60 подписчиков

Мнение психологов - мультик "Маша и медведь"

2,3K прочитали
Пока все обсуждают наличие или отсутствие политического подтекста в мультфильме "Маша и медведь" мы посмотрим на него с правильной стороны - то есть со стороны детской психологии.

Пока все обсуждают наличие или отсутствие политического подтекста в мультфильме "Маша и медведь" мы посмотрим на него с правильной стороны - то есть со стороны детской психологии. Ведь это анимационный сериал для детей и уже в меньшей степени для взрослых (да-да! мультфильм обрел немало фанатов в возрасте 20+). Кстати, по данным ВЦИОМ, более половины взрослых россиян обожают смотреть мультфильмы. Свою любовь к этому жанру наши соотечественники (56 %) объясняют тем, что мультфильмы честные, учат добру, помогают отвлечься от реальности, напоминают о детстве и повышают настроение.

Психолог с кандидатской степенью, автор нескольких книг по психологии и многодетная мама - Лариса Суркова - поделилась своим мнением о мультфильме "Маша и Медведь" в официальном аккаунте Instagram - @larangsovet.

"Я обожаю этот мультик. Смешной, озорной, но.... Мне то 40. А вот детям до 5 лет я бы его не рекомендовала. Или если очень хочется, то одну серию. Мультик шикарный, но с позиции коммерческой выгоды! Его делают умные люди, знающие детскую психологию.

Детям важно иметь возможность отследить происходящее от начала до конца. Обычно, в возрасте до 3 лет, это 30-45 секунд. Примерно, как продолжительность рекламы. Маша построена на этом. Каждая серия состоит из мини кусков, по 30-45 секунд. Бежит она, бежит, тут бежать перестала, стала варенье есть, перестала есть, стала дом громить. И так сюжеты меняются без конца. Ребенок воспринимает информацию и в буквальном смыслы зомбируется благодаря этой частой смене деятельности внутри серии. А когда она заканчивается, может выдать солидную такую истерику. Малыш устал и выражает это своим поведением. Да и само поведение героини, вызывает сомнения... В целом это все вместе перевозбуждает маленького ребенка. А вот для детей по-старше, способных делать выводы и обсуждать сюжет он вполне подходящий. Поэтому мой вердикт. Показан детям старше 5 лет."

Ещё один эксперт дал оценку этому мультфильму. Лидия Матвеева, профессор кафедры методологии психологии факультета психологии МГУ, доктор психологических наук.

"Мультсериал «Маша и медведь» сделан по законам детского восприятия и поэтому нравится детям. Как специалист, я считаю, что этот мультсериал наносит вред детской психике, более того, с психологической точки зрения — это «информационная бомба», заложенная под российский менталитет.

Если анализировать видеоряд, то можно увидеть, что картинки в мультфильме меняются достаточно быстро — у ребенка, который часто и много смотрит серии мультика может возникнуть логоневроз, поскольку когнитивная информация, которую он получает, не усваивается.

В первой серии мультфильма происходит знакомство с героями. Как только девочка появляется на экране, видим реакцию животных - все зверюшки прячутся понадежнее. С самого начала закладывается противодействие ребенка и природы. Как психологи, мы знаем, что маленькие дети, наоборот, часто ассоциируют себя с животными, они воспринимают себя как часть природы и находится в гармонии с ней. Авторы мультфильма эту связь разрушают, показывая ребенку, что окружающий мир и все, кто в нем живет — всего лишь средства для достижения твоей цели.

Мы видим, что героине очень сложно определить границы своего поведения. Она постоянно безнаказанно нарушает социальные нормы, получая за это позитивное подкрепление. То есть, отец (русский ментальный образ медведя) не является авторитетом, отца можно использовать как угодно. Послание, которое скрыто получают девочки при просмотре этого мультфильма: «Мир — это интересное место, где ты — главная, ты можешь играть с этим миром и делать всё, что хочешь. Даже если ты нарушишь все социальные табу, с тобой всё будет хорошо». На детей это действует страшно, потому что позитивное подкрепление учит их тому, что такое поведение — безопасное и желательное.

Спектр эмоций, которые демонстрирует Маша, очень ограничен — даже не самый развитый ребенок испытывает намного больше эмоций. Она даже свою собственную боль, например, когда падает, не переживает. Как биоробот, она не воспринимает критику, к состоянию окружающих относится равнодушно — в одной из серий она создает очень трудную ситуацию для Деда Мороза (сакральный, архетипический персонаж) и забавляется этим. И таких примеров можно привести множество.

Как специалиста меня больше всего беспокоит, что авторы мультипликационного сериала по каким-то причинам, сознательно или неосознанно, создали для наших детей героиню, которая лишена способности любить. В ней нет того, что лежит в основе женского начала — принятия, сочувствия и нежности. Мы знаем, что дети учатся воспринимать этот мир, подражая любимым героям. Образ героини — это пример, на который будет ориентироваться маленькая девочка, поэтому психологам и родителям нужно очень внимательно посмотреть на тот образ героини, которые создали авторы, и решить для себя — хотят ли они, чтобы дети воспринимали мир и общались так, как общается Маша? А как эта выросшая Маша будет относиться к собственным детям?"

Пока все обсуждают наличие или отсутствие политического подтекста в мультфильме "Маша и медведь" мы посмотрим на него с правильной стороны - то есть со стороны детской психологии.-2

Заместитель директора Института психологии РАН Андрей Юревич порассуждал о мультфильме в рамках сравнения современной анимации с советской. "В отличие от мультфильмов советского времени, почти каждый из которых содержал какую-нибудь мораль и был ориентирован на воспитание, нынешние мультфильмы только развлекают, но не воспитывают, что выражает общую траекторию развития нашего общества: от познания и воспитания - к развлечению. Бросается в глаза поведение современных мультгероев. Они постоянно кого-нибудь пинают и дубасят, причем младшие, например Маша, уверенно пинают старших по возрасту, в чем тоже трудно не усмотреть характерный для молодых современников культ агрессивности и демонстративное неуважение к старшим, хотя и в смягченном виде. Кроме этого, возникает впечатление, что нынешние мультфильмы какие-то недобрые. У Маши из "Маши и медведя" лицо ребенка, от которого можно ожидать чего угодно".

Пока все обсуждают наличие или отсутствие политического подтекста в мультфильме "Маша и медведь" мы посмотрим на него с правильной стороны - то есть со стороны детской психологии.-3

В этом же ключе искал сходства и различия между мультфильмами Вячеслав Назарук, художник-постановщик мультфильмов "Крошка Енот", "Мама для мамонтенка" и серий про кота Леопольда. В комментариях "Российской Газете" он сказал следующее:

"В мультике "Ну, погоди!" ребенку (в лице главного героя - волка) можно сделать то, что не разрешают мама и папа, например разбить статую в музее. Это называется психологическая реабилитация. Мы смеемся, болеем за зайчика. А Маша - хулиганка, она мучит медведя, она просто настоящее исчадие ада. Что происходит дальше? Мы привыкаем к этому. Да, психологическая реабилитация начинает работать, но она зашкаливает.

Это лишь некоторые мнения психологов о современных мультфильмах. Но самое интересное в их мыслях то, что нельзя 100% перекладывать вину на современные мультфильмы за плохой характер, капризы и неуважительное отношение детей к взрослым, животным и любым окружающим личностям. Как раз в большей степени в таких трансформациях детской психики виноваты лень родителей или недостаток внимания, ласки и любви к ребенку (пусть даже по причине загруженностью работой). Согласитесь, если мама или папа практически всегда, когда есть возможность, занимаются с ребенком (читают, играют, рисуют, поют, объясняют, дарят свою нежность и внимание), то детские эмоции от такого времяпровождения способны перекрыть любой негативный интуитивный подтекст мультика. Потому что родители для малыша - пока ещё авторитет, а этот авторитет делает всё по-доброму и делает это гораздо чаще и в большем объёме, чем Маша, например, творит бардак в 5-минутной серии. Здесь можно сыграть на банальном количестве хорошей и плохой информации, упрощённо назовём это так. "Заливайте" в ребенка больше позитивного и правильного посредством собственного общения с ним. Максимально сократите возможность самостоятельного получения детьми "нелегальной" информации извне. А если таковое происходит - давайте собственные комментарии происходящему. Поверьте, на серьёзные темы можно разговаривать даже с 2-леткой, и он поймёт вас правильно, если вы, конечно, сможете организовать контакт и донести свою мысль.

Оригинальная статья на официальном сайте информационного проекта "Мама знает"