Найти тему
Михаил Баландин

ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ

Аннотация

Статья посвящена сравнению эффективности очной и дистанционной форм обучения студентов иностранному языку для определения оптимального способа повышения их знаний и умений в области иностранных языков и их англоязычной форме в частности. Подготовка учащихся по этому разделу лингвистики с учетом современных требований делает необходимым регулярно обновлять знания преподавателей, что осуществляется в рамках повышениях их профессиональной квалификации. Однако социальные и экономические сложности возникшие в связи с отрывом от основного места работы преподавателей, требуют обновления и применения новых форм обучения. Показано, что принципиальных отличий в результативности обучения в зависимости от формы обучения в конечном итоге не наблюдается, но при дистанционной форме остаточные знания сохраняются лучше, а экономически она является более предпочтительной, но при этом более трудоемкой и труднообъяснимой. В связи с этим возникает необходимость разработки качественных и разнообразных материалов для дистанционного обучения студентов образовательных организаций.

Ключевые слова

Эффективность дистанционного образования, методы улучшения качества преподавания.

Глобальная пандемия внесла небывалые коррекции в жизнь людей, их образ жизни, профессиональную и учебную деятельность. Вдруг оказалось, что чтобы посетить занятия нет необходимости куда то идти. На личном опыте я столкнулся с двумя противоположными точками зрения, с теми, кто хотел на «дистанционку» и с теми, кто категорически не желал этого.

Также с обеих сторон летели весомые, а иногда и глупые, аргументы, которые в действительности же, лишь показывали отношение к ситуации разных индивидов.

Начнем, пожалуй, с преимуществ: на дистанционном обучении не нужно тратить время и личные средства для того, чтобы добраться до места обучения, отучиться можно

откуда угодно, особенно это хорошо для тех, кто физически не может учиться очно. Те, кто желает учиться, получать знания и интеллектуально развиваться смогут без помех это делать, достаточно лишь зайти в интернет, вбить название необходимой информации и начать ее изучать. А те, у кого нет желания учиться не будут иметь возможность подрывать учебную деятельность и мешать работе преподавателя.

Теперь о недостатках, их много, например не каждый может позволить себе устройство, с которого можно так обучаться, да и что говорить, не у всех есть возможность выхода в интернет, так как он есть не везде, либо по какой - то другой причине. Также трудно проверить честность выполнения заданий некоторыми учащимися, а о получении практических знаний лучше вообще промолчать, так как их нельзя получить дистанционно. Во время самоизоляции, для обучения использовались почта и программа Zoom, в качестве ответа на задание использовались ответ по видео, документ Word, либо фотография выполненного в тетради задания. И если любой может написать или напечатать ответ на задание, то правильно начертить сможет не каждый, так как для этого нужны постоянные наставления и объяснения преподавателя, а дистанционно наглядно объяснить это достаточно трудно.

Но в то же время следует отметить моменты, которые в некоторой степени компенсируют часть перечисленных недостатков: например возможность проконсультироваться по какому либо вопросу дистанционно с помощью сообщений или скайпа; возможность осуществлять обучение не в живую, что является благоприятной особенность для некоторых студентов в психологическом плане и тп. К тому же, традиционную форму обучения никто не отменял, у студентов всегда есть возможность выбора: обычное дневное или вечерние обучение, заочное или дистанционное.

У моего техникума опыт в применении полноценного дистанционного обучения пока небольшой ,во время второй волны пандемии большинству преподавателей пришлось использовать дистанционные технологии в смеси с традиционным. Преподавателям трудно совмещать очные и дистанционные занятия, что плохо сказывается на их эффективности и качестве их работы.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что дистанционная форма обучения, как и любая другая форма получения новых знаний, имеет множество своих преимуществ и недостатков. Одним из самых больших недостатков является отсутствие общей системы сертификации и проверки качества электронных курсов, результатом чего является множество импровизированных «поделок», так громко называемых

электронными курсами и электронными учебниками, а в действительности представляющих собой обычные файлы Word. Весомыми факторами, препятствующими более интенсивному внедрению и распространению дистанционных технологий в учебный процесс, является недостаточная мотивация преподавателей различных учебных заведений к работе в данном направлении, отсутствие возможности некоторых учеников обучаться таким образом, а также консервативность некоторых преподавателей в плане методов обучения . Возможно, причиной этого является высокая трудоёмкость, связанная с созданием методических материалов для дистанционного обучения, но тут стоит понимать , что в будущем затраты времени и сил должны компенсироваться сокращением времени на выполнение некоторых обычных видов учебной нагрузки преподавателя.

На данный момент развития технологий дистанционного обучения наша цель заключается в том, чтобы организовать учебный процесс так, чтобы новые формы обучения давали по степени качества результат как минимум такой же, как и традиционные. К тому же существует множество спорных моментов, связанных с методиками измерения эффективности дистанционного обучения. Но как бы то ни было, огромный «плюс» технологий дистанционного обучения состоит в том, что они позволяют любому человеку учиться непрерывно – всю жизнь из любого места, где бы он не находился.