Где те все великие мыслители и теоретики, которые понимали и продвигали мысль о том, что система просвещения – это прорастающее зерно будущих свершений? Кто их помнит? Кто чтит их заветы???
Трудно определить начало процесса деградации нашего просвещения. Наверное, надо начать с Октябрьского переворота. В той общероссийской трагедии рухнули все устои Отечества. И просвещение в том числе. Я не был свидетелем. Я был свидетелем последствий.
В далеком 1990 году я в качестве начальника эшелона руководил переходом корабля с Балтики на Каспий по внутренним водным путям. В числе множества путевых казусов были на реке Свирь два Свирских шлюза: Верхнесвирский и Нижнесвирский. По рассказам местных жителей строили их примерно в одно и то же время. Примерно. Только один строили специалисты получившие образование до Октября 1917, и контролировала их Система Вождя народов. А второй строили советские инженеры и Вождь к тому времени уже почил…
Так что я своими глазами в короткий промежуток времени видел два совершенно одинаковых по проекту, месту и технологиям крупных и сложных инженерных сооружения. Но одно, более раннее, хоть и побитое временем, но прочное и основательное. И другое, рассыпающееся на глазах…
Я, почему-то, сделал вывод о качестве именно образования двух поколений специалистов, строивших два эти объекта.
Следующий этап деградации и разрушения нашего просвещения я узнал готовясь к экзаменам на кандидатский минимум по педагогике.
Апологет Царицы полей поставил задачу: все граждане СССР без исключения должны получать среднее полное образование: вместо необязательных семи классов – обязательные восемь! При этом разрешалось совмещать обучение с трудовой деятельностью. А еще отменялось раздельное обучение мальчиков и девочек. Помните фильм "Большая перемена"? Там речь идет не о большом перерыве между уроками, а о больших переменах в системе просвещения.
На первый взгляд: прогресс, движение вперед, Ура, Ура! Что оказалось на самом деле? На старой ресурсной базе значительно увеличилось количество учеников и, следовательно, учебная нагрузка школ. Это привело к появлению третьих учебных смен и мобилизации учителей из числа профессионально неподготовленного населения. Кроме того, учителям (частично не педагогам) предоставили определённую свободу в преподавании. Видимо тогда же и появилась интерпретация оценки знаний ученика "удовлетворительно" как "государственной" оценки.
Ученика отныне рассматривали не как губку, которую следовало напитать определённым содержимым (и в содержательном и в моральном аспекте), а как равноправного с преподавателем человека. И это несмотря на то, что уже было известно психологам о полноценном формировании личности человека только к возрасту 21-23 лет.
В результате просвещение превратилось в образование путем отпадения педагогически обоснованного формирования личности ученика как составной части грядущего общества.
Еще в продолжение:
Кто смог отказаться от образования?