🎵 Андрей Петров. Петровская наб., 4
В музыке Андрея Петрова (род. в 1930г.) , кажется, воплотилось всё то, о чём ностальгируют, вспоминая советское время, люди старшего поколения. Наивность и добросердечие, лирическая нота в отношениях между людьми. Музыку к кинофильмам «Берегись автомобиля», «Я шагаю по Москве» , «Служебный роман», «Осенний марафон», «Вокзал для двоих» и множеству других картин знают и любят люди нескольких поколений. И хотя песни и музыка к кинофильмам не самый «высокий» жанр в строгой творческой иерархии, вклад Андрея Петрова признан не только слушателями, но и высокими музыкальными чинами.
Композитор стал известен и любим ещё при жизни. Андрей Петров родился в Ленинграде и в детстве больше увлекался литературой и рисованием, но однажды, под впечатлением от фильма «Большой вальс» об Иоганне Штраусе, решил стать композитором. Преподавал в музыкальном училище имени Римского-Корсакова, был редактором издательства «Музыка» и даже долгое время занимал высокий пост председателя правления Ленинградского отделения Союза композиторов. К счастью, разнообразная работа не мешала ему улавливать в воздухе Ленинграда нежные, проникнутые эмоциями и всегда оригинальные мелодии.
Возможно, этому способствовало и удивительное место проживания композитора. В 1967 году он получил квартиру в новом доме на Петровской набережной. Потом её назовут «Дворянским гнездом». Так много выдающихся деятелей искусства стали здесь соседями: Георгий Товстоногов и Николай Акимов, главный дирижер Кировского театра Константин Симеонов и оперный певец Борис Штоколов, дирижер Евгений Мравинский. Среди жителей были и олимпийские чемпионы: фигуристы Людмила Белоусова и Евгений Протопопов.
Андрей Петров выбрал квартиру на предпоследнем, седьмом этаже, выше были только мастерские художников. Из комнат с окнами в пол открывалась величественная панорама: Нева, Летний сад, купол Спаса-на-Крови и разводная часть Троицкого моста. Дочь композитора Ольга вспоминает:
«В теплые летние вечера окна открывали нараспашку и можно было просидеть перед ними всю ночь, любуясь белыми ночами, закатом, рассветом и кораблями, проходившими по Неве. Иногда родители брали с собой маленький столик на колесиках, бутылочку, закусочку, спокойно выходили на набережную и очень уютно там устраивались (в те времена тут еще не было такого паломничества туристов). Папа всю жизнь наслаждался и восхищался этим видом».
Андрей Петров при жизни шутил, что после его смерти не придётся ничего переименовывать — и так живёт на Петровской набережной. Однако память о нём не могли не увековечить отдельно. В 2005 году в защиту сквера на Каменноостровском проспекте от застройки организация «Зелёная волна» провела экологическую акцию. Художники, писатели и музыканты высаживали здесь деревья, композитор тогда посадил рябину. В 2006 году композитора не стало, и в память о нём вокруг деревца установили изгородь в виде нотного текста песни «Голубые города». В 2007 году усилия экоорганизации были поддержаны администрацией города. Сквер отстояли, ему было присвоено имя Андрея Петрова. Спустя некоторое время здесь появился ансамбль скульптурных памятников «Первая скрипка». Он представляет собой семь метафорических скульптурных изображений скрипки. Здесь проходят концерты, перфомансы, выступления артистов и музыкантов. Так участники поддерживают звучание проникновенной, жизнеутверждающей музыки композитора.
🎵 Олег Каравайчук. 15-я линия ВО
Олег Николаевич Каравайчук (1930 г.р.) — композитор, пианист, импровизатор — яркая, гротесковая, и вместе с тем, крайне органичная для Петербурга фигура. Сухой старик в берете, тёмных очках и пёстрой одежде, талантливый импровизатор, который мог выйти на сцену с наволочкой на голове. Этот музыкант был очень близок к классическому образу «городского сумасшедшего». Затворник, растворивший свою жизнь в музыке и как будто отрешившийся от всего бытового, мизантроп, разговаривающий философскими сентенциями, — такой образ запомнился современникам.
Неудивительно, что его жизнь обросла легендами. Их мы транслировать не будем, а ограничимся фактами. В девять лет (в 1937 году) юный Олег Каравайчук дебютировал с собственным сочинением на сцене Большого зала Московской консерватории. Окончил Ленинградскую консерваторию по классу фортепиано и на экзамене исполнил своё сочинение, выдав его за Скрябина. Конечно, он был разоблачён.
Воплотить свой слишком смелый композиторский дар в рамках советской системы музыкант смог в кино, став автором музыки для примерно ста пятидесяти фильмов. Но подлинную свободу выражения себя он обрёл в постсоветское время в импровизационных выступлениях. Виртуозный пианист, Каравайчук садился за рояль и уже в присутствии зрителей создавал музыку в текущий момент времени. Часто это выглядело эпатажно — композитор мог играть лёжа или стоя на коленях. Все подобные приёмы он объяснял тем, что хочет отгородиться от публики и быть максимально сосредоточенным во время взаимодействия с инструментом.
Каравайчук периодически выступал в Петербурге, избегал академических сцен, отдавая предпочтение более репертуарно и стилистически «свободным», иногда участвовал в перфомансах, объединявших несколько видов искусств. Вероятно, должно пройти время, чтобы понять масштаб творчества этого музыкального деятеля. Мы же, петербуржцы, будем помнить его, как одного из удивительных современников.
Композитор жил на 15-й линии Васильевского острова в доме между Средними Малым проспектами, недалеко от сквера имени Веры Слуцкой.
🎵 Сергей Курёхин, наб. реки Мойки
Ещё один современник, имя которого хочется сохранить в памяти горожан — это Сергей Курёхин. Талант, столь же неоднозначный, как наш предыдущий герой. Курёхин предстаёт музыкантом чуть ли возрожденческого масштаба.
Он с детства ощущал страсть к музыке и ещё школьником выступал в эстрадном оркестре дома культуры в Евпатории. Переехав в Ленинград, поступил в Институт культуры, где пытался учиться одновременно на фортепианном, дирижёрском и оркестровом отделениях. Не устроившись в системе, имел тысячу подработок, связанных с музыкой, от работы тапёром в бассейне до руководителя милицейского хора. В какой-то момент стал клавишником в составе группы, исполнявшей каверы на западные рок-песни, а несколько позже устроился на работу в Архангельскую филармонию, чтобы иметь более уверенный заработок.
Курёхин был открыт невероятному количеству самых разных музыкальных впечатлений и знакомств. Он сотрудничал с музыкантами разных стилей от рокеров до фри-джазистов, имел широчайший музыкальный кругозор и отдавал миру свои творческие идеи. Одним из первых советских музыкантов издал альбом джазовых импровизаций на западе и стал широко известен. Прошёл долгий творческий путь вместе с группой «Аквариум» в качестве клавишника и человека, повлиявшего на музыкальный стиль группы. Создал несколько собственных коллективов, из которых самым известным стала «Поп-механика».
Курёхин обрушивал на головы слушателей невиданные доселе действа: концерты-перфомансы с цирковыми этюдами, показами мод и животными на сцене. Его музыка и драматургия были глотком свободы, сообщали чувство восторга от создания нового мира для позднесоветской молодёжи. Сергей Курёхин прожил короткую, но очень насыщенную жизнь, успев стать композитором, артистом, многогранным музыкантом и даже заняться политикой. С целью авангардистских музыкальных традиций в городе созданы Фонд и центр имени Сергея Курёхина, учреждена премия в области современного искусства.
Если говорить о местах Курёхина в Ленинграде, то стоит вспомнить, конечно, «Сайгон». По словам вдовы, музыкант очень любил шумный и многолюдный Невский проспект. Только переехав в Ленинград, юношей Сергей Курёхин жил с родителями на пр. Ветеранов, последний его адрес — на набережной реки Мойки, точный адрес неизвестен.
🎵 Виктор Цой. Пр. Ветеранов 99
Ленинград — это родина русского рока: бунтарский дух, географическая и культурная близость с Европой и интеллигентское желание говорить правду о жизни породили его. Самобытных музыкантов в нашем городе было много. Мы вспомним сегодня и самое громкое, «медийное» имя — Виктор Цой. Его творчество непостижимым образом находит поклонников среди всё новых поколений. Лаконичность текстов вкупе с энергетикой исполнения завораживали и привлекали юных и в те годы, когда за смелые строки музыканта могли увезти в милицию прямо с концерта, и сейчас, в благополучные, бесцензурные времена.
Цой родился в Ленинграде и провёл своё детство в южных районах города. Его первый адрес — Московский пр., 190, прекрасный образец сталинского ампира. Неподалёку, на ул. Стойкости, 30 к. 2, располагалось ПТУ № 61, куда Виктор поступил после школы на резчика по дереву. Время расцвета творчества, конечно, ассоциируется с такими адресами как Ленинградский рок-клуб на ул. Рубинштейна, 13, дом с ротондой на Гороховой — место притяжения адептов рок-культуры, где вся парадная была испещрена не матерными надписями, а философскими изречениями.
Автор статьи — Наталья Клишевич
Вам понравилась статья? Тогда обязательно ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал «Петербургские прогулки», чтобы всегда читать интересные и полезные материалы о путешествиях, туризме и Петербурге.