Не секрет, что современная индустрия видеоигр переживает застой. Большинство крупных издателей на корню пресекает любые смелые и интересные идеи от разработчиков, поскольку все это несет с собой серьезный финансовый риск.
Поэтому из года в год мы получаем практически идентичные игры для ПК, выходящие в рамках десятка-другого громких франшиз, вроде Assassin’s Creed, Battlefield, Far Cry, Tomb Raider, Fallout и так далее. А иногда нам достается и того меньше – очередное DLC, новый режим или комплект дополнительного контента. Разумеется, все это за очень даже немаленькую цену.
Плюс не стоит забывать про огромное количество игр-клонов, которые пытаются подрожать успешным проектам (например, Diablo, Counter-Strike, PUBG, и т. д.), но при этом отличаются куда более посредственным качеством. Сюда же можно отнести сотни однотипных игр, выходящих в рамках определенного жанра или поджанра, наиболее популярного в тот или иной период времени.
Вспомним недавнее безумие с Battle Royale, когда чуть ли не каждую неделю появлялись 2-3 новых игры в жанре «Королевская битва». Или происходившую чуть ранее чехарду с MOBA играми и аренными шутерами с уникальными героями, возникшую вследствие невероятной популярности Overwatch, League of Legends, Dota 2, Team Fortress, Paladins, Heroes of the Storm и некоторых других игр.
В общем, кризис идей и недостаток смелости среди ведущих геймдизайнеров современности налицо. Хотя иногда это является результатом «корпоративной жадности», когда руководство крупных компаний, не желая идти сложным и рискованным путем, лишает разработчиков самостоятельности и требует от них создания игр в рамках тайтлов, являющихся проверенными и приносящими стабильную прибыль, без серьезных изменений в геймплее.
Мы же решили немного поностальгировать и вспомнить культовые проекты для PC и консолей, которые приятным образом потрясли индустрию игр, принеся принципиально новые и интересные идеи. Итак, представляем список лучших игр, выход которых имел важное историческое значение для геймдева и которые должны быть знакомы каждому геймеру.
GAMEHATA - наша группа «ВКонтакте»
Half-Life (1998)
Начнем с самого банального и очевидного. Half-Life – фантастический шутер от Valve, который:
- показал, что геймплей и сюжетное развитие могут выступать как единое целое, причем в этом случае получается все в два раза интереснее (никаких видеовставок, история раскрывается прямо во время игрового процесса);
- принес в мир FPS продуманные головоломки, основанные на экспериментах с физикой и взаимодействии с окружением (джамп-пазлы, манипуляции с бочками и коробками, детальное изучение локаций в поисках скрытых объектов и так далее);
- первым из шутеров от первого лица продемонстрировал цельный и взаимосвязанный мир (комплекс «Черная Меза»), пускай и разделенный на отдельные главы с подзагрузками;
- принес с собой невероятный AI противников (касается бойцов HECU и черных оперативников), действующих тактически грамотно, скоординировано и очень правдоподобно.
Сюда же можно включить невероятную атмосферу, шикарную музыку, потрясающий дизайн окружения, но все это носит уже субъективный характер.
Alone in the Dark (1992)
В 1992 году студия Infogrames совместно с Krisalis выпускает на ПК игру Alone in the Dark – предвестника жанра трехмерных хорроров, ставшего одним из наиболее популярных его представителей. Позже Alone in the Dark превратилась в очень неплохую серию игр ужастиков. К сожалению, сегодня она является почти забытой и новые игры в рамках Alone in the Dark вряд ли появятся в ближайшее время. А все из-за провальных последних частей, Alone in the Dark: Illumination и перезапуска Alone in the Dark 2008 года, получивших разгромные отзывы, причем вполне заслуженные.
Mortal Kombat (1992)
Mortal Kombat – одна из известнейших франшиз в мире файтингов, отличающаяся от всех прочих его представителей мрачным фэнтези сеттингом и обилием жестокости. Последнее проявляется в различных формах, но в первую здесь следует вспомнить Fatality – брутальные добивания обессиленного противника всякими шокирующими способами.
Fallout (1997)
Ролевая игра от Black Isle Studios, популяризовавшая постапокалиптический сеттинг в компьютерных играх и положившая начало самой известной франшизе на эту тему.
GAMEHATA - наша группа «ВКонтакте»
Dark Souls (2012)
Конечно, тут можно было бы вспомнить Demon’s Souls – все-таки она появилась на пару лет раньше, чем Dark Souls. Однако она вышла лишь на PS3, и что бы там не говорил, не получила такой известности, как Dark Souls. Последняя же стала родоначальником хардкорных ролевых экшенов с очень чувствительной боевой системой (или по крайней мере тем, кто принес это в массы).
Amnesia: The Dark Descent (2010)
Сурвайвал хоррор от Frictional Games, авторов серии Penumbra. Опять же, на это место можно было поместить Penumbra: Overture, ибо эти две серии довольно близки по геймплею. Но Overture получалась довольно сыроватой и неуклюжей, поэтому и не получила столь широкого признания, как The Dark Descent и A Machine for Pigs. Это чистой воды сурвайвал хорроры, заставляющие игрока дрожать от собственной беспомощности, кошмарной обстановки вокруг и неизвестности. Ибо если в Silent Hill, Resident Evil или Alone in the Dark у героя была хоть какая-то возможность отбиваться и определенные знания о ситуации, то в Amnesia он может лишь убегать и прятаться от своего жуткого преследователя, не имея понятия о том, что же происходит вокруг.
Rust (2018)
Самая известная многопользовательская игра на выживание, с восхитительным экшеном и безграничным крафтом. Именно она в свое время принесла моду на многопользовательские сурвайвалы с самыми разными сеттингам.
Diablo (1996)
Родоначальник изометрических Action/RPG, где на первом месте бесконечное кромсание монстров и сбор лута. Имеет множество клонов и в ближайшее время получит мобильное продолжение - Diablo Immortal.
Silent Hill (1999)
Игра, давшая начало самой самобытной серии хорроров на ПК. Пугала и интриговала Silent Hill как ни одна другая игра на свете, причем страх вызывали не насилие и жестокость (хотя их здесь хватает), а глубокий психологический дискомфорт от сюрреалистического окружения.
Серия Wolfenstein
Wolfenstein определенно заслуживает место в нашем топе игр, причем сразу серией, поскольку сразу несколько ее игр сильно повлияли на игровую индустрию. В 1981 году вышла первая игра в ее рамках - Castle Wolfenstein. Она стала первым стелс-экшеном на PC, пускай и весьма примитивным: с двухмерной графикой и очень условным геймплеем. В 1992 состоялся выход Wolfenstein 3D – совершенно другой игры, считающейся первым представителем шутеров от первого лица с псевдотрехмерной графикой. Ну а далее эстафету подхватили Doom и Quake, также имеющие статус культовых представителей жанра.
GAMEHATA - наша группа «ВКонтакте»
Quake (1996)
Игра, выход которой ознаменовал собой начало эпохи киберспорта. Ибо именно многопользовательский режим Quake впервые привлек к себе внимание огромного количества игроков, участвовавших в различных официальных соревнованиях по «Квейку» и позже получивших именование «прогеймеры».
Minecraft (2011)
Игра-феномен, которая по непонятным причинам привлекает к себе внимание миллионов игроков наиболее юного возраста. Все, что предлагает Minecraft, это открытый случайно генерируемый мир из кубов, который можно свободно изменять и исследовать, а также стандартную систему крафта и строительства.
PlayerUnknown's Battlegrounds
Онлайн шутер, получивший бешеную популярность в 2017-2018 годах. И хотя PUBG не является основателем жанра Battle Royale, именно он стал главным его популяризатором и дал начало огромному количеству подражателей, включая Fortnite Battle Royale, сумевшей превзойти своего прародителя.
Dune 2000 (2000)
Игра-стратегия, придавшая жанру RTS тот вид, в котором мы его знаем и любим.
Terraria (2011)
Игра от Re-Logic, доказавшая, что время двухмерных игр отнюдь не прошло. Для этого ей пришлось лишь объединить элементы платформера и сурвайвала, перенеся действие в красивый, открытый и свободно изменяемый мир с пиксельной графикой.
StarCraft (1998)
Идеально сбалансированная фантастическая стратегия от Blizzard Entertainment, до настоящего момента являющаяся одной из ключевых киберспортивных дисциплин.
Ultima Online (1997)
Первая успешная MMORPG, предложившая все то, что мы привыкли видеть в играх подобного рода.
Counter-Strike (2000)
Самый популярный онлайн шутера на PC, выросший из любительского дополнения для Half-Life).
Список, конечно, еще очень далек от завершения, однако он уже получился довольно объемным. По этой причине мы заканчиваем и надеемся, что в будущем нас все же ожидает немало хороших игр, которые принесут с собой потрясающие изменения и интересные идеи.