65 подписчиков

Библиотека в кармане: аудиокниги

Полезный фон, спасающий во всех случаях, когда сам занят, а голова свободна.

Набившая оскомину фраза про хорошо забытое старое, отлично подходит для этого развлечения. Аудио формат для книг, знакомый с детства по пластинкам со сказками, с распространением mp3 обрел новую жизнь. Даже не новую жизнь, а скорее перешел на другой, серьезный уровень, став для меня одним из немногих каналов получения разумной информации. Этот полезный фон спасает от ежедневных "дней сурка" при поездках на работу, ремонте, мытье посуды и во время зарядки. То есть во всех случаях, когда сам занят, а голова свободна.

И главное, этот формат мне позволил за год-два усвоить и оценить больше книг, чем прочтено в предыдущие годы.

Полезный фон, спасающий во всех случаях, когда сам занят, а голова свободна.-2
Боги живы, пока в них верят. Это в полной мере относится и к литературе. Она формирует личность, только когда её читают.
(с) Из школьного проекта дочери

Да, литературу стало некогда читать, и она начала отмирать вместе с мозгом. Ритм выживания практически вывел из обращения традиционные книги. Все же метро, электричка или любой путь из пункта А в пункт Б - не те места, где можно почитать бумажную книгу. Боюсь, что сейчас единственным местом, где можно вникнуть в её текст, остался туалет библиотека.

В дополнение к информационной картине мира, нужно отметить, что разумное, доброе и вечное, что несет нам телевизор в виде насилия, лжи и рекламы, перестало меня радовать уже лет 20 назад. Также отошла на второй план музыка. Из старого все заезжено, а новое на 99,9% не моё. Все это заменили аудиокниги.

... сила литературы проявляется только если её читать, критически усваивать зашифрованные в ней мысли. Если этого не делать, она бесполезна и гибнет как старые боги, в которых не верят. Это действительно очень грустно, учитывая то, что через этот канал передается культура нашего общества. Сначала это сказки, через которые малышом усваиваются основные понятие о дружбе, добре и зле. Затем юношеские, в которых молодой человек постигает основы социализации, определения приоритетов и законы взаимодействия. И, наконец, взрослые книги, где многие вопросы подчас остаются без ответа ...
(с) Из школьного проекта дочери

Еще есть важная вещь. Аудиокниги выложены в интернет, как правило, в свободном доступе. При их скачивании авторы не получают положенную им зарплату и это делает их грустными и печальными. Поэтому, если книга понравилась, я покупаю её бумажный вариант в библиотеку. Во-первых, в качестве благодарности автору, а во-вторых для красоты. Если же книга не понравилась, остается радоваться, что аудиоформат помог не обмануться описанием и не потратить деньги на откровенную дрянь.

Моя бумажная библиотека. Большую часть из неё еще только предстоит прослушать
Моя бумажная библиотека. Большую часть из неё еще только предстоит прослушать

Пока не решен вопрос, как выразить аналогичную благодарность исполнителю. Думаю.

Исполнители

В "Дозорах" С. Лукьяненко обозначено правило, что при первом входе в иную реальность, человек склоняется к "темной" или "светлой" стороне в зависимости от того, какое у него в данный момент душевное состояние. Наверно этот же принцип действует на появление любимых книг, фильмов и музыки. Возможно, поэтому много людей не принимают формат аудиокниг. Им просто первый раз не повезло с исполнителем того, что они слушали.

Исполнитель - главный фактор в аудиокниге. При исполнении аудиокниги недостаточно просто прочитать с выражением текст, как стих со стульчика ДедМорозу. Только настоящий артист может сделать это так, что будет ощущение полного погружения в события, вплоть до обстановки, характеров и пола персонажей в диалогах. Таких исполнителей немного. У каждого свой список любимых исполнителей, он индивидуален и зависит от особенностей восприятия. Мне ближе всего артисты, исполняющие книги в формате дружеской беседы, спокойного, не пафосного рассказа. Часто люди выбирают что читать слушать не по жанру или автору, а именно по исполнителю.

Вот некоторые из них:

  • Булдаков Олег - по многим отзывам один из лучших исполнителей. Артистичный и искренне верящий в то, что исполняет. Очень точно передает свое отношение к происходящему и заражает этим слушателя.
  • Герасимов Вячеслав - очень образный исполнитель. На мой взгляд, слишком увлекается манерой исполнения в ущерб содержанию. Исполняет неторопливо и в одном стиле. Отзывы о нем прямо противоположные - от бурного восторга до полного неприятия.
  • Джигарханян Армен - не нуждается в представлении. Голос доброй половины советских мультфильмов и изрядного количества аудиокниг, включая радиоспектакли. Мне кажется, что если бы он взялся исполнять инструкцию по сборке шкафа, то сделал бы и её шедевром.
  • Заборовский Юрий - отличный тембр, адекватная интонация. На мой взгляд, немного суховат. Но все же - однозначно один из лучших.
  • Кирсанов Сергей - профессиональный диктор Всесоюзного радио, исполнитель, по-моему, вообще без недостатков. Это естественная, дружеская беседа на равных. Эталон моего выбора для аудиокниг.
  • Клюквин Александр - озвученные им лейтенант Коломбо и Альф звучат лучше оригинальных. В его исполнении можно действительно слушать совершенно все.
  • Князев Игорь - очень грамотный исполнитель, адекватно использующий аудиофильтры для сносок, и выделяющий голосом разных персонажей, каждого по-своему. Это тот исполнитель, по которому можно выбирать незнакомое произведение.
  • Копп Владислав - актер и радиоведущий. Уже за одну его программу "Модель для сборки" он заслуживает памятник. На мой взгляд, это он создал стандарт качества аудиокниг.
  • Литвинов Иван - современный российский актер театра, кино, озвучивания и дубляжа. Его исполнение выделяется неторопливостью и какой-то рассудительностью. При этом каждого персонажа он действительно играет.
  • Рашидов Амир - автор стал известен мне сравнительно недавно, и его исполнение действительно понравилось. Отличная дикция, интонация и ритм - ни убавить, ни прибавить.

Список исполнителей этим не исчерпывается. Эти актеры мне запомнились, и им я благодарен за высокий профессионализм и неравнодушное отношение к делу.

Жанры и авторы

Спрос рождает предложение, поэтому в подавляющем большинстве среди озвученных книг распространена фантастика. По моей оценке, наверно, около половины всего контента. Но оставшаяся половина занята общепризнанными шедеврами, и почти наверняка при желании можно найти практически все, что угодно. Так, я нашел запомнившуюся мне с юношества книгу Пьера Даниноса 1960-х годов. Не думал, что её сейчас вообще кто-то знает.

Кроме того, некоторые молодые авторы, в надежде найти путь к читателю, сами озвучивают и выкладывают свои произведения. И то и другое, как правило, ужасно. Но это только мое мнение. Ограниченность не позволяет мне даже начать слушать что-то вроде "Бумбурбия зловещий эльф 8 - кровавая бойня на Марсе".

Впрочем, я честно попробовал несколько свежих жанров вроде ЛитРПГ и Попаданцев. В первом случае героев забрасывают в компьютерную игру и начинается занудное описание прохождения. Во втором - герои всплывают в прошлом (как правило, Великая Отечественная или СССР) и начинают всё спасать. Либо эти жанры еще не нашли своих Стругацких, Лукьяненко и Беляниных, либо это и правда тупиковая ветвь разумной литературы. Полное недоумение - вот ощущение от их прослушивания.

Ресурсы

Ресурсов достаточно и для онлайн прослушивания, и для скачивания, приводить их здесь не имеет смысла. Просто вбейте в Яндексе запрос "Аудиокниги скачать" или "Аудиокниги слушать онлайн"

Плееры

Кажущийся очевидным для целей прослушивания смартфон, на самом деле очень неудобен именно для аудиокниг. Он просто не удовлетворяет большей части требований, которые я предъявляю к источнику:

  • Последовательное воспроизведение дорожек и каталогов. Не во всех плеерах можно настроить последовательность сортировки, а в некоторых работает последовательное воспроизведение только в одной папке;
  • Сохранение позиции в файле при выключении плеера. При включении трек должен продолжиться с того места, на котором плеер выключили;
  • Быстрый выбор эпизода на дорожке. Отдельные файлы аудиокниг содержат несколько часов непрерывного бубнения, и когда нужно найти нужное место, простой быстрой перемотки недостаточно. Оптимально если получается просто установить пальцем ползунок на нужное место;
  • Изменение громкости без извлечения из кармана. Менять громкость приходится часто - при переходе с улицы в метро и т.п. Доставать плеер и отвлекаться на настройку не всегда удобно, а в режиме мегаполиса подчас и опасно;
  • Наличие динамика очень желательно. Понятно, что шедевры классики, с мухой на заднем плане, на нем слушать невозможно, но для книг сойдет, особенно в тех случаях, когда провод мешает делать, например, зарядку;
  • Возможность длительной работы без подзарядки;

Практически ни разу не пригодился эквалайзер, радио и проигрыватель видео.

За прошедшие почти 15 лет с перехода на аудиокниги я перепробовал больше десятка разных плееров. И почти 10 лет из этих 15 честно отпахал Cowon C2. Если бы не поломка кнопки громкости, он работал бы и сейчас. Жаль, сейчас их не делают, а в следующем поколении нет динамика.

На переднем плане актуальный плеер, слева вверху - легендарный Cowon C2. Остальные просто жалко выбросить.
На переднем плане актуальный плеер, слева вверху - легендарный Cowon C2. Остальные просто жалко выбросить.