Найти тему
С.Н. Лазарев

Падение нравов среди духовных лиц. Поиск виноватых никогда не помогал решению проблемы

Недавно я прочел книгу греческого священника, протопресвитера Феодора Зисиса, который пишет о проблемах католичества и православия. Пишет искрен­не, как и подобает сыну Божьему. Процитирую его слова.

Мы уже больше не свет миру, ибо не светим чи­стотой нашего жития, и не соль земли, ибо не защи­щаем мир от умножающегося морального разложе­ния. А посему, как духовно негодные, презираемы и попираемы людьми: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5, 13).

Прежде наша Церковь, наше аскетическое, свя­тое и непорочное Православие, благодаря добро­детельному житию православных пастырей име­ло моральное право обличать блудный образ жизни римо-католического клира, как это, например, де­лал святитель Симеон Солунский Тайноводитель: «И даже блуд совсем не подвергается наказанию и у их священников, но они открыто имеют налож­ниц и отроков для разврата и при этом каждый день священнодействуют. И они живут неевангельской жизнью, ведь всяческое наслаждение и разврат у них не подлежит порицанию и не считается чем-то не­дозволенным для христиан».

А сегодня моральное разложение терзает уже и наше духовенство, ставшее рассадником педерас­тов и извращенцев. Священноначалие же озабочено отнюдь не тем, как оградить молодых людей от совращения с пути истинного, как предотвратить и не допустить всякое их общение с порочными личностями, особенно в церковной ограде. Вместо этого оно обращает церковное правосудие против тех, у кого болит сердце за Православие, за его чи­стоту; оно упрекает в непослушании и даже в прово­цировании раскола тех, кто верен Преданию.

Но может ли констатация подобных фактов, свидетельствующих о все нарастающем падении нравов среди духовных лиц, на самом деле, смущать и оскорблять верующих, являть собой соблазн?

Действительно, наши замечания, касающиеся вопросов веры и церковной жизни, многих беспоко­ят и, возможно, даже удручают. Но поднимаем мы эти проблемы из самых добрых побуждений и бла­гих намерений, а не из-за какой-то личной непри­язни или враждебного к кому бы то ни было от­ношения. Почитая епископский сан и хороших ар­хипастырей, мы никого никогда не подстрекали к расколу. Как, впрочем, не собираемся этого делать и впредь.

Читая эту книгу, я задавал себе вопрос: почему не слышно голосов честных священников? Почему боль­шинство не противятся общему разложению? И снова я пришел к выводу, что именно мировоззрение — пер­вопричина проблем. Восприятие мира лежит в основе всего. То, что мы называем религией, культурой, по­литикой, экономикой, — все это, в конечном счете, не что иное, как психология.

Искаженное восприятие мира неизбежно приводит к неприятностям, болезням или смерти. Неточная мо­дель мира ограничивает возможности развития вплоть до полной остановки. А когда развитие останавливает­ся, приходит болезнь или смерть, спасающие душу от разложения.

Наркоман принимает психотропный препарат, а за­тем открывает окно на десятом этаже и шагает в пу­стоту. Почему? Он уверен, что может летать, он не сомневается в этом. Искаженные маяки, неточная кар­тина мира — и закономерный результат.

Христиане увидели Божественную волю только в Христе. Потом эта воля вернулась куда-то на небеса, а на Земле остались ее преемники. Люди сами стали вер­шить Божественный суд, отпускать грехи, превращать других людей в своих духовных рабов.

Когда целитель пытается вылечить человека, но при этом у больного не меняются характер и миро­воззрение, в которых заключена причина болезни, ко­нец один — целитель берет чужие болезни на себя. Не исключено, что сотни лет священники, якобы прощая грехи, брали всю «грязь» человеческую на себя и рас­плачивались за это собственным будущим. Если бы священник сам, лично считал, что может прощать гре­хи, то он все болезни брал бы на себя. Но поскольку эту идею привила ему Церковь, то вся «грязь» должна переходить не столько к нему лично, сколько ко всей религиозной организации.

Общество болеет так же, как человек, только го­раздо медленнее, дольше и неотвратимее. Если в ма­ленькую кружку с водой бросить немного грязи, это можно заметить сразу. А если эту воду с грязью выли­вать в большой бак, то последствия проявятся позже и исправить их будет гораздо тяжелее. Сейчас многие священники говорят о том, что католичество и право­славие тяжело больны, — наверное, речь идет о завер­шении процесса, который длился не одну сотню лет. Собранные с людей грехи неизбежно должны были накопиться и отравить энергетику Церкви.

Сейчас в обществе очень сильны антиклерикальные тенденции — от обид и осуждения до призывов к ре­ставрации атеизма. Но поиск виноватых никогда не помогал решению проблемы. Нужно понять, что лю­бое преступление есть результат внутреннего заблуж­дения, в основе которого — искаженная система ценно­стей, неправильное отношение к Богу, к миру и к себе.

Многие священники видят вокруг одни только коз­ни дьявола и приближение антихриста. Они забыва­ют о том, что во всем происходящем Божественная воля. Человек, перестающий замечать Бога вокруг и в себе, неизбежно повсюду начнет обнаруживать толь­ко дьявола и антихриста. И в результате еще дальше будет удаляться от Божественной воли, считая, что мир управляется людьми. А ведь инфекция активизи­руется именно в больном организме. А ведь общество болеет тогда, когда теряет нравственность. Как пра­вило, это происходит при ослаблении религии. А ре­лигия слабеет, когда утрачивает правильное представ­ление о Боге и, самое главное, — личное устремление к Творцу.

Божественная воля присутствует в мире по- прежнему, и об этом все чаще начинает заявлять нау­ка, защищая то, что потеряла религия. Секунда может общаться с вечностью, — об этом свидетельствуют экс­перименты ученых.