Найти тему
minskblog

Троттлинг головного мозга или почему тупеет аудитория?

У всех современных процессоров есть встроенный механизм для защиты процессора от термических повреждений при перегреве системы, он называется троттлингом (от английского throttle не путать с троллингом). Когда нагрузка на процессор становится слишком большой, а температура приближается к критической процессор начинает пропускать такты, снижая таким образом собственную эффективность и производительность.

Производители контента - журналисты, авторы, болгеры, ютуберы всё чаще и чаще начинают жаловаться на то, что аудитория тупеет. Буквально 5-10 лет назад ей можно было скармливать объемные тексты, получать отдачу в виде осознанных комментариев, а сегодня статья на чтение которой уходит больше двух минут уже воспринимается как лонгрид:

Многие читатели не вникают в суть текста, а только скролят картинки. Если картинок нет, пользователи вообще читает к посту интерес. На ютубе люди смотрят ролики на 1,5х скорости и стараются выбирать легкий контент - который не напрягает мозг:

На самом деле причина такого поведения пользователей не в отупении, а в той лавине информации, которая свалилась на нас за последние несколько лет. В 2011 году общемировой объем данных составлял 1,8 зетабайт (миллиардов терабайт), к 2016-му он уже превышал 16 зетабайт, а к 2025 году объем информации во всем мире должен увеличиться до 163 зетабайт, то есть вырастет в 100 раз менее, чем за 15 лет:

Человеческий мозг не приспособлен для обработки и анализа таких объемов информации, поэтому когда он чувствует, что предел производительности близок, начинает вести себя как процессор в режиме троттлинга, снижая собственную эффективность и производительность, чтобы не свести своего владельца с ума:

Дело в том, что человеческий мозг - самый энергоёмкий орган, имея массу всего 1,5-2% от общей массы тела он потребляет до 25% всей энергии организма в режиме высокой производительности. Достаточно пары дней работы в таком режиме, и у человека наступит нервное истощение, поэтому предпочтение легкого и ненапряжного контента - это естественная защитная функция организма, а не показатель тупости аудитории:

К сожалению, тенденция лавинообразного увеличения объемов информации не оставляет никаких надежд на улучшение ситуации. Чем больше данных будет генерироваться авторами, тем более непостоянной и невнимательной будет аудитория и тем более эпатажные способы привлечения внимания вынуждены будут использовать создатели контента.

А вы заметили как изменились ваши предпочтения за последние 5-10 лет? Или вас по-прежнему не пугают длинные тексты без картинок и высокоинтеллектуальные видосы без юмористических вставок?