Найти тему

Возрождение из пепла: обретет ли липецкий трамвай былую мощь?

Всем привет!

Признайтесь, не ожидали новой статьи на данном канале? А канал возрождается, словно феникс из пепла! Перед всеми вами, мои дорогие читатели, хочу извиниться за долгий перерыв, связанный с личной загрузкой и рядом других обстоятельств. Но теперь надеюсь, что снова смогу регулярно радовать вас новым материалом! Также, хочу сказать огромное спасибо тем, кто остался и ждал новый материал! Надеюсь, удастся наладить стабильный выпуск материала раз в две недели (с дальнейшим выходом на еженедельную регулярность), чтобы снова и снова радовать вас контентом. Что же ожидает впереди? Предполагаю, формат канала останется тем же: будут обзорные статьи транспортных систем городов России, а также зарубежных государств, будет статья с перспективами развития транспорта в Москве на 2021 год, а также рассмотрим формат статьи с перспективами развития в других городах нашей страны, в одной из статей изучим подробнее существующую программу БКАД, а также будет подготовлен материал на две новые темы: водный транспорт и выход карты «Тройка» за пределы Москвы.

Трамвай КТМ-5А на маршруте 1 в городе Липецк. Автор фото: Фандюшин Максим
Трамвай КТМ-5А на маршруте 1 в городе Липецк. Автор фото: Фандюшин Максим

А теперь, перейдем непосредственно к сегодняшней статье. Как, наверное, вам стало ясно из названия, речь пойдет о трамвайной системе славного города Липецка.

Первые мысли о трамвае как виде городского транспорта в городе возникли еще в начале 40-х годов 20 века. Тогда, несмотря на тяжелые годы Великой Отечественной войны, стоял вопрос развития городов советского государства, в том числе и Липецка. Требовалось восстанавливать поврежденные участки города, а также развивать его инфраструктуру. В, частности, это говорилось о коммуникациях, промышленности. Развивался недавно созданный на базе «Станкостроя» Липецкий тракторный завод (чаще его называли аббревиатурой ЛТЗ). Вокруг него, соответственно, развивали жилую инфраструктуру для сотрудников предприятия. В 1944 году данный поселок, именуемый Тракторным, вошел в состав Липецка как одноименный район.

Трамвай КТМ-5М3 на маршруте 1 в городе Липецк. Автор фото: Фандюшин Максим
Трамвай КТМ-5М3 на маршруте 1 в городе Липецк. Автор фото: Фандюшин Максим

С транспортной доступностью в те времена в городе было очень плохо: электротранспорта не было ни в каком виде, автобусы Липецкой конторы автомобильного транспорта ушли на фронт (как и многие другие автобусы страны в те годы). Из транспорта оставались грузовые автомобили, которые являлись лишь объектом случайного подвоза людей: кого-то «подбрасывали» по пути, кто-то ездил, как модно сейчас говорить, «зацепом». В любом случае, ни регулярности, ни маршрутности, ни уж тем более безопасности никакой не было. При этом, город рос: появлялись новые заводы, жилой массив рос словно грибы после дождя. Городу срочно требовался пассажирский транспорт, способный удовлетворить столь резко возникший спрос на данную услугу. Тут-то и появилось предложение об организации трамвайной линии.

В столицу направили прошение о разработке проекта трамвайной линии. Спустя время профильные институты подготовили полный проект трамвая в Липецке. Активная фаза строительства началась в 1946 году. Естественным для того времени был факт, что никаких специальных строительных компаний, осуществлявших подобное строительство, в городе не было, как не было и соответствующего финансирования и даже техники. Но выход нашелся – на строительство столь важного объекта выходили сами липчане: после работы, во время всеобщих субботников. Все старались помочь построить столь важную артерию для города. Конечно, строительство затянулось на год с лишним, но, тем не менее оно шло и уже к октябрю 1947 года были завершены все монтажные работы по укладки пути. К слову сказать, изначально была сконструирована однопутная линия между Спиртзаводом и районом ЛТЗ, длиной почти в 5 км, с тремя разъездами: возле возводимого депо и остановок «Шлаковый откос» и «Канатка». В город поступило примерно полтора десятка вагонов типов Х и М, все были б/ушные из соседних городов (в том числе из Саратова, Сталинграда (ныне Волгоград)). Состояние было у них тогда крайне изношенное, поэтому их сразу отправили на капитальный ремонт во всевозможные цеха, действующие в черте города. Контактную сеть повесили не сразу. Так, 7 ноября 1947 года, в честь 30-летия Октябрьской социалистической революции, состоялся технический запуск трамвая, который первое время перемещался благодаря мотовозу. Позднее, после монтажа контактной сети, трамваи смогли самостоятельно перемещаться по городу. К слову, ходили они в сцепках-поездах: один моторный вагон, другой – прицепной. Фактический запуск состоялся несколькими днями позднее, 11 ноября, когда были устранены все «шероховатости» линии. Проезд на этом местом чуде стоил 5 копеек. Заполняемость вагонов оказалось колоссальной. Все, за что можно было зацепиться и на чем можно было проехать – все было использовано пассажирами для этой цели. Уже в следующем году линию смогли продлить глубже в жилмассив. Весь город обожал трамвай. Немудрено, ведь он, несмотря на свою загруженность, значительно упрощал перемещение жителей до их непосредственного места работы.

Трамвай Tatra T6B5SU на маршруте 1 в городе Липецк. Автор фото: Фандюшин Максим
Трамвай Tatra T6B5SU на маршруте 1 в городе Липецк. Автор фото: Фандюшин Максим

На заре 50-х в городе состоялось открытие трамвайного депо №1. Вообще, 50-е выдались ударными темпами строительства сети в городе: сначала запустили линию по улице Литаврина, позднее провели до поселка Сокол, запустили трамвайные маршруты от ЛТЗ до Сокола и до вокзала, а также линию до Трубного.

Резкое увеличение сети в совокупности со значительным износом б/ушных вагонов потребовало от города решительных мер по обновлению подвижного состава. Именно поэтому в 50-е годы было закуплено примерно по 50 вагонов КТМ-1 и КТП-1. Позднее в город пришли еще по 33 вагона КТМ-2 и КТП-2.

Вторая половина 60-х годов была не менее плодотворной для трамвая в Липецке. В 1965 году запустили маршрут между Трубным и Соколом, а вскоре открыли трамвайное кольцо возле Новолипецкого металлургического комбината с запуском двух маршрутов: до Трубного и до Сокола. Годом позднее, появилась необходимость в переносе трамвайных путей с улицы Желябова. Для этого линию оборудовали по двум соседним улицам: Плеханова и Гагарина. В конце 60-х были построены линии по улице Циолковского, Ферросплавной и Алмазной. К запуску этих линий было закуплено несколько новых рижских трамваев РВЗ-6М. К ним позднее поступало еще 50 вагонов усовершенствованной модели РВЗ-6М2.

Трамвай Tatra T6B5SU на маршруте 1 в городе Липецк. Автор фото: Фандюшин Максим
Трамвай Tatra T6B5SU на маршруте 1 в городе Липецк. Автор фото: Фандюшин Максим

В 70-е годы 20го века развитие трамвайной сети замедлилось. В конце этого периода был осуществлен лишь перенос путей на улицы Неделина и Первомайскую с тогда снесенной Соляной улицы, а также построили линию до доменной печи №6.

Несмотря на спад строительства в 70-е, в 80-х развитие сети продолжилось: в 1982 году открыли трамвайное депо №2 с линией по Московской улице. В 1988 году было завершено строительство Октябрьского моста, по которому к ЛТЗ запустили новую трамвайную линию. К этому времени в город стали поступать новые отечественные трамваи КТМ-5М3, а также чешские Tatra Т6B5SU. Всего к началу 90-х их насчитывалось по 45 соответственно. Интересно, что это были первые трамваи в городе с токоприемником пантографного типа. 1989 год был самым пиковым в развитии трамвайной системы Липецка: около 140 вагонов в трамвайном хозяйстве при функционировании 16 маршрутов.

Трамвай КТМ-5А на маршруте 1 в городе Липецк. Автор фото: Фандюшин Максим
Трамвай КТМ-5А на маршруте 1 в городе Липецк. Автор фото: Фандюшин Максим

1990-е годы, как это было повсеместно, выдались тяжело. Несмотря на это, были закуплены 31 вагон КТМ-5А, а также 12 вагонов нового типа – КТМ-8К. Это была последняя закупка абсолютно новой техники. Далее в 1995 году было принято решение об отстранении всех вагонов РВЗ от эксплуатации. В 1996 году была организована поставка 15 б/ушных трамваев Tatra T4D 1972-1976 годов из немецкого города Лейпциг. Естественно, эти вагоны не смогли полностью покрыть потребность в подвижном составе. И уже к началу 21 века число маршрутов сократилось на четверть до 12.

2002 год стал «черным» для трамвайной системы Липецка. Было закрыто депо №1, в депо №2 вагоны перестали помещаться чисто физически, в связи с чем часть вагонов просто-напросто списали. Позднее, закрылись линии на Сокол, по Первомайской улице и Неделина, Гагарина и Плеханова. Правда, при этом соорудили трамвайное кольцо у Центрального рынка. К этому моменту все б/ушные лейпцигские вагоны были списаны.

Трамвай Tatra T6B5SU на маршруте 1 в городе Липецк. Автор фото: Фандюшин Максим
Трамвай Tatra T6B5SU на маршруте 1 в городе Липецк. Автор фото: Фандюшин Максим

К 2006 году в городе осталось лишь 5 маршрутов: от центрального рынка до Доменной печи №6 (№1), до 21-го Микрорайона (№2), от Стана-2000 до кольца трубного завода (№5), до Новолипецкого металлургического комбината (№5к) и от улицы Чехова до Доменной печи №6 (№15). Уже тогда вся инфраструктура достаточно обветшала, скорости перемещения трамваев снизились. К 2014 году и вовсе остались только маршруты 1 и 5. В 2009 году ввели автоматическую систему оплаты за проезд. Интересный факт, при этом существовали билеты с так называемой «моментальной лотереей».

К 2017 году в городе уже списали все КТМ-8, их предшественники, КТМ-5, продолжали работу, правда, в уже меньшем количестве. Так, в городе было всего лишь 43 вагона. В 2019 году в город поступила партия б/ушных вагонов из Москвы. Это были КТМ-19К в количестве 12 штук. Если говорить о стоимости проезда, то в настоящий момент за наличный расчет составляет 26 рублей, а за безнал – всего 21 рубль.

Трамвай КТМ-19К из Москвы  на маршруте 1 в городе Липецк. Автор фото: Фандюшин Максим
Трамвай КТМ-19К из Москвы на маршруте 1 в городе Липецк. Автор фото: Фандюшин Максим

И все же, как и для вас, мои дорогие читатели, так и для меня остался открытым один вопрос: обретет ли липецкий трамвай былую мощь? Пока неизвестно. Проехавшись на трамвае во внепиковое время, легко заметить, что пассажиропоток весьма большой и трамвай востребован в городе, не говоря о том, какая нагрузка ожидает его в час-пик. Можно смело сказать, что трамвай как вид транспорта нельзя убирать из города. Версии дальнейших сценариев кардинально расходятся. Кто-то говорит о том, что будет создана линия скоростного трамвая в городе, линия метротрама была даже внесена в генеральный план Липецка. Однако в настоящий момент строительство так и не началось. Кто-то говорит о развитии существующего трамвая по старым проектам до улицы Литаврина от центрального рынка и до улицы Катукова до Автовокзала «Воронежское шоссе». А кто-то говорит о скором закрытии трамвайной сети города. Ясно одно: требуется капитальный ремонт путей, обновление подвижного состава и комплексный пересмотр транспорта в городе с определением крупных пассажиропотоков и перенаправлением их на трамвай как транспорт с высокой провозной способностью. На данный момент рассматривается возможность использования федеральных программ по развитию транспорта с целью сохранения трамваев в Липецке. Надеюсь, что комплексные программы по развитию транспорта смогут дойти и до такого красивого города как Липецк.

На этом всё! Большое спасибо за внимание, подписывайтесь на мой канал!

В следующей статье мы поговорим о троллейбусной системе города Тамбов.

До новых встреч!