Положение человека, признанного виновным в совершении преступления и отбывшего наказание является довольно тяжелым. При этом, лицам, отбывавшим наказание приходится намного тяжелее, чем тем, кто приговорен условному сроку. В период лишения свободы он живет по строгим тюремным правилам и утрачивается самостоятельность, он отвыкает заботиться о себе и во всем полагается на администрацию исправительного учреждения. В обществе человек получивший срок является гонимым, отверженным и оскорбленным и для его адаптации в нашем жестоком мире просто необходимо протянуть таким людям руку помощи. Ведь эти люди сталкиваются с проблемой сохранения социальных связей с близкими родственниками, друзьями, есть у них проблемы трудоустройства и жилищные проблемы, что способствует их повторному осуждению за преступление в виду невозможности адаптации в обществе.
П.4 Приказа Минюста РФ от 13 января 2006 г. N 2 "Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы" гласит, что подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в ИУ, начинается не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы и включает в себя:
проведение беседы с каждым осужденным, в процессе которой выясняется, где он намерен проживать, работать или учиться после освобождения из мест лишения свободы, имеется ли связь с родственниками, характер взаимоотношений с ними, его жизненные планы, готовность к обеспечению жизнедеятельности на свободе, с разъяснением ему целесообразности возвращения на место постоянного проживания и на предприятие, где он работал до осуждения;
проведение занятий с освобождающимися осужденными в "Школе подготовки осужденных к освобождению";
получение от освобождаемых письменных заявлений с просьбой об оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве по избранному месту жительства;
рассмотрение заявлений и принятие соответствующих решений по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве осужденным.
При этом согласно п. 11 этого Приказа осужденным даже предоставляют разрешения на краткосрочные выезды продолжительностью до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения.
Но к большому сожалению продемонстрировать трудовые навыки, профпригодность и свою порядочность этим людям просто не дают в отличии от обычных граждан По понятным причинам работодатели относятся к осужденным очень и очень насторожено и с огромным недоверием, а потому перестраховываясь отказывают в трудоустройстве под надуманной причиной, скрывая настоящую. Также существенную роль в отказе в прием на работу часто является отсутствие профессии, низкий уровень образования, а также полная апатия осужденного и отсутствие мотивации к трудоустройству.
При обращении к зарубежному опыту можно увидеть, что страны уделяют много внимания таким лицам, готовят осужденных к освобождению заранее.
Так например, в Германии с осужденным проводят консультации, касающиеся приобретения профессии, поиска жилья и работы для получения средств к существованию после освобождения. Федеральные ведомства по труду очень активно взаимодействуют с тюрьмами по вопросам трудоустройства и профессионального обучения граждан, заключенному предоставляется ряд льгот, например, краткосрочные увольнения из тюрьмы, недельный отпуск для решения вопросов, связанных с подготовкой к освобождению.
В США социальная работа с осужденными осуществляется службой пробации, которая оказывает социальную помощь условно осужденным и условно освобожденным в виде трудоустройства, материальной поддержки и предоставления жилья с целью профилактики рецидивной преступности.
В Финляндии и Великобритании наряду с государственными и социальными структурами широко развита сеть общественных, неправительственных организаций, которые финансируются и контролируются государством. Данные организации разрабатывают конкретные социальные программы, оказывают социальную помощь, привлекают к работе необходимых специалистов на общественных началах.
В ст. 351.1 Трудового кодекса РФ прописано, что к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах 3 и 4 ч. 2 ст. 331 настоящего Кодекса.
К большому сожалению на деле этот список гораздо шире и бывшим заключенным ни когда не устроится на работу в госслужбу, сотрудником ОВД, охранником, кассиром и т.д.
Назначение наказания в виде лишения свободны пусть даже и условно, кроме вышеперечисленных запретов подразумевает также не возможность баллотироваться на выборах в законодательные органы любого уровня. Согласно ст. 28 ФЗ № 114-ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ" выезд за границу условно-осужденных запрещен, до тех пор, пока испытательный срок не отбыт и наказание не снято или не амнистировано.
В настоящее время в РФ в качестве варианта для трудоустройства бывшим осужденным есть только возможность работы на стройке, грузчиком, водителем на грузовик в связи с чем, на мой взгляд, целесообразно в качестве варианта решения проблемы рассматривать вопрос работы ИП в сфере предоставления услуг населению в том числе и по специальности, полученной в заключении.
Очень большую помощь осужденному в РФ оказывают фонды и реабилитационные центры для осужденных, которые предоставляют жилье на первое время, помогают трудоустроится и адаптироваться в непростой жизненной ситуации, к большому сожалению их очень мало и помочь всем они просто не могут.
На мой взгляд для решения проблемы адаптации и трудоустройства осужденных необходимо издать рад актов об обязательности получения профессионального образования осужденным и предоставлении льгот частным и государственным организациям (различные денежные выплаты, снижение налога и т.д.) в случае трудоустройства таких лиц, организовать обязательное официальное трудоустройство, желательно с дальнейшим карьерным ростом и помогать в ресоциализации. Создание различных фондов, помогающих адаптироваться осужденным в реальной жизни, предоставляющих возможность временного проживания, на период адаптации также будет способствовать не совершению повторного преступления бывшими заключенными.