2020-й для всего мира стал годом хаоса. Тяжело найти сферу, по которой бы не ударила пандемия коронавируса. Коснулась глобальная проблема и кинотеатров, в стенах которых на несколько месяцев прекратил раздаваться мощный стереозвук и хруст попкорна. Когда их двери вновь распахнулись для зрителей, проблема не исчезла, хоть и стала менее существенной. Ряд мер предосторожности позволил заполнять кинозалы лишь на половину, а в некоторых случаях и вовсе оставлял их пустыми, отпугивая зрителей, не желавших портить просмотр фильмов лишними телодвижениями.
Ещё до истории с коронавирусом у кинотеатральных сетей появились мощные конкуренты в виде стриминговых сервисов, таких как Netflix, HBO Max, Hulu, Peacock, Disney+ и др. Последние до недавнего времени оставались на втором плане. Между киностудиями и кинотеатральными сетями существовали определённые договорённости. Согласно им, фильмы могли появляться на цифровых платформах лишь спустя 90 дней после премьеры в кинотеатрах. Это позволяло обеспечивать стабильную прибыль и создателям, и прокатчикам. В один прекрасный момент такое положение вещей перестало устраивать стриминговые сервисы, и они перешли в наступление.
Летом между голливудской студией Universal Pictures (входит в корпорацию NBC Universal, которой принадлежит сервис Peacock) и крупнейшей американской сетью кинотеатров AMC разгорелась нешуточная битва. В результате вторая практически капитулировала, и у Universal появилась возможность выкладывать фильмы на стриминговые сервисы спустя 17 дней после премьеры в кинотеатрах. При этом в первые 3 месяца стоимость покупки фильма онлайн не могла быть ниже 20$, а часть дохода с онлайн-проката в качестве компенсации уходила компании AMC. Тем не менее, её это особо не спасло. В условиях пандемии люди всё больше предпочитают смотреть фильм дома, даже за такую не слишком демократичную цену.
Понаблюдав за опытом Universal Pictures, решила зайти ещё дальше копорация WarnerMedia. Имея в своём управлении стриминговую платформу HBO Max, компания поставила кинотеатральные сети перед фактом: теперь фильмы, снятые студией Warner Bros. будут выходить на HBO Max одновременно с премьерой на большом экране.
По словам представителей компании, студия вынуждена пойти на такой шаг, ведь из-за пандемии накопилось много отснятого материала, который не был вовремя выпущен в прокат. Также в Warner Bros. заверили, что это временная мера, но многие эксперты сомневаются в правдивости подобных заявлений.
На WarnerMedia и её дочерние структуры сразу же обрушился шквал критики и негодования. Режиссёр Кристофер Нолан назвал HBO Max худшим стриминговым сервисом. Его коллега Дени Вильнёв был более сдержан, но также заявил, что разочарован подобным решением и по-прежнему считает кинотеатры приоритетными площадками для проката. По информации New York Times, Гильдия режиссеров США обсуждает возможный бойкот студии, а агенты самых известных голливудских звезд намерены требовать для своих клиентов пересмотра условий контрактов.
Кто победит в этом противостоянии, пока сказать сложно. Но не стоит забывать о том, что основное влияние на перемены в киноиндустрии оказывают зрители. Если после окончания пандемии многие предпочтут и дальше смотреть фильмы в уютной домашней атмосфере, спустя несколько лет кинотеатры вполне могут стать немногочисленным клубами по интересам для особых ценителей кино.