Найти тему
singa

Палехская роспись

Яркие живописные образы, сцены, пейзажные зарисовки и иллюстрации к русским народным сказкам меня очень воодушевили и порадовали.

Такие произведения народно-прикладного творчества вызывают большой интерес и в наши дни, несмотря на то, что были созданы ещё в 80-е годы XX века.

В России оригинальная лаковая живопись существует уже около 200 лет, а её зарождение пришлось на последние годы XVIII века.

В те времена известным купцом Коробовым была создана фабрика по производству козырьков для головных уборов русских офицеров, которые лакировали определённым образом, чтобы они приобрели свой неповторимый и запоминающийся вид.

-2

И уже через некоторое время в России стали появляться и вот такие лаковые миниатюры, так как именно в те времена вошёл в моду нюхательный табак.

Коробов в кратчайшие сроки наладил производство оригинальных лаковых табакерок и других изысканных шкатулок, которые стали пользоваться большим спросом у населения. Они имели разные формы: от круглых и квадратных до прямоугольных и овальных.

-3

Конечно, они были искусно расписаны, использовались богатые цветовые гаммы и оттенки. На них изображали народные массовые гулянья, фольклорные праздники, быт.

-4

Пейзажные зарисовки относились к разным временам года. Народные умельцы мастерски передавали легкий порыв ветерка, солнечные лучи, падающий снег, заснеженные поля, ветхие избушки на косогоре...

-5

Хотя такие шкатулки, табакерки были очень маленькими, художники могли несколькими мазками передать настроение героев, показать широкую русскую натуру, нарисовать традиционные костюмы тех времён.

-6

А эта работа, думаю, никого не оставит равнодушным. Перед нами сама Шамаханская царица – изящная и грациозная, которая вышла из своего великолепного шатра для того, чтобы поприветствовать важного гостя.

Обратите внимание на то, какие изумительные растения вокруг изобразил художник.

-7

Каждая шкатулка отвечает всем требованиям, предъявляемым к такому роду искусства. И черный фон, и золотой орнамент, и лаковое качественное покрытие. Сразу чувствуется рука мастера. Своеобразие палехской росписи – это папье-маше и темпера.

-8

Известно, что палехские мастера всегда пользовались только минеральными красителями, глиной. Делали из них различные краски, пропитки по старинным технологиям с использованием яичного желтка.

Все такие краски отличались неповторимым блеском и переливами, глубиной, стойкостью и светоносностью.

Такие шкатулки можно даже было сравнить с настоящими самоцветами. Палехские мастера имели свои секреты. Так, для разведения желтка только они использовали столовый уксус или хлебный квас. А кисти для работы были сделаны из мягких беличьих хвостов.

-9

При росписи изделий использовали тончайшие листы сусального золота, которые взлетали даже от малейшего дуновения ветерка или человеческого выдоха. Для того, чтобы просто перенести один такой листик, палехские умельцы вынуждены были изготовить оригинальное приспособление под названием лампемзель (из кончика беличьего хвоста).

-10

Предлагаю посмотреть и видео.