На одной из экспозиций недавно открывшегося Международного музея шпионажа (Вашингтон, округ Колумбия), на всеобщее обозрение выставлены реликвии одной крайне дерзкой шпионской операции времён холодной войны. Столь смелой, что куратор этого музея, Винс Хоутон (Vince Houghton), сравнивает её с ограблением из фильма «11 друзей Оушена». Эта операция, получившая кодовое название «Проект Азориан» (Project Azorian), включала в себя, помимо прочего, заказ ЦРУ на строительство 600-футового (183-метрового) корабля для извлечения затонувшей советской подводной лодки со дна океана — и все это в полной тайне.
Шестилетняя операция началась в 1968 году, после того, как советская подводная лодка К-129 с баллистическими ракетами на борту пропала без вести где-то в Тихом океане. В эту эпоху, после Кубинского кризиса, и американские, и советские подводные лодки бороздили открытое море с ядерным оружием на борту, готовые к потенциальной войне. В некоторых сообщениях указывается, что трагедия произошла из-за технической ошибки, как, например, непреднамеренное возгорание ракетного двигателя. В то же время, советское руководство какое-то-время подозревало американцев в причастности к трагедии. Спустя два месяца после потери лодки, Советский Союз отказался от поисков К-129 и ядерного оружия, которое несла подлодка. В это время, Соединенные Штаты, которые к тому времени использовали технологии ВВС для обнаружения двух собственных затонувших подводных лодок, поняли, что обнаружили К-129 в 2400 км к северо-западу от Гавайев на глубине 5 км.
Разведывательное сообщество размышляло об обоснованности затрат на такой проект даже несмотря на то, что подводная лодка представляла собой огромный источник ценнейшей информации. Для американцев К-129 представляла огромную ценность не только из-за шифродокументов и ядерных боеголовок на борту, но также из-за возможности понять производственный процесс подводных лодок конкурирующей державы. Если бы США знали, как работают гидроакустические системы К-129 или механизмы, с помощью которых подводные лодки остаются незамеченными, они могли бы улучшить свои возможности по их обнаружению. А к 1967 году Советский Союз накопил такое количество ядерного оружия, что обе страны имели ядерный паритет. В результате, американцы жаждали получить конкурентное преимущество - преимущество, которое могла бы обеспечить К-129.
ЦРУ разработало несколько кажущихся невероятными способов найти подлодку. Одно из предложений заключалось в выработке на дне океана газа, достаточного для подъема подводной лодки на поверхность. Вместо этого они остановились на идее, которая походит на аркадную игру – гигантская клешня должна была схватить К-129 и вытянуть ее в т.н. «лунный бассейн» в брюхе гигантского корабля. Первоначально шансы на успех проекта оценивались в 10%.
Но заноза засела в правовом поле. Дело в том, что США были обеспокоены, что проект может подвергнуть их обвинениям в пиратстве, если у СССР возникнет подозрение о незаконных планах по поднятию подводной лодки. Желая избежать лишней дипломатической напряженности и сохранить все знания, которые можно было добыть в ходе операции в тайне, ЦРУ, с помощью миллиардера Говарда Хьюза, разработало дерзкую историю прикрытия.
Авиационный магнат дал своё разрешение на постройку 186-метрового корабля под названием Hughes Glomar Explorer, который рекламировался как глубоководное исследовательское судно для добычи полезных ископаемых. В 1972 году о борт корабля была разбита бутылка шампанского, а сам корабль был отмечен сфабрикованным пресс-релизом.
Го́вард Ро́бард Хьюз-мл. (24 декабря 1905 — 5 апреля 1976) — американский предприниматель, инженер, пионер авиации, режиссёр, продюсер. В конце 1960-х годов Хьюз считался обладателем одного из самых больших состоянии в США, оценивавшегося, по разным источникам, в 1,4—2 млрд долларов. По утверждению Президента Никсона — «самый могущественный человек в мире».
Стал знаменит благодаря эксцентричному характеру и многочисленным скандальным романам со звёздами кино и шоу-бизнеса. Эпатажное поведение в начале и полное затворничество в конце жизни, отягощённое душевной болезнью, управление одной из крупнейших бизнес-империй США, вовлечение в политические скандалы — всё это породило растиражированный образ чудаковатого и таинственного миллиардера. Биография Говарда Хьюза стала прототипом для целой череды вымышленных героев и стала основой для многих произведений искусства.
Когда в 1973 году корабль впервые отправился из Пенсильвании в воды Бермудских островов для испытаний, Los Angeles Times отметила это событие, назвав судно «окутанным тайной» и подчеркнув: «Журналистам не разрешили наблюдать спуск на воду, а пункт назначения и миссия не разглашались». Очевидно, общественность и пресса списали эту загадку на репутацию Хьюза, а он был отшельником такого уровня, что, как говорили, он избегал даже заседаний совета директоров своей собственной компании.
Гломар Эксплорер представляло собой однопалубное двухвинтовое судно с «центральной прорезью», над которой размещались стабилизированная вышка и две подвижные колонны, с баком (25,3 м) и ютом (28,7 м), носовой двухъярусной и кормовой четырёхъярусной надстройками, кормовым расположением машинного отделения. Почти треть этого судна занимала «центральная прорезь» размерами 60,65 × 22,5 × 19,8 м. Снизу это «рабочее отверстие» закрывалась днищевыми щитами с резиновыми уплотнителями. Это помещение служило в качестве дока для размещения захвата, а затем и частей поднятой подводной лодки.
Затем Glomar Explorer направился к Тихому океану вокруг Южной Америки – судно было слишком широким, чтобы пройти через Панамский канал. После некоторых незначительных конфузов (поддерживаемый США чилийский переворот 1973 г. произошел в тот же день, когда семь технических специалистов пытались подняться на борт корабля в портовом городе Вальпараисо), Glomar Explorer прибыл в Лонг-Бич, штат Калифорния, где погрузил более 20 фургонов с оборудованием (по обработке бумаги, обработке ядерных отходов, фотолабораторию) для анализа содержимого К-129.
Вальпараи́со — город и морской порт в Чили.
Тем временем команда построила "клешню“ (её прозвали ”Клементина“ или просто ”машина захвата") на гигантской, 51000-тонной плавучей барже под названием HMB-1 в Редвуд-Сити. Весной 1974 года HMB-1 встретился с Гломар Эксплорер у берегов Южной Калифорнии. HMB-1 открыл свою крышу, а Гломар Эксплорер открыл дно своего полого ”лунного бассейна", чтобы взять на борт стальной коготь. Затем HMB-1 отделился и вернулся в Редвуд-Сити. Вся эта операция прошла незамеченной.
Гломар Эксплорер был оборудован сверхмощным подъёмным устройством, размещённым на стабилизированном портале, обеспечивающем спуск и подъём со скоростью 1,8 м/мин объектов массой до 4250 тонн.
На разработку его концепции, проектирование и строительство потребовался всего 41 месяц.
Тем же летом Гломар Эксплорер с одобрения президента Ричарда Никсона отправился к месту, где лежала К-129.
К этому моменту холодная война достигла разрядки, но, тем не менее, два советских корабля (вероятно, с разведчиками на борту) внимательно наблюдали за предполагаемым шахтёрским судном, когда оно работало над поиском подводной лодки. В какой-то момент, члены экипажа Glomar даже разложили ящики на посадочной палубе, чтобы предотвратить любые попытки приземления вертолета. Но миссия продолжалась незамеченной. Огромная тяжелая стальная труба, протянувшаяся между "клешнёй" и кораблем, медленно втягивалась обратно на борт, а подводная лодка находилась в руках Клементины. Советские корабли уплыли.
Примерно через неделю медленного продвижения, проект Азориан наконец завершил подъем K-129 - но только одну его часть. Согласно книге «Проект AZORIAN: ЦРУ и подъем K-129», примерно в середине процесса несколько устройств захвата, окружавших подводную лодку, сломались, и большая часть К-129 упала обратно на дно океана. В то время, в сообщениях СМИ и в книгах по истории, как правило, сообщалось, что наиболее ценные части подводной лодки затонули. Однако, куратор музея Хоутон поощряет скептицизм в отношении деталей, связанных с мнимой неудачей проекта.
«Принято считать, что эта миссия провалилась, - объясняет он. «ЦРУ допустило, чтобы это убеждение было таким, чтобы все в него верили, но почему бы и нет? Я всегда говорю: «Мы понятия не имеем, что именно они [ЦРУ] получили».
Многие детали в этой истории взяты из рассекреченных документов ЦРУ и недавно опубликованных исторических отчетов, но, поскольку другие результаты операции всё ещё засекречены, и у ЦРУ были причины, чтобы скрыть и запутать эту историю, скептицизм остается обоснованным.
По случайному совпадению, поиск также принес образцы марганца со дна моря, материал, который якобы и исследовали специалисты Гломара.
США, похоже, сошло с рук тщательно продуманная кража подводной лодки - министр обороны Президента Форда Джеймс Шлезингер сказал на встрече в Белом доме: «Операция — чудо». Однако в начале 1975 года, после случайного ограбления штаб-квартиры корпорации Хьюза «Сумма», которая выступала в качестве прикрытия для Гломар Эксплорер, эта история попала в заголовки «Лос-Анджелес Таймс» и на национальное телевидение.
История, кстати, вспыхнула позже, чем могла бы — знаменитый репортер «Нью-Йорк Таймс», Сеймур Херш, следил за ней еще в 1973 году, но по просьбе директора ЦРУ Уильяма Колби скрыл эту историю. Проект «Матадор» - план по возвращению остальной части К-129 - был отвергнут, поскольку новости о предполагаемой неудавшейся миссии и её баснословной стоимости в 300 миллионов долларов вызвали негативный резонанс.
ЦРУ также столкнулось с дипломатической дилеммой, поскольку имели место давление советского посла в США и просьбы журналистов, опирающихся на Закон о свободе информации. ЦРУ хотели избежать прямого признания того, что они незаконно украли подводную лодку у Советов, но американцы, всё же, были обязаны как-то ответить.
"Правительство США не хотело ставить СССР в неловкое положение", - говорит Хоутон, - "главным образом потому, что тем самым они бы значительно отбросили прогресс дипломатии в отношении двух стран назад, поскольку советскому генсеку пришлось бы ответить санкциями или нападением на территорию США".
В попытке пройти этот дипломатический канат и выполнить требования Закона о свободе информации, был придуман «Ответ Glomar», а именно - «мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть».
Известно также, что Гломар Эксплорер извлек тела нескольких членов экипажа К-129, которые были преданы воинскому захоронению в море. Эту церемонию ЦРУ сняло на пленку и передало России почти 20 лет спустя.
Спустя сорок пять лет после того, как Glomar Explorer вытащил часть K-129 со дна океана, проект Азориан остается «легендарным в разведывательном сообществе», - говорит Хоутон. Стеклянные витрины музея показывают комбинезоны, которые носят члены экипажа на борту, фальшивые «награды за безопасность», барометр с корабля и даже парик, который надел заместитель директора ЦРУ Вернон Уолтерс, чтобы нанести визит Glomar Explorer инкогнито.
И все же, хотя была извлечена только часть подводной лодки, такой, казалось бы, нелепый и амбициозный план гигантской лапы, способной добраться до дна океана, оказался рабочим, и, несмотря на такой масштаб проекта, эта операция оставалась секретной в течение семи лет.
Пятый всадник апокалипсиса: водоросль, истребившая морских обитателей Камчатки.