ГО и ЧС, за что ребята благодарят руководство. Занятия проходят несколько раз в неделю. Как только от городских служб или от родственников приходит запрос о помощи в поисках, отряд мобилизуется и выдвигается на место.
О процессе поисков рассказывается поисковик Алексей Кирпичёв:
«Берется карта местности, она делится прямо на бумаге на квадраты, и каждый квадрат нужно закрыть. То есть, именно прочесать эту местность, по сути, без разницы, человек это будет делать или кинолог собакой. Наше преимущество в том, что с собаками мы закрываем гораздо более широкую полосу. И если человек может пройти мимо обессилевшего и не заметить где-то под бревном, то собака, закрывая плечо слева и справа около 50 метров, найдёт. На собаку возложена достаточно большая ответственность, за сутки поисков по бурелому по лесам человеку-то порой тяжело, мы там наматываем 15−20 километров.
Естественно, собака должна весь этот день именно отработать, а не просто волочиться за хозяином. Соответственно, если она будет где-то иметь лишний жирок, то ей будет тяжело. Все как у людей, та же самая одышка, усталость. То есть, собаку надо держать в форме".
Саровские кинологи являются членами Российского союза спасателей, и, на самом деле, все строго: собаки проходят периодическую аттестацию и сертификацию по системе МЧС. Благодаря исключительному обонянию собака во время поисковых работ заменяет от 10 до 15 человек. Но не надо думать, что в результате тренировок из псов делают каких-то роботов-поисковиков, в обычные дни они ничем не отличаются от любой другой собаки: так же хулиганят, так же балуются. Но, приходя в лес, у каждой есть свой ритуал, пройдя который собака включается в работу. Во всё остальное время — они такие же домашние любимицы. Как я уже сказал в начале, никаких денег они не берут и фондов помощи не организовывают, все на свои. Но мое мнение, что какой-нибудь грант по волонтерской линии им точно не помешает. Деньги пойдут на приобретение оборудования, потому что помощь эта — дело затратное.
Кинолог-поисковик Виктор Абызов комментирует финансовую сторону вопроса:
«Вот мы с тобой, Миш, ездили под Нижний. Один день поисков — это 12 часов — обходился в 3 800 рублей. Сюда входят бензин, это львиная доля, перекус, вода, батарейки и прочее. Ну и принцип волонтерства: так как очень много добровольцев приходят, то мы едем на поиски и рассчитываем так: „плюс один“, то есть берём на себя и на товарища!».
Из снаряжения с собой на поиски берутся: рации, навигатор, компас, фонарик, батарейки powerbank, питье, перекус, аптечка. И учтите, что питье, еда и медикаменты берутся не только для человека, но и для собаки. Поэтому разгрузки и рюкзаки могут весить по 7−10 килограммов. Но это того стоит. Как часто повторяет Сергей Кузнецов: «Даже если у собаки есть одна спасенная жизнь, она свою жизнь прожила не зря. И наши труды тоже не зря».