2,5K подписчиков

Музыка фэнтези 2. Мелодии и ритмы "Ведьмака".

113 прочитали

Сегодня музыкальная пауза посвящается миру польского фантаста Анджея Сапковского, который он создал в своих произведениях о ведьмаке Геральте. Две экранизации, три компьютерные игры плюс дополнения к играм, мюзикл, творчество фанатов и посвящения от групп и известных исполнителей. Всё это - огромный пласт массовой культуры и свидетельство признания и народной любви. Для того, чтобы глубоко проанализировать каждую композицию или альбом, посвящённые Ведьмаку, понадобится целая книга, а не статья в Дзене. Здесь же мы попытаемся лишь перечислить и ознакомить читателя/слушателя с музыкой о ведьмаке.

Арт из The Witcher III: Wild Hunt
Арт из The Witcher III: Wild Hunt

Итак.

1. Саундтрек и песни сериала "Ведьмак" 2001-2002.

Музыку для польского сериала написал композитор Гжегож Цеховский. Именно благодаря ему мы впервые услышали, как звучит мир ведьмака. В интерпретации Цеховского этот мир полон романтично-нежных, медитативных мелодий, хоровых распевок, женского сопрано и звуков природы, подхваченных раскатистым эхом, в сопровождении протяжного воя различных этнических иструментов, барабанного перестука и струнного бренчания.

Балладу Лютика на стихи самого Сапковского из новеллы "Вечный огонь" спел в фильме лично исполнитель роли барда-спутника Геральта - Збигнев Замаховский.

И есть ещё песня на стихи Цеховского "Nie pokonasz miłości", написанная для титров киноверсии сериала - её спел Роберт Гавлинский. На неё был снят малоизвестный ныне клип в качестве промоматериала к кинопремьере.

2. Мюзикл "Дорога без возврата"

Российская фэнтези-рок-опера от группы «ESSE» по мотивам саги «Ведьмак» Анджея Сапковского. Сюжет следует событиям пятитомника романов о Геральте, Йеннифэр и Цири. Премьера мюзикла состоялась 14 ноября 2009 года на сцене Областного Дома Народного Творчества г. Ростова-на-Дону. (по сведениям из Википедии). Существует как сценическая, так и фильмовая версия оного мюзикла: последняя снята в декорациях и на природе, с добавлением большего действия и спецэффектов, нежели представление на театральной сцене. Звучание композиций представляет собой симфонический пауэр- и готик-метал с неплохим уровнем вокалистов и вокалисток. Драматические роли исполняли участники клубов ролевиков и творческих студий.

Плейлист кинематографической версии мюзикла можно просмотреть на платформе Youtube на канале журнала "Мир фантастики" по этой ссылке:

https://youtube.com/playlist?list=PL64CD685E8E401777

3. Witcher - саундтрек игры.

Музыка к первой игре от студии CD Projekt Red, вышедшей в 2007-м году, была так же, как и в польском телесериале, лиричной и атмосферной, с оркестровыми синтезаторами и пронзительно-чистыми вокализами женского сопрано. В звуковой дорожке преобладают духовые инструменты с тревожными скрипками в пугающих и потусторонних моментах, каковых в игре есть немало. Композиторами выступили Павел Блащак и Адам Скорупа.

Death-metal коллектив из Польши под названием Vader сбалансировал эту лирическую красоту убойным трэш-дэт боевиком Sword Of The Witcher с видеоклипом в поддержку к выходу игры. Так мир ведьмаков впервые получил по-настоящему тяжёлые, экстремальные нотки - однако, заметим, это был не последний раз.

В связи с первой игрой также следует упомянуть ещё один важный момент для истории ведьмачьей музыки: композицию "Trial of Herbs" ("Испытание травами") написал для диска к игре тогда ещё малоизвестный и начинающий Марцин Пшибылович - запомните это имя, оно ещё всплывёт в нашей публикации. Переаранжированная в третьей части, эта инструментальная вещь станет своеобразным рефреном, закольцовывающим историю Геральта в компьютерных играх.

4. Саундтрек The Witcher 2: Assassins of Kings

Вторая игра "Ведьмак 2: Убийцы королей" вышла в 2011-м году. Сюжет с расследований и охоты на монстров переключился больше на "игры престолов" в мире ведьмака. Музыка стала соответствующей: торжественные, величественные хор и оркестр, с сильной отсылкой к Вагнеру и другим композиторам-романтикам, и к Средиземью Толкина, конечно же (нотки кинотрилогии Питера Джексона читаются порой невооружённым ухом). Но есть здесь и пронзительно-балладные мотивы, свойственные лирическому настроению "Ведьмака", тянущемуся ещё из прозы Сапковского. Такова, например, Dwarven Stone Upon Dwarven Stone, играющая в главе о Махакаме. Основной композитор первой игры, Павел Блащак, над второй частью уже не работал. Из первого тандема остался лишь Адам Скорупа, которому теперь составил компанию Кшиштоф Вержинкевич и примкнувший к мэтрам Марцин Пшибылович.

5. The Witcher 3: Wild Hunt OST

Музыка третьего "Ведьмака" - одно из бесспорных слагаемых успеха этой игры на все времена. Основным композитором на проекте выступил знакомый читателю по первым двум упоминаниям Марцин Пшибылович. В третьей игре, после того, как к Геральту возвращается память, возвращаются и основные герои книжной саги, которых геймеры ни разу не видели на протяжении двух первых частей. Возвращаются даже чародейка Йеннифэр и "юна ведьмачка" Цири, причём на основных ролях.
Что творилось с давними читателями саги, впервые садившимися за игру, словами просто не передать. Вот это долгожданное возвращение к истокам, к корням Пшибылович и проиллюстрировал в саундтреке. Оставив в прошлом и эльфийскую лирику, и симфонический пафос, композитор обратился к славянской этнике - фольклорной и языческой музыке. Для этого он прибегнул к помощи польского паган-фолк коллектива
Percival Schuttenbach, которые, помимо того, что назывались именем одного из персонажей ведьмачьей саги, так ещё играли на репликах старинных инструментов и в своих песнях обращались к мифам и преданиям древних языческих времён. Залихватские ритмы, чистое акустическое звучание народных инструментов и славянское многоголосие вокалисток Percival Schuttenbach, вкупе с кинематографическим оркестром, подарили игре уникальное звучание, а заодно познакомили весь мир со славянской музыкой и с фэнтези иного, нетолкинистского толка.

И песня, возникающая среди сюжета как баллада девушки-барда, коллеги Лютика - "The Wolven Storm", известная в переводе как "Песня Присциллы", тоже облетела весь белый свет.

6. "Ведьмак" от Netflix

Второе пришествие ведьмака Геральта на экран состоялось при содействии продюсеров потокового сервиса Netflix. Саундтрек к сериалу написала американка российского происхождения Соня Белоусова и итальянец Джиона Остинелли. По звучанию, это некий компромисс между духом компьютерных игр и пафосом "Игры престолов". Для композиций «Here’s Your Destiny» и «The Law of Surprise» был записан хор, который поёт на искусственном языке, созданном лингвистом Д. Питерсоном. Славянский колорит прослеживается слабее, чем в третьей игре, но всё же кое-где присутствует.

Песня "Toss a coin to your witcher" композиторов сериала на стихи Дженни Клейн была исполнена актёром Джои Бэти, сыгравшим Лютика, и стала всемирным хитом. Вот она в оригинале:

А вот - в дубляже:

Бесчисленное количество каверов на композицию, опять же, свидетельствует о признании.

7. Бонус. Творчество фанатов

Поклонники саги - книг, игр, а также фильмов - занимались не только перепеванием и переигрыванием полюбившихся треков, но и сочиняли свои песни под впечатлением от прочитанного, сыгранного и увиденного. И некоторые из них очень даже впечатляют. Вот подборка лучших, на субъективный взгляд автора статьи.

Для польского фанатского фильма "Наследие Альзура или Полвека поэзии спустя", вышедшего на ютубе в декабре 2019 года, музыку написали Liz Katrin и Marcin Cyronek. В их интерпретации звучание чем-то похоже на игру и чем-то - на первый польский сериал. Также в фильме появляется пожилой Лютик в исполнении всё того же Замаховского, и звучат фрагменты баллад с его вокалом.

На сегодня, пожалуй, хватит. Спасибо, что дочитали (а может и дослушали) до конца! Подписывайтесь и приходите ещё, ибо продолжение следует!

P.S. А так же заглядывайте в наш паблик в ВК