Недавно я прочел книгу греческого священника, протопресвитера Феодора Зисиса, который пишет о проблемах католичества и православия. Пишет искренне, как и подобает сыну Божьему. Процитирую его слова.
Мы уже больше не свет миру, ибо не светим чистотой нашего жития, и не соль земли, ибо не защищаем мир от умножающегося морального разложения. А посему, как духовно негодные, презираемы и попираемы людьми: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5, 13).
Прежде наша Церковь, наше аскетическое, святое и непорочное Православие, благодаря добродетельному житию православных пастырей имело моральное право обличать блудный образ жизни римо-католического клира, как это, например, делал святитель Симеон Солунский Тайноводитель: «И даже блуд совсем не подвергается наказанию и у их священников, но они открыто имеют наложниц и отроков для разврата и при этом каждый день священнодействуют. И они живут неевангельской жизнью, ведь всяческое наслаждение и разврат у них не подлежит порицанию и не считается чем-то недозволенным для христиан».
А сегодня моральное разложение терзает уже и наше духовенство, ставшее рассадником педерастов и извращенцев. Священноначалие же озабочено отнюдь не тем, как оградить молодых людей от совращения с пути истинного, как предотвратить и не допустить всякое их общение с порочными личностями, особенно в церковной ограде. Вместо этого оно обращает церковное правосудие против тех, у кого болит сердце за Православие, за его чистоту; оно упрекает в непослушании и даже в провоцировании раскола тех, кто верен Преданию.
Но может ли констатация подобных фактов, свидетельствующих о все нарастающем падении нравов среди духовных лиц, на самом деле, смущать и оскорблять верующих, являть собой соблазн?
Действительно, наши замечания, касающиеся вопросов веры и церковной жизни, многих беспокоят и, возможно, даже удручают. Но поднимаем мы эти проблемы из самых добрых побуждений и благих намерений, а не из-за какой-то личной неприязни или враждебного к кому бы то ни было отношения. Почитая епископский сан и хороших архипастырей, мы никого никогда не подстрекали к расколу. Как, впрочем, не собираемся этого делать и впредь.
Читая эту книгу, я задавал себе вопрос: почему не слышно голосов честных священников? Почему большинство не противятся общему разложению? И снова я пришел к выводу, что именно мировоззрение — первопричина проблем. Восприятие мира лежит в основе всего. То, что мы называем религией, культурой, политикой, экономикой, — все это, в конечном счете, не что иное, как психология.
Искаженное восприятие мира неизбежно приводит к неприятностям, болезням или смерти. Неточная модель мира ограничивает возможности развития вплоть до полной остановки. А когда развитие останавливается, приходит болезнь или смерть, спасающие душу от разложения.
Наркоман принимает психотропный препарат, а затем открывает окно на десятом этаже и шагает в пустоту. Почему? Он уверен, что может летать, он не сомневается в этом. Искаженные маяки, неточная картина мира — и закономерный результат.
Христиане увидели Божественную волю только в Христе. Потом эта воля вернулась куда-то на небеса, а на Земле остались ее преемники. Люди сами стали вершить Божественный суд, отпускать грехи, превращать других людей в своих духовных рабов.
Когда целитель пытается вылечить человека, но при этом у больного не меняются характер и мировоззрение, в которых заключена причина болезни, конец один — целитель берет чужие болезни на себя. Не исключено, что сотни лет священники, якобы прощая грехи, брали всю «грязь» человеческую на себя и расплачивались за это собственным будущим. Если бы священник сам, лично считал, что может прощать грехи, то он все болезни брал бы на себя. Но поскольку эту идею привила ему Церковь, то вся «грязь» должна переходить не столько к нему лично, сколько ко всей религиозной организации.
Общество болеет так же, как человек, только гораздо медленнее, дольше и неотвратимее. Если в маленькую кружку с водой бросить немного грязи, это можно заметить сразу. А если эту воду с грязью выливать в большой бак, то последствия проявятся позже и исправить их будет гораздо тяжелее. Сейчас многие священники говорят о том, что католичество и православие тяжело больны, — наверное, речь идет о завершении процесса, который длился не одну сотню лет. Собранные с людей грехи неизбежно должны были накопиться и отравить энергетику Церкви.
Сейчас в обществе очень сильны антиклерикальные тенденции — от обид и осуждения до призывов к реставрации атеизма. Но поиск виноватых никогда не помогал решению проблемы. Нужно понять, что любое преступление есть результат внутреннего заблуждения, в основе которого — искаженная система ценностей, неправильное отношение к Богу, к миру и к себе.
Многие священники видят вокруг одни только козни дьявола и приближение антихриста. Они забывают о том, что во всем происходящем Божественная воля. Человек, перестающий замечать Бога вокруг и в себе, неизбежно повсюду начнет обнаруживать только дьявола и антихриста. И в результате еще дальше будет удаляться от Божественной воли, считая, что мир управляется людьми. А ведь инфекция активизируется именно в больном организме. А ведь общество болеет тогда, когда теряет нравственность. Как правило, это происходит при ослаблении религии. А религия слабеет, когда утрачивает правильное представление о Боге и, самое главное, — личное устремление к Творцу.
Божественная воля присутствует в мире по- прежнему, и об этом все чаще начинает заявлять наука, защищая то, что потеряла религия. Секунда может общаться с вечностью, — об этом свидетельствуют эксперименты ученых.