Один из самых опасных танков Вермахта, Pz. Kpfw V «Panther» был создан как мощный ответ на Т-34. Мощное орудие, первый немецкий танк с рациональными углами наклона мощных бронеплит – всё это можно сказать о этом танке. Но, как и у любой техники, у «Пантеры» были недостатки, о которых я и расскажу в этой статье...
№8 Шахматное расположение катков
Да, такое расположение катков позволяло равномерно распределять массу машины, да и к работе подвески вопросов не было – машина двигалась плавно, опытный стрелок уверенно поражал цели на ходу, хоть это и не приветствовалось.
Но при всех этих достоинствах, в болотистой местности впервые проявился характер такой подвески – катки могли забиться грязью настолько, что танк мог терять мобильность. А зимой это было и вовсе адским наказанием – грязь ещё и смерзалась, намертво блокируя катки. Их приходилось растапливать любым доступным способом, вплоть до паяльных ламп.
Ещё одним минусом шахматного расположения катков стала схема их строения – для того, чтобы заменить вышедший из строя каток, приходилось демонтировать и соседние, затруднявшие доступ к внутренним дискам. Такой ремонт надолго задерживал машину – вплоть до суток на восстановление движения.
№7 Трансмиссия и её расположение
Винить здесь стоит не саму трансмиссию, а её расположение, и инженеров, это разработавших. Трансмиссия этого танка расположена в передней части машины, непосредственно за лобовым бронелистом. Соответственно, попадание в лоб, даже не повлёкшее пробития, часто выводило из строя трансмиссию, что фактически обездвиживало танк.
Ещё одним минусом машины было расположение карданного вала – из-за особенностей конструкции мотора, его приходилось устанавливать достаточно высоко, относительно днища. Соответственно, поднимался и уровень «пола» машины. Всё это заставило создателей создать танк высотой в три метра, что затрудняло маскировочные действия экипажа.
№6 Бронирование
Бронирование машины было впечатляющим – гомогенная катаная броня, толщиной от 17 (днище) до 110 (маска и лобовая броня башни) мм создавала определённые проблемы для противотанковых орудий противника до 1944 года, когда запасы молибдена Третьего рейха снизились до минимума, что заставило искать другие материалы, придающие бронелистам подобную вязкость.
К результату первых «Пантер» на заменителях молибдена приблизиться так и не смогли, да и инженеры союзников не сидели, сложа руки – разработали новые противотанковые снаряды, способные бить «Пантеру» практически в любой плоскости.
Вторым минусом бронирования танка стала маска орудия – да, 110 миллиметров. Но на первых моделях «Пантеры» маска имела сферическую форму, что давало высокий шанс рикошета снаряда при попадании в маску – немало было случаев, когда снаряд, отрикошетив от маски орудия, пробивал верхний бронелист корпуса и поражал экипаж танка.
Третьим минусом, или, выражаясь иначе, «ахиллесовой пятой» танка был боковой бронелист, расположенный за гусеницей. Дело в том, что между гусеницей и корпусом танка был довольно заметный зазор, куда опытные артиллеристы наводили своё орудие. При удачном попадании, танк останавливали одним выстрелом, а неподвижный танк – отличная мишень.
№5 Ненадежный механизм поворота башни
Ненадёжным оказался и электропривод башни – в ранних моделях он был медленным, из-за неправильной компоновки, зачастую горел (башня была слишком тяжела для такого механизма), а точную доводку башни, и соответственно орудия, приходилось производить вручную. На поздних моделях возгорания уменьшились, но медлительность башни осталась.
№4 Нестандартное управление
Нестандартным для новых немецких танков тех лет было и управление «Пантерой» - фрикционные рычаги, опускавшиеся к низу, для активации ленивцев. Так же, для новичка были непривычные две педали – газ и сцепление. А вот тормозить приходилось с помощью рычагов, которые выводились в нейтральное положение с предварительным переключением трансмиссии.
Сложности были и с разворотом машины – «Пантера» разворачивалась в зависимости от включённой передачи, разброс составлял от 5 до 80 метров. Для разворота на месте, один рычаг ставился в нейтральное положение, второй опускался вниз – таким образом, блокировалась одна гусеница, а движение второй разворачивало машину.
Новички часто совершали ошибки, а ошибки в бою - критичны. Оттого и были большие потери танков в боях на начальном этапе использования.
№3 Проблемы с обзорностью
Хороший обзор в «Пантере» был лишь у командира танка. У него в распоряжении были и указатели азимута, и на некоторых модификациях даже ночной прицел. Но остальным оставалось довольствоваться крайне ограниченным обзором (привет родственнику – танку «Тигр», и их конструкторам).
№2 "Проблемный" двигатель
Казалось бы, мощный бензиновый двигатель Maybach HL230 являлся своеобразным олицетворением немецкого качества – мощный, надёжный, ресурс вырабатывал сравнительно медленно. На деле – конструкторы отделили двигательный отсек от экипажного, но это и сыграло злую шутку – танк, ввиду плохой вентиляции двигательного отсека, начинал «копить» испарения в том самом моторном отсеке.
Достаточно было малейшего попадания снаряда, или хотя бы замыкания электропроводки (которая, к слову, проходила через весь отсек), как случалась детонация бензиновых паров, приводящая к воспламенению машины, и соответственно, к её потере.
Обладал двигатель и другими проблемами – из-за плохого качества прокладок, двигатели «Пантеры» часто протекали, что также приводило к пожарам. Ситуацию исправили к концу 1943 года, когда заводы получили массу сообщений от офицеров с Восточного фронта, и учли ошибки и замечания.
О Единственной "Пантере" с башней танка Т-4, можно читать здесь.
№1 Сложный ремонт
«Пантера», в отличие от того же самого Pz. IV, не имела никаких горловин или лючков для ремонта. То есть для того, чтобы добраться до карданного вала, необходимо было извлечь трансмиссию, поднять настил пола машины, и только тогда это давало доступ к оборудованию.
Таким образом, серьёзный ремонт в полевых условиях был практически невозможен, а зная опыт использования первых моделей (в апреле-мае 1943 года в распоряжение 39 танкового полка было передано 192 машины. Через неделю их потери составили 162 машины – 131 требовала серьёзного ремонта, 31 была безвозвратно утеряна на поле боя), такие ситуации возникали часто. Приходилось отправлять машины на завод для починки, а это время, финансовые затраты и потеря контроля над ситуацией в боевых операциях.
Танк с грозным названием, который создавался как «грозное оружие, превосходящее все средние и тяжёлые танки советов», на деле тоже имел множество недостатков.
Да, его орудие впечатляло, он действительно мог на равных или даже чуть лучше сражаться с Т-34 или КВ. Возможно, отказ от производства «Пантер» был бы более практичным решением, как считают многие сторонники развития модернизаций Pz. IV. В статье я лишь изложил своё субъективное мнение, что данный танк не был таким уж непобедимым, и разумеется, что я тоже могу ошибаться.
Высокая цена «Пантеры» не могла никак конкурировать со стоимостью выпуска «четвёрки», но нельзя забывать того, что частенько происходило в Третьем Рейхе – новое оружие зачастую становилось оружием пропаганды, которое должно «опрокинуть вражеские полчища обратно к Москве»…
Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал и пишите, что думаете - всё это мне очень поможет !Подписывайтесь на канал "Две войны " в телеграм
А теперь вопрос читателям: