Найти тему
Татьяна Иванова

Как Маша спасла Дубровского

Машу Троекурову иногда сравнивают с Татьяной Лариной. Почему бы не сравнить? Героини эти очень разные во всём кроме одного. Кроме того, что произносят в финале.

Татьяна:

Но я другому отдана,
Я буду век ему верна.

Маша:

Я согласилась, я дала клятву, князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним

В остальном они диаметрально противоположны друг другу до мелочей. У Маши отец и брат, у Татьяны мать и сестра. Одна богата, вторая вовсе нет. У одной самый родной человек — крепостная старушка-няня, другая «воспитана в аристократических предрассудках». Маша с первого взгляда восхищает редкой красотой. Внешность Татьяны совершенно обыкновенна. В Машу влюбляются страстно. Татьяна глубоко и сильно любит сама. Маша пассивно принимает любовь и поступки: ради неё Владимир отказывается от мести, под чужим именем проникает в дом к Троекурову. Татьяна пишет письмо Онегину с признанием в любви, что по смелости равнозначно авантюрам Владимира. Маша в письме Верейскому признаётся в нелюбви.

Это две принципиально разные девушки и по силе характера. Татьяна – натура страстно поэтическая, очень глубокая и внутренне цельная. Маша – совершенно обыкновенная, рядовая, без какой бы то ни было глубины и исключительности личности.

Пушкин свою Таню трепетно любит, Машу изображает романно отстранённо.

При всей их разности итог один. И итог этот не столько в схожих финальных словах … Итог в том, что своим отказом и Татьяна и Маша главных героев… спасают.

От чего Татьяна спасает Онегина? Это не я «открыла», это известно давно, не со времён Белинского, но тем не менее. Татьяна своим отказом даёт шанс Онегину возродиться к новой жизни, спасает его от духовной смерти.

А вот спасение Владимира Машей, возможно, я «открыла» первая. Если же нет, то буду искренне рада именитым и не очень единомышленникам😊.

К мыслям о «спасении» меня подтолкнула статья глубокоуважаемого литературоведа по имени Архивариус Кот. Я не могу согласиться с её трактовкой поведения Маши. Мадам Архивариус в статье «Теперь поздно» посчитала, что Маша выбрала Верейского из-за своеобразной корысти. Брак с ним показался Маше по размышлении не так ужасен, как брак с разбойником — нереальный, невозможный, совершенно не представимый.

Маша в романе всё время плывёт по течению, лишь пассивно участвуя в разноокрашенных событиях, которые жизнь бурно разворачивает вокруг неё пёстрым калейдоскопом. Когда на тревожно-грустном свидании она сама обращается к Владимиру: «Тогда делать нечего, придите за мной, я буду вашей женой», то выговаривает это лишь потому, что ясно понимает: Владимир, будучи разбойником, Н И К О Г Д А не посчитал бы себя вправе предложить ей подобное сам. (Ну, если уж не Маша «ясно понимает», то Пушкин точно:)) Если бы Маша из ложной стыдливости молчала, они бы дружно промолчали до утра, потому что никакого другого средства спасения от ненавистного брака у них не было. Маша не проявила инициативу, она всего лишь сдержала своё обещание, которое у неё когда-то горячо выпрашивал любящий её Владимир: обратиться к нему за помощью. Она сделала то, о чём он так настойчиво просил.

Она доверила ему свою судьбу.

Когда я спрашиваю шестиклассников, почему Маше нравилось общество князя Верейского, они, нимало не затрудняясь, единодушно отвечают:

— Он её развлекал, рассказывал интересные истории, катал на лодке, устроил для неё салют.

Детям понятна детская радость Маши.

Точно так же они единодушны в ответе на вопрос: «Почему же Маша резко изменила отношение к князю, когда он посватался?» Не обходится без междометий:

— Фу! Он же старый! Это же противно! — в один голос говорят и девочки и мальчики.

Чувства Маши им понятны и близки: не такая большая разница в возрасте. Главное — избавиться от ненавистного брака. Владимир смел, умён, решителен, красив, молод, благороден, он сильно её любит. И Маше он нравится. Очень плохо, что он разбойник, конечно, но это не так страшно, как быть женой противного и недоброго старика. Как он посмел?! Такова искренняя реакция детей.

Хрупкая женщина, вчерашний ребёнок, оказалась вовлечена в суровые мужские игры, где на кону амбиции, самолюбие, власть, деньги, где средствами являются сила и беззаконие.

Маша, возможно по замыслу автора, потому и бездействует и так подчёркнуто пассивна, что просто фактом своего обыденного антигероического существования невольно противостоит неправедной мужской борьбе, являясь тихим островком мира.

Это очень похоже на правду. Слабая девушка в белом платье, мирно прогуливаясь среди зелёных аллей, не ведая того, спасает своего важного (и важничающего!) отца от больших неприятностей.

Маша бездействует, но она не может не думать и не оценивать происходящее. Она рыдает в истерике, впервые только-только робко влюбившись и узнав, что мужчина, вызвавший её симпатию — разбойник с большой дороги, ставший таким по вине её родного отца.

Она «сидит как на иголках», когда папенька потчует Верейского рассказом про благородного Ринальдо, упоминая и её.

Она взрослеет.

Она не умеет стрелять и скакать, вести какие бы то ни было дела, что-то решать, хитрить и выгадывать. Она женщина, и в силу своей слабости она намного ближе к Богу, она Ему куда больше любого мужчины доверяет, она полагается на Его волю.

Маша искренне не хочет быть женой князя Верейского. Пушкин об этом пишет недвусмысленно.

Марья Кириловна ничего не видала, ничего не слыхала, думала об одном, с самого утра она ждала Дубровского, надежда ни на минуту ее не покидала, но когда священник обратился к ней с обычными вопросами, она содрогнулась и обмерла, но еще медлила, еще ожидала; священник, не дождавшись ее ответа, произнес невозвратимые слова. Обряд был кончен. Она чувствовала холодный поцелуй немилого супруга, она слышала веселые поздравления присутствующих и все еще не могла поверить, что жизнь ее была навеки окована, что Дубровский не прилетел освободить ее.

Навеки окована! Не прилетел освободить! Какие могут быть сомнения в том, чего хотела сама Маша?

И очень и очень показательно, что единственный раз за весь роман Маша твёрдо действует по собственной свободной и сверхосознанной воле. Когда отказывает обезумевшему от отчаяния Дубровскому.

— Вы были приневолены, вы НИКОГДА не могли согласиться...

— Я согласилась, я дала клятву.

Вот! Именно в этих словах Маша действует активно. Именно потому, что как будто врёт. Формально, да, она не давала клятву. НИКОГДА бы она её не смогла дать, в этом Владимир тысячу раз прав. Но! «Невозвратимые слова» были произнесены. Значит такова её судьба, значит это угодно Богу, значит ей предстоит жить с «немилым супругом». Поэтому она и отвечает Владимиру «с твёрдостию». Ей без твёрдости сейчас никак не обойтись! Потому что супруг не мил, потому что судьба тяжела. Поэтому она не в состоянии реагировать сочувственно и эмоционально на ранение Владимира — у неё своя боль, ей требуется немалое мужество её преодолеть.

Подытожу. Владимир предлагал Маше подвергнуть сомнению святость венчания. Если бы Маша согласилась, то беззакония, несправедливости и неправедности в этом разбойничьем романе не закончились бы никогда. Долго бы ещё тянулся след погонь, борьбы, вражды и ненависти. Именно потому, что венчание с князем свершилось! Если бы оно свершилось с Владимиром, далеко не всё было бы гладко и безоблачно в жизни Маши, но брак её с ним был бы ЗАКОНЕН! Именно законного венчания с Владимиром как спасения от ненавистного брака с Верейским желала простодушная Маша.

Завершить цепь беззаконий в романе предстояло пассивной, простой, не выразительной по характеру юной женщине, которая кому-то даже может показаться невнятной пустоголовой красавицей.

Она поставила точку. И этим Владимира спасла. От чего спасла?— спросите вы. Напротив же, она разбила его сердце. Спасла, спасла. Грабить он больше не захочет.

Спасибо, что дочитали. Если статья понравилась, ставьте лайк, подписывайтесь на канал, делитесь своими мыслями в комментариях. Я буду очень рада!