Найти тему
Тravel in Finland

О чем думает молодой человек, когда он долго находится в ожидании смертной казни? Склеп «егеря-арестанта» на Ивановом острове.

Урна с прахом егеря-Юсси в склепе на Ивановом острове. Фото Yle / Kari Kosonen.
Урна с прахом егеря-Юсси в склепе на Ивановом острове. Фото Yle / Kari Kosonen.

В приходе Раутъярви на Ивановом острове, что на озере Коaнтаус, находится могильный склеп фельдфебеля Эрика Йохана Рейникайнена, известного как «Юсси-егерь». Склеп находится поблизости от родного дома Юсси-егеря расположенного на берегу того же озера.

  • Склеп «егеря- арестанта» является точной копией тюремной камеры Рейникайнена в доме предварительного заключенияна на Шпалерной улице в Петербурге, где молодой юноша находился в ожидании казни. В центре склепа два бетонных постамента. На одном- бронзовая статуя егеря, на другом- урна с прахом Юсси. Даже икона в углу подлинная, конца XIX века. Посуда тоже подлинная из ДПЗ, она была подарена Советским Союзом для одного из музеев.
 Фото Союз офицеров запаса  города Симпели.
Фото Союз офицеров запаса города Симпели.

Эрик Йохан Рейникайнен родился в Париккала в 1889 году. В юности Юсси получил патриотическое воспитание и заинтересовался недавно основаной партией егерского движения. Работая купцом в Выборге во время Первой мировой войны, он начал вербовать в егеря для нужд недавно созданного движения.

Рейникайнен действовал вербовщиком и пересыльщиком молодых людей, отправлявшихся в Германию на егерьскую подготовку. Миссия была опасной и, в итоге, он был арестован росийскими властями 13 марта 1916 года. Рейникайнен был обвинен в государственной измене, которая каралась смертной казнью и был переведен в печально известную в Санкт-Петербурге тюрьму на Шпалерной улице ждать смерти.

Ожидание было для него тяжелым и болезненным, потому что, когда ключи охранника звенели в замочной скважине , он никогда не знал, принесли ли ему еду или пришли забирать на казнь, - вспоминает Тимо Патосуо, который десятки раз встречался с Рейникайненом в молодости.

Рейникайнен был не один такой, так как в тюрьме вместе с ним находились еще 77 других финнов - активистов, которых с тех пор называли «егеря- арестанты» (Kalterijääkärit). В общей сложности они ждали смертного приговора год без одного дня. Из-за сложной и нестабильной обстановки суд так и не состоялся:- случилась Февральская революция. Всех "узников-егерей" освободили. В плачевном состоянии, истощенный от голода, он перебрался на финскую сторону и был спасен.

Еще находясь в заключении, ему удалось тайно отправить несколько писем в Финляндию, но в конце концов доставить их оказалось невозможным, и дома его сочли умершим.

До заключения Рейникайнен консультировал молодых людей, которые должны были проходить обучение в егерской школе где расположены маршруты, на которых российские власти не смогли бы их поймать. Вот эти самые маршруты и помогли Рейникайнену когда он бежал из Санкт-Петербурга во время революционной смуты. Из Финляндии Юсси через Швецию направился в Германию, где поступил добровольцем на службу в прусский 27- ой егерьский батальон.

Потеряв строевую боеспособность в аварии, он вернулся домой и служил в Финляндии ротным и штабным фельдфебелем. Во время Зимней войны он служил в гражданской обороне, а с 1941 года был фельдфебелем роты ПВО. После службы Юсси был предпринимателем и земледельцем в родной общине до самой смерти.

О времени своего заключения, разговорчивый Рейникайнен говорил открыто, не стесняясь. Он постоянно вспоминал о своем страхе и о том, что его должны были казнить.

Вернувшись в Финляндию, Рейникайнен участвовал в работе национальной обороны, оказывая ей финансовую поддержку. В 1952 году он подарил принадлежащий ему участок на берегу озера Коантаус местной ассоциации офицеров запаса из Симпеле (Simpele) и также пожертвовал 100 000 финских марок на строительство коттеджа для проведения собраний и отдыха. Обнаружив, что все выполнено вовремя, сжег долговой документ, не попросив вернуть обратно ни цента. Во многих источниках упоминается, что он накопил большое состояние, но как он его приобрел?... Это осталось невыясненным. Он завещал свое имущество кадетам- будущим офицерам и финскому государству, оставив свою семью без денег. Действительно, патриотичный человек, удостоенный почетных званий различных полузакрытых организаций Южной Карелии.

Все оставшиеся в живых «ШПАЛЕРИСТЫ», как они себя называли, регулярно встречались. На одной из таких встреч в 1958 году была высказана идея, что нужно каким-либо образом увековечить память «егерей- арестантов» боровшихся с оружием в руках за независимость Финляндии. Юсси Рейникайнен решил выкупить Иванов остров (Iivanansaari), чтобы построить на нем для себя склеп, а остров официально зарегистрировать как кладбище. Партия "крайние финские левые" попыталась помешать выдаче разрешения на строительство. Они даже просили поддержки у СССР, но для Москвы такие требования - о том, чтобы Советский Союз публично запретил такой «крайний фашистский» проект, - были явно провокационными. Разрешение на строительство склепа еще долго лежало в стопках бумаг и, фактически, его всегда перекладывали на дно самой большой стопки незавершенных работ - пока вся история не дошла до президента Кекконена.Тут вышел небольшой скандал. Два чиновника были уволены, а правительственным чиновникам был наложен запрет на вход в здание из-за задержки решения по запросу Рейникайнена. Кекконен всегда рубил с плеча. По той же причине председатель SKP Аймо Аалтонен также получил резкий выговор от Кекконена После этого разрешение на строительство было направлено в виде специального письма: способ Кекконена справляться с недовольством и издевательствами был хорошо известен по его пребыванию на посту премьер-министра и президента, поэтому в то время его гнева пытались избежать всеми способами.

В итоге Юсси добился своего: - получил разрешение и к концу 1960 года склеп был достроен. В следующем году остров Ивансаари был зарегистрирован как официальное кладбище. В этом ему помогли ассоциации резервистов.

  • Строительство было завершено в конце 1960 года и на острове выстроились в торжественном строю егеря. Свидетель рассказывал что ходила такая шутка : «А во главе шеренги стоял сам будущий покойный!». Там Юсси и завещал себя похоронить . Размеры камеры врезались в память бывшего арестанта. У Рейникайнена было достаточно времени на то, чтобы измерить свою тюремную камеру шагами, которая, как ему казалось, была его последним домом. Используя вместо мерки собственный сапог, он набросал размеры сначала на полу, а потом перенес на бумагу.
Поскольку Рейникайнен был еще жив на момент завершения строительства склепа, он использовал склеп как свой частный домик для рыбалки, из которого перед похоронами забрали остававшийся там матрац и другие принадлежности. Кроме того, когда он совершал паломничество на свой остров на лодке, то всегда брал с собой статую егеря которая находится теперь в запечатанной гробнице. Смерть настигла Рейникайнена летом 9 августа 1969 года .
Тело покойного кремировали в Хельсинки, и урну с прахом в сопровождении 600 человек переместили в склеп, который был закрыт навечно.

Склеп представляет собой точную копию камеры тюрьмы на Шпалерной, но в ее интерьер были внесены некоторые дополнения, как то бронзовая статуя егеря и урна с прахом Юсси. Все остальное, от интерьера до русской иконы, - как в оригинале. В склепе также находится военный меч и личный знак Рейникайнена.

Летом 1961 года состоялась официальная церемония освящения кладбища. Пожилой мужчина в центре фотографии со шляпой в руке - Юсси Рейникайнен.
Летом 1961 года состоялась официальная церемония освящения кладбища. Пожилой мужчина в центре фотографии со шляпой в руке - Юсси Рейникайнен.

Похоронили Юсси в склепе на Ивановом острове на озере Коантаус. Остров так называется потому, что во время Северной войны (1700-1721) здесь был захоронен русский офицер. Ассоциация резервистов Симпеле продолжет заботиться о месте захоронения егеря.

Одна из путешественниц, побывавшая на острове написала так:

Юсси напомнил мне одного героя из произведения Л. Андреева, имевшего собственный тюремный опыт: «Я хочу показать, как человек, осужденный на смерть, свободными глазами взглянул на мир сквозь решетчатое окно своей темницы и открыл в мире великую целесообразность, гармонию и красоту». Литературный герой после освобождения поселился рядом с тюрьмой и наслаждался ее видом («при закате солнца наша тюрьма прекрасна»). Юсси за десять лет до смерти построил себе камеру и как вышеупомянутый герой любовался своим склепом до последнего вздоха.

Русский офицер и финский фельдфебель упокоились на одном маленьком острове. Борьба закончена. Символично, не правда-ли?

PS. На берегу есть лодка, каждый может отправиться на Иванов остров к месту погребения Юсси. На противоположном берегу есть еще одна лодка. До острова плыть недалеко – всего около двухсот метров.
Я искренне надеюсь, что хоть один из читателей посетит это место, чтобы увидеть, пожалуй, самое долговечное воспоминание о
«егерях - арестантах»....

P.S. Надеюсь, статья была интересна) Если это так - ставьте лайк и подписывайтесь на канал)

Другие мои статьи здесь

https://zen.yandex.ru/media/id/5f6cf8381e365e0ca56b15ce/jizn-kak-podstrelennaia-ptica-5fe0b8da285e983e57a78569

https://zen.yandex.ru/media/id/5f6cf8381e365e0ca56b15ce/belaia-smert--u-voiny-odin-zakon-esli-ubivaesh-ne-ty-to-ubivaiut-tebia-emu-povezlo-5fd54b0033ed420c3f93308a