Найти тему
Тёмная душа

Как мы уехали в монастырь, где были расстреляны монахи.

Прежде чем написать этот рассказ сразу оговорюсь. Человек я верующий, но не религиозный. Одним словом, антиклерик, то бишь верую, но в церковь не хожу, иконы не целую и челом об пол в молитвах не бьюсь.

Совсем другое дело монастыри. Образ монахов привлекал меня с детства. Эти люди, отрекшиеся от повседневной жизни, добровольные отшельники притягивают к себе как магнитом.

Опыт общения с ними у меня был небольшой, но довольно позитивный. Никогда в свою веру не склоняют, за нерелигиозность мою не критикуют и не осуждают.

И в какой-то момент я просто поняла, что я должна поехать в монастырь. Но ни в коем случае не с паломниками, а самостоятельно.

-2

Вот и поехали мы с Наташей в Николо-Косинский монастырь, который находится в 300 км от Питера, под Старой Руссой. Место выбрали не случайно. Монастырь стоит в такой глуши, что в течение часа на трассе нам не попалось ни души! Ни одной машины, ни случайного путника!Дорога при подьезде к монастырю соответствующая. Машина скребет снег, едем медленно. Наконец, подъезжаем, на часах 00.00 ночи. Калитка открыта. Вдалеке появляется матушка. Вот уже вместе подходим к монастырю. Иду, представляю, как нас сейчас заселят в келью с деревянной скамьёй, рядом с которой будет стоять керосиновая лампа.

-3
-4

Но на дворе 21 век. Поэтому размещаемся в довольно уютной двухместной комнате, в которой даже есть электричество ))Скидываем вещи, идем на кухню. Матушка заботливо наливает чай и оставляет вермишель.

Надо отметить, что еда в монастыре простая. Но приготовлено всё настолько вкусно, что ел бы и ел. Но долго рассиживаться на кухне нельзя, ведь вставать в монастыре нужно уже в 6.30. Толком заснуть так и не получается, в назначенное время бьёт колокол и нужно идти в храм.

Тут мы и узнаём, что помимо нас с матушкой здесь только послушница Люба. Было жутко осознавать, что мы вчетвером совершенно одни, ведь Монастырь находится в лесу, рядом ни одной живой души и постройки.

-5

Два часа на ногах в храме в такую рань даются тяжело. Особо удивило, что матушка попросила нас почитать псалом. Изучение старославянского и древнерусского языков в студенческие годы на ФилФаке помогло не очень. Читаю медленно, боясь пропустить ударение. Наташа читает громче, но тоже не очень уверенно.

После молитвы матушка Ксения рассказывает нам о чудесах, в храме происходящих и о том, как в 1938 году в обители было чуть более 30 монахинь и послушниц. Все они были расстреляны советской властью прямо на территории монастыря. А в годы Великой Отечественной войны немцы устроили здесь штаб.

Вот такое не простое место. С момента как мы тут оказались, всё время ощущалось чьё-то присутствие. Всё время хотелось оглянуться, а пару раз даже что-то примерещилось. На что матушка спокойно ответила: "Господи, чего только со страху-то и не привидится".

-6

После экскурсии немного времени дается на отдых, потом трапеза. Перед трапезой молитва. После нее - то же. И вот наступает самое интересное. Приехали мы не просто так, а трудиться. И матушка дает нам задание: прорыть дорогу до теплицы и накидать в неё снег, дабы весной, когда начнёт всё таять, земля в теплице хорошо пропиталась влагой. Матушка снаряжает нас валенками и тёплыми носками.

-7
-8

Выходим с монастыря, чистый свежий воздух бьёт в нос, от чего начинает слегка кружиться голова. На улице мороз - 22, а мы берем лопаты и принимаемся за работу. Я не могу объяснить, как мы это сделали, но в течение 3 часов, мы, две хрупкие девушки, на морозе, прорыли траншею до теплицы, по которой идти-то устанешь, насколько она длинная. Но мы это сделали настолько легко и быстро, что создалось впечатление, будто мы и действительно это сделали с Божьей помощью.

-9
На территории Монастыря заброшенная церковь
На территории Монастыря заброшенная церковь
Теплица в которой матушка Ксения сажает овощи
Теплица в которой матушка Ксения сажает овощи

Матушка приходит проверять работу и звать на трапезу. Человек она с юмором, подкрадывается к Наташе и через несколько секунд Наташа уже сидит в сугробе) Матушка улыбается. Шутить монахини тоже умеют )

-12
-13

После работы идем трапезничать, потом отдых, наполнение теплицы снегом. И вот, на вечернюю службу съезжаются прихожане. После службы - вечерняя трапеза. Но уже не на кухне, а в специально отведенном для этого месте - огромном зале, на стене - Тайная вечеря - рисунок талантливой художницы. Вдоль зала 2 огромных стола с аккуратно расставленной посудой. Рассаживаемся. Время за трапезой и разговорами проходит незаметно.

-14

Уставшие, идем в келью. Наташа спрашивает, почему не снимаю платок, и тут осознаю, что я действительно уже к нему будто приросла и совсем не замечаю, хотя в мирской жизни я даже шапок не ношу. 😀

Готовимся ко сну. Но не тут-то было. За нами приходит матушка и зовёт в соседнюю келью ещё на одну вечернюю молитву.

Идем. Но мне нравится, что матушка не навязывает нам монастырский устав. Говорит, что есть можем, что хотим. На молитву ходить по желанию. Но, как говорится: в чужой монастырь со своим уставом не ходят.

-15

Поэтому раз уж приехали, то нужно исполнять. После молитвы беседуем с матушкой о душе, о Боге. Ловлю себя на мысли: ну не согласна я никак с отрицанием православием переселения душ!! Да и если жить по православию, то всю жизнь нужно ходить с опущенной головой и вымаливать прощение за все свои грехи. Ведь в православии даже смеяться просто так нельзя. Видимо, приготовили черти мне отдельный котёл в аду. Да и доброй половине населения нашего. А что ж делать тогда с маньяками, педофилами и прочей нечистью в человеческом обличии? Или их жарить сильнее будут?

Но спорить не хочу. Да и незачем.

В голове снова куча мыслей, опять не сплю. В 6.30 - традиционный подъём. Докидываем снег в теплицу. За работой и разговорами день снова проходит незаметно.

Здание где находятся кельи
Здание где находятся кельи
-17

Когда приходит время уезжать, матушка дает нам в дорогу перекус. Матушку Ксению я бы причислила к лику святых при жизни. И на то есть много веских причин. Жизнь в монастыре очень тяжёлая. Тяжёлая работа. Тяжёлый график. Познав монастырскую жизнь изнутри, с ещё большим уважением стала относиться к монахам. На прощание матушка улыбается, приглашает ещё, да и на всякий случай предлагает остаться насовсем. ))