160 подписчиков

8 лет ада в музыкальной школе

C детства я была влюблена в музыку. Мне нравилось абсолютно все, что с ней связано. Поэтому когда родители спросили, хочу ли я пойти в музыкальную школу, мой ответ не заставил себя долго ждать — «да». Но эта история не о моей успешной скрипичной карьере или безграничной любви к этому месту. Она о токсичных учителях и напрочь отбитом желании браться за любой музыкальный инструмент.

Начнем с того, что я попала к одному из самых строгих и требовательных педагогов, которому по классике жанра уже давно пора на пенсию. Но по неведомой причине он считает, что музыкальная школа без него пропадет, и детей, конечно, лучше уже никто не выучит. Это была женщина, которая каждое первое сентября твердила, что этот набор учеников последний, но как можно догадаться, это были всего лишь слова. У данного педагога, которого для удобства я буду называть C.П., есть приличное количество выпускников, некоторые из которых даже работают в музыкальной сфере и несколько лет назад с удовольствием участвовали в жизни нашей школы.

Казалось бы, что может пойти не так? Опытный педагог — всегда плюс в обучении. Безусловно, но есть несколько «но»: сложный характер, консервативные взгляды и несдержанность, выражающиеся в оскорблениях и переходах на личность, если что-то пошло не так. Вы резонно можете спросить: «Как такой учитель выучил тех учеников, которые сейчас играют в оркестре и гастролируют по всему миру?». Ответ крайне простой. Тех детей учила молодая С.П., а как известно, все скверные качества и тараканы вылезают по мере старения. Я на своем примере заметила, что отношения с преподавателем ухудшались с течением времени.

C каждым годом она позволяла себе все больше и больше — от замахивания смычком до: «Ты че тупая?!», «Ты мне морды-то козьи не строй, все равно не выйдешь отсюда, пока не выучишь», «Моя внучка все-таки талантливее тебя», «Мне все равно, что у тебя температура, жду сегодня на уроке». Апогеем ее нападок и попыток меня задеть стало высказывание о моих родителях. Она недолюбливала их за то, что они часто не приходили на собрания, не имея возможности отпроситься с работы ради лекций С.П. и сбора денег на занавески. По ее мнению, если ты не посещаешь филармонию, не ходишь на собрания в музыкальную школу и не заставляешь своего ребенка заниматься скрипкой по 10 часов в неделю, то ты просто быдло. Я была в шоке от услышанного о моих родителях и крайне возмущена ее вольностью в высказываниях.

C детства я была влюблена в музыку. Мне нравилось абсолютно все, что с ней связано. Поэтому когда родители спросили, хочу ли я пойти в музыкальную школу, мой ответ не заставил себя долго ждать — «да».

Нахождение там становилось пыткой, но несмотря на это, я все равно неплохо училась. Еще с начальных классов, С.П., видя определенные успехи, начала давать мне программу старших классов, отправляя мою кандидатуру на огромное количество конкурсов и концертов. У меня был рейтинг самых нелюбимых, среди которых каждый год лидировал концерт, посвященный 9 мая: от него нельзя было откосить. Уважительной причиной не являлись даже купленные билеты в другой город. Либо ты принимаешь в нем участие, либо «я больше не жду тебя в стенах школы». Все бы ничего, если бы участников не заставляли играть под дождем и сильным ветром в сопровождении фонограммы при температуре +10. Обязательным дресс-кодом являлась белая блузка. Ну и отмороженные конечности, естественно. Спустя несколько лет обучения, С.П. перевела меня с общеобразовательной программы, которая длилась 5-6 лет, на предпрофессиональную, длящуюся уже 8. Узнала я об этом в 6 классе, когда после инцидента с родителями (ее высказывании о них) на полном серьезе хотела оттуда свалить. Узнав об этом, она начала уговаривать меня остаться, оправдывая себя тем, что я неправильно все поняла. Хотя, что можно было понять неправильно, когда все было сказано прямым текстом?

Учитель по специальности — полбеды. Другую половину составили педагоги по сольфеджио и музлитературе, рассказывать про которых крайне «весело». В первом классе у нас был отличный преподаватель по этим предметам, которая, к сожалению, долго здесь не проработала. Ее начали заменять разные учителя. Сначала это была педагог, которая рассекла своей ученице губу, после чего ее, конечно же, уволили. Затем нам поставили женщину, преподававшую у нас в 3 классе. Она после 40 минут объяснения о том, что такое вальс, задала сочинить его самостоятельно. Не удивительно, что все провалились с этой задачей.

C детства я была влюблена в музыку. Мне нравилось абсолютно все, что с ней связано. Поэтому когда родители спросили, хочу ли я пойти в музыкальную школу, мой ответ не заставил себя долго ждать — «да».-2

Но больше всего я не любила и даже боялась учительницу по ритмике, впоследствии ставшую преподавателем, и по сольфеджио, и по музлитературе. Честно говоря, она была немного неуравновешенной, так что каждый ее урок для нас был словно лотерея на удачу. Если у нее плохое настроение — беги куда подальше, а лучше вообще не попадайся ей на глаза. Что уж там говорить о выполнении домашнего задания. Неправильно? Ищи свою тетрадь на полу, потому что она не смогла до тебя долететь. Подобные ситуации были не в новинку, они повторялись почти каждый урок. Но разве такое поведение можно считать адекватным? Неужели офисный работник может изливать гнев и недовольство на своих коллег? Нет. Тогда почему учителя считают, что могут так поступать и ставить себя выше учеников? Лично меня это всегда удивляло.

К сожалению, наша система обучения построена таким образом, что учитель находится «выше» ученика. По этой причине многие преподаватели, пользуясь своим положением, не упускают возможности показать свое превосходство. Не в знаниях и опыте, а в возможности тобой управлять: «Куда собралась? Звонок для учителя», «А перемена тебе для чего была дана, сиди терпи», «Меня не волнуют твои дополнительные занятия, ты не уйдешь, пока я не увижу результата».

В общем, после 8 лет мучений я наконец закончила музыкальную школу. По правде говоря, я бы 100% ушла оттуда еще в 6 классе, если бы моя бабушка не заставила меня там остаться. В последний год я уже настолько от всего устала, что нередко не приходила на уроки под разными предлогами. Но несмотря на все мои прогулы и опоздания на пол-урока, я все равно закончила музыкальную школу с отличием. Большую роль в этом сыграл карантин. А именно то, что не нужно было сдавать предметы вживую. Самым главным было то, что произведения можно было перезаписать, если что-то пошло не так.

Получив красную корочку и оставив скрипку в классе, в который больше никогда не вернусь, я не почувствовала ровным счетом ничего. Я как будто бы не осознавала, что все прежние обязательства, постоянная ответственность и угрызения совести из-за того, что я не берусь за скрипку в каникулы могли когда-нибудь закончится. Только сейчас ко мне пришло осознание того, насколько я счастлива освободиться от этого бремени. У меня наконец появилось время на рисование, отдых и общение с друзьями. Никто больше не заставляет меня играть в ансамбле в мой единственный выходной.

C детства я была влюблена в музыку. Мне нравилось абсолютно все, что с ней связано. Поэтому когда родители спросили, хочу ли я пойти в музыкальную школу, мой ответ не заставил себя долго ждать — «да».-3

Порой мне снятся кошмары, что я вынуждена вернуться в стены музыкальной школы. Каждый раз я просыпаюсь в холодном поту, только от одной мысли об этом. Однако если бы меня спросили, хотела бы я что-нибудь изменить и не пойти в музыкальную школу, скорее всего, мой ответ был бы — «нет», несмотря на весь негативный опыт. Разве что, я бы точно ушла после 6 класса. Но если не смотреть на негатив, токсичных учителей и отбитое желание заниматься музыкой, я все-таки получила и позитивный опыт. Я с точностью могу сказать, что поблагодарила бы музыкалку за людей, с которыми здесь познакомилась. За все наши послеурочные прогулки, миллион историй и веселые моменты. Я, наверное, могу сказать, что стала более стрессоустойчивой и как-никак знаю, что в слове фасоль спрятались «фа» и «соль» (очень важная информация).

Теперь и вы получили частичку моего опыта. И в заключение могу сказать только то, что в музыкальной школе можно учиться для общего развития. Но если вы не собираетесь становиться музыкантом и работать в филармонии, на 8-ми классовую программу лучше не идти. А если вдруг ваш ребенок жалуется на поведение преподавателя, то стоит обратить на это внимание, потому что, как мы увидели, учитель тоже бывает не прав.

Автор: Надя Левина

Редактор: Анастасия Байкузина

Иллюстрации: Валерия Киселева