544 подписчика

Москвастан. Часть шестая. После ссоры

Начало истории здесь

Заглянула в комнату к Косте, его конференция в разгаре: обсуждают что-то, ржут, демонстрируют анимированные ролики. Тихо прикрыла дверь, оглянулась на тетину дверь, от которой веяло мрачностью и нежеланием любого общения, почти как табличка “Не беспокоить!” Я решила зайти к Надежде Дмитриевне. Может, хоть она немного развеет неприятное послевкусие от вечера встречи.

- Заходи, Женечка, проходи в комнату, - тетя Надя устало опустив плечи, прошла в комнату и села на диван. Я села рядом с ней, и взяла в руки ее безвольную ладошку. Чувствовалось, что “беседа” друзей отняла у нее немало сил, хотелось хотя бы просто согреть ее, передать каплю тепла этой чудесной женщине.

- И часто они так себя ведут, эти “добрые” приятели? - спросила я, выделив преувеличенно саркастическим тоном душевность родной тетушки и ее собеседника.

- Бывает… Знаешь, Жень, я думаю, что если нас в этом самом возрасте переместить на пару-тройку десятков лет назад, то мы втроем ни за что бы не сошлись. Слишком разные мы. С кем иначе Светлане или Игорю говорить, с Юсуфом что ли, так он только тех уважает, у кого семья большая и влиятельная! Или с Полиной, которая только птичек своих знает, а людей на дух не переносит? Другие наши соседи либо двух слов на чистом русском не свяжут, либо тараканов пасут величиной с собаку. Мне их жаль, мне то Маринкины дети постоянно звонят и приезжают, ты же знаешь, что они и мои дети не в меньшей степени? Да и двоюродные внуки навещают. А за ровесников моих душа болит. Неприкаянные они, - тихонько рассуждала тетя Надя.

- Надежда Дмитриевна, и Вы их жалеете? Насколько я знаю, и тете Свете, и Игорю Андреевичу средств хватит еще на одну жизнь, если слегка поужаться. И в чем они несчастны? Не пытайтесь свои чувства на них примерить, они шли к своей независимости всю жизнь! Разве они могут скучать по близкому общению, если для них все время деловая этика - основной стиль? Не преувеличивайте, не настолько они страдают. Это для них, успешных, как птичье молоко - не сильно то нужно, да хочется того, что недоступно. Вот и манипулируют, давят на жалость, на Вас легко надавить, и получают забесплатно искреннюю заботу и сопереживание, - успокоила я тетю Надю.

- Женечка, ты неправа! Мой Толик, царство ему небесное, считал Свету и других людей, которые отказываются от личной жизни и семьи не повзрослевшими подростками. С виду они совершенно взрослые, даже очень успешные люди. Им завидуют, их целеустремленности, их способности отодвинуть примитивные, на их взгляд, чувства и инстинкты. Но это как влюбленность, как увлечение - они живут бизнесом, наукой, искусством. Большая игра затягивает: общественное признание, восхищенные взгляды друзей, понимание, что можешь купить все или почти все, о чем мечтал в детстве, чего тогда не хватало. Это все опьяняет, и человек перестает слышать те самые низменные примитивные инстинкты. Не хочется зависимости от других людей. Страшно довериться, страшно отвечать за другого, слабого и зависимого, это риск - открыть душу и не иметь никакой гарантии от потери или предательства, - Надежда Дмитриевна углубилась в философски-психологический анализ, как в транс.

- Потом, когда игра перестает так увлекать, человек уже перегорел и обычные человеческие желания слабы, почти отмирают. Как правило, к этому времени уже поздно семью создавать, нет навыков, нет сил, нет энергии. Есть что-то в старом правиле - все надо делать вовремя. Мало людей, способных победить время, тем более по собственной воле, - продолжила жалеть идейных одиночек тетя Надя.

Увидев, что наша добрая соседка пришла в норму, я ушла к себе, тихо прикрыв дверь в ее квартиру. Сказать кому, что я больше переживаю за чужую бабушку, не поверят. А она - уникальный человек. Муж ее, Анатолий Сергеевич, то ли историк, то ли философ - преподаватель в техническом вузе, был был во многом на нее похож. Детей у них не получилось. Я поняла, муж тети Нади не мог иметь детей, и при всей ее нацеленности на традиционную семью, это обстоятельство нисколько не поколебало чувств пары.

Впрочем, забот о детях им хватило. Сестра Надежды, Марина представляла из себя классическую рабу любви, мать нескольких детей от разных отцов. Дети по мере рождения и выхода из младенческого возраста, оказывались в доме Надежды Дмитриевны. Нельзя сказать, что ее сестра аморальна, просто там чувствительность и эмоциональность зашкаливала. Лишь с возрастом немного успокоилась и осела в браке с любителем “итальянских страстей”.

Фото автора Polesie Toys: Pexels
Фото автора Polesie Toys: Pexels

Пенсионерский клуб “переварил” страсти, связанные с маленькой ссорой за неделю, и вновь собрался на чаепитие. Мы с Костей уже выполнили культурную программу на сто двадцать процентов и готовились вернуться домой. На прощание я устроила старичкам ужин с блюдами, которые часто готовила бабушка Марго. Русской кухней не назвать, но обществу должны понравиться. Приготовила сельдь под шубой, картофельное пюре с котлетками и шарлотку к чаю. Копеечное удовольствие, но уверена - им понравится. Ностальгия по старым временам делает значительными сущие пустяки!

Угадала, как оказалось. Костик с удовольствием все смел в пять минут и, вопросительно на меня посмотрев и получив разрешение, незаметно, по-английски, ускользнул на прогулку. Нашел и здесь себе приятелей, они собрались сыграть в футбол. Тетя Света и Игорь Андреевич ограничивались минимальным набором вежливых фраз, а на их лицах читалась несправедливая обида, слегка прикрытая дежурными улыбками.

- Как вы думаете, а какие общие принципы есть у нас, русских? - задумчиво, подперев подбородок руками, вопросила наша хранительница доброй атмосферы Надежда Дмитриевна. Понятно, она опять в своем репертуаре. Лишь бы всех помирить, тетя Надя почти физически страдает, если ее друзья или знакомые конфликтуют. Рассуждения на отвлеченные темы - то что надо, чтобы “разморозить” атмосферу. Вечная тема “Россия, которую мы потеряли”, Можно сказать, инстинкт миротворца))))

- Если сравнить нас с людьми Юсуфа, то мы куда более разобщенные. Это сложилось из-за того, что мы находимся на более высокой ступеньке развития общества. Не было необходимости в такой сплоченности, как у наших соседей. Вот и обошли они нас, русских, по причине подчинения родо-племенным порядкам. Они привезли старые обычаи из кишлаков в большой город и стали более успешны “в общем зачете”. Вспомните, как это начиналось. Стоило одному закрепиться на том же, к примеру, месте менеджера клининга, по сути - старшего уборщика, как он или она перетягивала родственников до седьмого колена и бывших соседей на работу в Москву. Посторонних уже не брали. Так и закрепились, занимая нишу за нишей, - тетя Света печально кивала головой, вспоминая прежние времена, когда только зарождались новые неформальные законы столицы.

- Русские - великий народ! У нас лучшая военная техника,самая боеспособная армия, мы всегда побеждали в войнах и вооруженных конфликтах! Вот в мирное время нас обманывают и предают. Да вы все отлично знаете, кто! - Игорь Андреевич многозначительно поднял указательный палец вверх, в тоне слышался совсем не тонкий намек. Даже этому, весьма неглупому пожилому человеку хочется найти виноватых.

Еще раз убеждаюсь в правоте утверждения “на всякого мудреца довольно простоты”. Видимо, природа или вселенная, словом та самая сила, ведущая человечество с в его развитии, заботится, чтобы действительно умные, превосходящие большинство собратьев люди, обделены способностями в сфере чувств, что в конечном итоге не дает им стать намного выше прочих. Они отлично знают что делать и умеют достичь цели. А вот выбрать цель, чтобы максимально приблизиться к своему счастью им не дано. Включая на полную мощность разум, как компьютер, эти люди перестают слышать свою душу, субстанцию далекую от холодной рациональности.

Надо посмотреть, как там развлекается мой сын, все же незнакомый город с другими порядками. Не так сильно они отличаются от принятых в нашем городке, но различия имеются. Под речь тети Нади о том, что измерять силу и вес страны исключительно эффективностью неверно, я накинула куртку и вышла в подъезд. Из окон квартиры двор не виден, пришлось выглядывать из подъездного окна.

Беспокоилась напрасно, Костя отлично вписался в дворовую компанию детей. Более того, прибежали несколько разновозрастных ребят из соседних дворов. Видно было, что привычки к совместной игре у всех присутствующих не было. Впрочем, привычка, похоже сформируется уже до нашего отъезда. Для моего сына, как и для его друзей, способность объединять ровесников для общей задачи была столь же естественна, как дыхание или общий смех над шутками.

Окончание истории здесь