Интерес к известным людям всегда притягивал внимание. Каждый из нас хотя бы раз в жизни мечтал встретиться и сфотографироваться со знаменитостью. И такая возможность появилась! Всё благодаря усилиям одной женщины - Анны Марии Гросхольц (известной всему миру как мадам Тюссо).
Родилась она в далёком 1761 году в Страсбурге. Её отец, эльзасский офицер, умер ещё до её рождения, а воспитанием занимался отчим — Филипп Вильгельм Кёрций, который был доктором и изготавливал анатомические модели из воска.
Благодаря стараниям Филиппа, Мария быстро освоила его мастерство и увлеклась этим занятием. Рисовала вначале портреты людей, а затем стала изготавливать вместе с отчимом восковые фигуры в их медицинской мастерской.
В 1771 году её отчим решил в своей мастерской разместить восковые скульптуры Людовика XVI и Марии-Антуанетты. Успех был грандиозный, сам французский король решился взглянуть на своего двойника. Правда, Мария в то время только продавала входные билеты. Однако, чуть повзрослев, и сама стала принимать активное участие в создании уникальных скульптур очень похожих на свои знаменитые оригиналы.
Свою первую работу она вылепила уже в 16 лет. Это была фигура Вольтера (сейчас его восковая скульптура хранится в музее в Лондоне). С Франсуа Мария познакомилась совершенно случайно, её пригласили на сеанс моделирования лица великого писателя в особняк на улицу Бон, в котором долгие годы жил выдающийся классик пера.
И уже через какое-то время Мария открыла свою галерею: вела финансовые документы, лично занималась закупками воска, тканей и настоящих волос. Думала она и о размещении, освещении, оборудовала выставочные залы, устанавливала множество зеркал, чтобы увеличить пространство и замаскировать неестественный и бледноватый цвет воска экспонатов.
Но галерея приобретает грустную славу, и мадам Тюссо решает создавать фигуры не только ушедших в мир иной, но и копии живых героев. Первым становится Робеспьер, который совсем не возражал иметь своего двойника в галерее талантливой мастерицы. Многие известные люди были увековечены мадам Тюссо, а любознательные посетители с интересом приходили в её галерею смотреть на новые восковые фигуры.
Позже у Марии появилась идея создания целых исторических сцен, которые бы воспроизводили значимые моменты той эпохи. В апреле 1798 года фигуру Наполеона ей заказывает и Жозефина Богарне.
А в 1802 году Мария переезжает в Лондон. Заинтересовавшись английской историей, экспозиция пополняется и фигурами Ричарда Львиное Сердце, Генриха VII, Марии Стюарт, а также легендарного Кромвеля.
Однако, не всегда всё было хорошо в её жизни. Так, в 1804 году после путешествия по Ирландии, затонул корабль, перевозивший в Ливерпуль восковые фигуры мадам Тюссо. Это стало большой потерей для Марии, и ей пришлось начать всё с нуля.
Позже она решает создать «Комнату ужасов», в которой будут воспроизведены самые кошмарные преступления века. Эдинбургский палач Джон Уильямс даже позволил Мари приходить к смертникам и снимать у них маски перед самой казнью. Так, постепенно и «заселялась» знаменитая комната.
Мадам Тюссо была довольно активной дамой и работала в своей мастерской почти до 85 лет, в её галереях были представлены более 3 тысяч восковых фигур. А самой последней её работой стал вот такой карикатурный автопортрет.
Рассматривая многие восковые экспонаты, поражаешься тонкостью и детальностью их проработки. В каждой работе соблюдены все особенности и нюансы внешности оригинала: цвет волос, длина ресниц, веснушки и многое другое. Эти фигуры выполнялись настолько качественно, что порой невозможно было и отличить где живой человек, а где его двойник.
Обратите внимание на современные экземпляры, например, фотомодель и актрису Айшварию Рай. Смогли бы вы догадаться где на фото стоит актриса, а где её восковая копия?
Мне всегда хотелось посетить музей восковых фигур, правда, в Лондоне я не была, но в одном из его филиалов — в Вене. Это было что-то удивительное и необычное. Перед глазами возникали: поэты и учёные, короли и певцы, политические деятели и актёры.
Я увидела фигуры императора Франца Иосифа, Моцарта, и грациозную Марию Терезию. Казалось, что все смотрят на тебя, а кое-кто готов уже и протянуть руку. Понравилась мне и восковая фигура знаменитой императрицы Сисси.
Многих ведёт сюда лишь простое любопытство, другие приходят для того, чтобы сфотографироваться с лидерами своих стран, в Лондоне — с королевой Елизаветой II.
На создание такого достоверного образа уходит около четырёх месяцев работы целой команды из двадцати мастеров. Поистине титанический труд, вызывающий неподдельное восхищение миллионов посетителей!
Начавшееся ещё в конце XVIII столетия увлечение мадам Тюссо к нашим дням превратилось в целую империю развлечений и своеобразный туристических аттракцион. Её потомки продолжают работу своей знаменитой прапрабабушки, открывая всё новые экспозиции и филиалы в разных уголках по всему миру.
Подписывайтесь на мой канал, будет интересно :-)