Найти тему

Карандаш: Благодарен судьбе, что я не суперзвезда

Есть у меня такая традиция: встречать конец года, задавая вопросы интересным мне рэперам, в пафосной обстановке. В прошлом году дорвался до Касты, общавшейся с журналистами в центре Москвы в честь выхода нового альбома «Об изъяне понятно». В этом – волей случая оказался на творческой встрече Дениса Григорьева (арт-директора телеканала Россия-24,), более известного в Чебоксарах как рэпер Карандаш, с фанатами и журналистами, прошедшей в банкетном зале lounge cafe «Лимонад».

Карандаш рассказал сколько зарабатывает с помощью стриминговых сервисов, в какой сфере стоит искать работу, почему из его соцсетей пропали жена и дети, что заставляет его пробегать по 400 км в месяц. Законспектировал для вас ответы на эти и другие вопросы. Читайте на здоровье, пейте имбирный чай, и не болейте.

О написании песен

Хочу, чтобы кто-нибудь со стороны мне объяснил – откуда у меня столько альбомов и столько песен? Мне кажется, что я рэпом вообще не занимаюсь. Но вдруг однажды обнаруживаю, что написал 30-35 песен за полгода. Всё как в тумане. Просто вдруг оказывается, что тебе это продолжает быть интересным. У меня сейчас песен есть где-то альбома на два или полтора. Написание песен стало частью жизни. Это как сокращение мышц при ходьбе. Мы идём – и не задумываемся об этом. Также у меня пишутся песни. Сами по себе. Просто с возрастом они становятся более продуманными.

Чем старше ты становишься – тем тяжелее пишется. С точки зрения ремесла – вообще легко. Если возникнет желание – могу вообще без проблем за полчаса написать песню. Это получится, если я отключу внутреннего цензора.

Я занимаюсь огромным количеством не связанных, в том числе с музыкой дел, что не мешает мне после этого писать рэп. Это всестороннее развивает. Поэтому у меня нет туннельного зрения, сосредоточения именно на написании песен. Пишу их, когда мне нравится, и когда мне есть что сказать.

Если идёт туго, то надо либо бросать, либо менять своё отношение. Относиться легче, не слишком серьёзно. Серьёзно к рэпу пусть относятся академики, которые будут изучать его через сотню лет.

Можно прекрасно сочинять, можно быть прекрасным рассказчиком, фантазировать, и при этом оставаться своим собственным корректором. Нужно чётко понимать: что действительно может быть интересно другому, а что – нет. В своих песнях всегда рассказываю конкретно про себя. Рэп – это такой жанр, наверное, поэтому он мне так сильно нравится. Я могу увидеть, прочитать человека, послушав его песни. Это клёво.

-2

О мечтах и подражании

Они обязательно должны быть у любого человека. Чтобы прийти из Москвы в Чебоксары – надо идти в сторону Владивостока. Тогда точно придёшь в Чебоксары. Мыслю на огромную длинную дистанцию, потом оглядываюсь, и тот путь, который прошёл, для кого-то тоже выглядит гигантским. До сих пор не пойму, почему чаще всего мне в личку в инстаграме пишут: «Ты меня воодушевляешь», «Ты являешься для меня примером». Меня каждый раз это одёргивает. Не хотел бы иметь такую миссию, не хотел бы никого воодушевлять. Потому что я столько всего натворил, сколько всего ещё натворю. Ничего такого клёвого, сверхъестественного, выдающегося в себе не вижу. Есть примеры куда круче.

-3

О жизни в других странах

Мыслей уехать из страны не было никогда. Россию очень люблю. Есть опыт жизни в других странах на постоянке, в Казахстане, например. Довольно много времени провёл в США. Очень часто бываю в Европе подолгу. И Россия на фоне других стран мне нравится. Кажется, что у нас в стране идеально сочетается формализация всех процессов и неформальность. В других странах я бы жить не хотел, но хотел бы иметь там жильё, гражданство. Это нормальное стремление к комфорту. Считаю, что не стоит стесняться об этом говорить: есть страны гораздо более комфортные, чем Россия. Не всем этот комфорт нужен, но иногда хочется его получить в виде своей недвижимости заграницей. Но это не больше чем желание.

Кадр из клипа Карандаша на трек "Дома". 2016 год.
Кадр из клипа Карандаша на трек "Дома". 2016 год.

О семье

Сейчас я практически не показываю детей и жену в соцсетях. Многие думают, что я развелся, но это не так. Просто разделил для себя соцсети и личную жизнь, и мне это очень нравится. Чем меньше семьи в соцсетях – тем меньше я ею «торгую», тем ценнее для меня семья.

Будучи артистом, так или иначе ты выкладываешь свою семью в соцсетях. Члены семьи становятся частью публичной жизни, частью шоу-бизнеса. Это создаёт не очень хорошую обстановку в семье.

Когда ты хоть сколько-нибудь медийный – твоя жизнь принадлежит не тебе одному, а многим. Тем самым на тебе несколько больше обязанностей, твоя жизнь, так или иначе, становится продуктом. Как бы это смешно не звучало, вообще абсолютно всё становится продуктом. Чем популярнее ты – тем важнее где ты поел. Ты уже не можешь выбрать для себя место где поесть: это либо реклама, либо какие-то контракты. Ты не можешь выбрать себе бренд одежды (с этим я сталкивался), можешь носить только определённую марку. Начинаешь сам себе немного не принадлежать и те, кто рядом с тобой, они тоже постепенно начинают превращаться в торговую марку. Это нехорошо.

Благодарен судьбе, что я не суперзвезда и могу совершенно нормально перемещаться. В моём окружении есть много более популярных артистов, и я вижу как эта популярность притягивает неуравновешенных, сумасшедших людей. Благо в моей жизни это встречалось не так часто. Моя аудитория – это адекватные люди, которым просто со мной интересно.

https://www.instagram.com/karandash_pro/?hl=ru
https://www.instagram.com/karandash_pro/?hl=ru

О татуировках

Принимаю себя таким, какой я есть: с татуировками или без. Конечно, сейчас бы предпочёл быть без татуировок. В той же Москве татуированных людей – на каждом шагу. На этом фоне хочется быть без татуировок. Но в себе я это понимаю и принимаю. А в целом, лучшая татуировка – это несделанная татуировка.

-6

О спорте

У меня около 5-6 тренировок в неделю. Баскетбол, футбол и просто спортивные мероприятия. Футболом занимаюсь 5-6 лет. Недавно даже в «Факел» из любительской лиги позвали поиграть. Не знаю чем им понравилась моя игра. Как мне кажется, играю я безобразно. Либо на тех тренировках, что бываю, очень сильные оппоненты, и на фоне них мне кажется, что я слабенький. Но когда мы делимся на команды (два капитана выбирают игроков себе в команду по очереди) в самом начале занятий футболом – меня выбирали одним из последних. Сейчас – меня выбирают где-то в середине. Видимо, всё-таки прогрессирую.

Слева направо: Сергей Мезенцев (блогер, создатель подкаста «Серёжа и микрофон»), Денис Григорьев (арт-директор телеканала Россия-24, рэпер, музыкант), Леван Горозия (рэпер, музыкант), Борис Комаров (диджей)
Слева направо: Сергей Мезенцев (блогер, создатель подкаста «Серёжа и микрофон»), Денис Григорьев (арт-директор телеканала Россия-24, рэпер, музыкант), Леван Горозия (рэпер, музыкант), Борис Комаров (диджей)

Баскетбол тоже постоянно присутствует в жизни. По 2-3 тренировки в неделю. Очень его люблю. Бывают удачные игры, бывают неудачные игры. Всё довольно нестабильно. Из тех, с кем часто играю, всегда хотел бы видеть в своей команде Левана Горозия. Мне очень нравится как он играет. Сам я, прежде всего, командный игрок. Звёзд с неба не хватаю. Но распасовочки какие-нибудь – это моё.

Люблю бег. 20-22 км – это моя дистанция. Марафон ещё не бегал ни разу, а так было время, что пробегал в месяц от 200 до 400 км. Отслеживал по Nike Run Club. Это приложение по типу соцсети, в которой ты можешь посмотреть сколько пробежали твои друзья. Очень мотивирует, когда твой друг постоянно на пробежке, ты видишь как у него увеличиваются результаты, скорости. В последнее время не бегаю из-за холода, колени уже не те, побаливают.

О последних концертах

Последний концерт в родных Чебоксарах был крайне неудачным: на него не попало огромное количество людей. И у всех у них остался очень негативный осадок. Мне много писали в соцсетях. Дело в том, что на входе в клуб был фейс-контроль, о котором я не знал, и многих людей попросту не впустили. Крайне неприятная ситуация.

Последний московский концерт был более удачным. Он попал в маленький промежуток между пандемиями – и прошёл замечательно, тепло и лампово. Людей было ровно столько, сколько позволено.

О стриминговых доходах

Всё очень сильно зависит от того выходил у тебя материал или нет. Выплаты поквартальные, и если за отчётный квартал ты выпустил альбом – то доходы будут пиковыми. В моём случае – это 600-700 тысяч рублей. Если же у тебя два года не выходило ни синглов, ни альбомов, или, например, выходили только синглы – всё может очень сильно просесть. Разница между выплатами может быть в 10-20 раз. Мой стабильный доход в квартал – около 300 тысяч рублей. Это не какие-то огромные деньги, если их разделить на 4 месяца.

Новый альбом Карандаша «Американщина III» — в Apple Music
Новый альбом Карандаша «Американщина III» — в Apple Music
-9

О компьютерной графике и эре поверхностей

В среду (16 декабря) выходит мой новый клип, и половину графики в нём рисовал я сам. Продолжаю развиваться в этом направлении – и мне это очень нравится. Никогда не стеснялся «работать руками». У работы с графикой есть огромные перспективы. Наступает эра поверхностей. Любая поверхность существует не просто так: до наступления эры поверхностей информация черпалась из очень разных источников. Сейчас она стала очень визуализированной и концепция поверхности, которая показывает тебе информацию, так или иначе заанимирована. С годами это будет развиваться всё сильнее и сильнее.

На данный момент мы находимся где-то только в середине развития индустрии, и специалистов очень не хватает. В индустрии компьютерной анимации (CGI) сейчас нет ни одного человека, который сидел бы без работы. Более того, судя по моему опыту и опыту моих коллег, очень часто приходится отказываться от заказов. Запросы рынка на компьютерную графику, на анимацию, в разы превышают число квалифицированных исполнителей. До сих пор это довольно редкая профессия, поэтому если стоит вопрос в какую сторону развиваться – то у меня для вас есть ответ. Перспективы у рынка компьютерной графики огромные, потому что с каждым годом поверхностей и потоков информации будет становиться всё больше и больше. Практически вся современная техника имеет экраны, и умение работать с ними становится как никогда важным.

О школах компьютерной анимации

В Москве есть около десятка школ компьютерной анимации. Есть хорошие, есть плохие. В целом мне не очень нравится, в каком направлении движется анимационный и графический дизайн. Школы, в которых этому обучают, больше похожи на институты по выкачиванию денег: работают ради извлечения прибыли. Все-таки это сейчас больше про бизнес, нежели про просвещение.

Когда я принимаю к себе на работу сотрудников, обязанных знать компьютерную анимацию, вижу, что среди них нет ни одного выпускника какой-нибудь школы или института, которые касаются компьютерной графики. Они почему-то до меня не доходят, не знаю почему. А выпускники той же Scream School, с которыми мне доводилось взаимодействовать, чаще всего профнепригодны. Возникает вопрос: чем же занимаются такие школы?

Очень хорошо работают институты повышения квалификации. Это уже для тех, кто очень сильно продвинутый пользователь. Например, есть очень полезные платные курсы, повышающие квалификацию, для тех, кто работает в программе Cinema 4D. Вообще, благодаря современным технологиям, можно стать неплохим специалистом не выходя из дома. Много прекрасных уроков есть на YouTube. Было бы желание.

-10

О современном образовании

К режиму работы «online» школьное образование приспособлено не очень хорошо. Из своего личного опыта вижу, что преподаватели часто к этому не готовы.

Мой старший сын учится в муниципальной московской школе с китайским уклоном. Очень много уроков китайского, а остальных поменьше. Так удачно сложились обстоятельства, что эта школа находится рядом с домом. Также недалеко от нашего дома расположилась небезызвестная «хорошкола». Это продвинутая, инновационная школа Германа Грефа. Мой старший сын учился там какое-то время, но не захотел продолжать это обучение. Учёба в этой школе довольно дорогая: один год – 1,2 млн рублей. Но преподаватели – очень хорошие, отлично построен учебный процесс. Со стороны мне «хорошкола» очень нравилась. Многие оттуда уходят из-за того что не нравится подход к образованию. Вроде всё хорошо, дети учатся, а когда выходят «нос к носу» к ученикам из обычных школ – сравнения не в их пользу (ЕГЭ, олимпиады). Вроде бы ребятам из «хорошколы» английский преподают англичане, экономику – успешные бизнесмены. Это очень круто. Но вот при сравнении «нос к носу», общеобразовательные школы почему-то оказываются более прокаченными.

Хотелось бы, чтоб преподаватели получали раз в 30 больше, чем сейчас, как минимум. Профессии врача и учителя должны быть самыми высокооплачиваемыми. Это моё убеждение.

-11

О работе в продакшене

Идеи делать продакшен у меня никогда не было. Никогда не считал себя бизнесменом, не имел в себе такой жилки, и, естественно, не думал о том, что было бы круто когда-нибудь стать предпринимателем.

Как анимационный художник часто оформлял проекты, разрабатывал концепции, делал что-то «руками». Работы становилась всё больше и больше. Нанял второго человека, третьего… Таким образом рынок сформировал меня, а не я рынок. Так получилось, что стал отвечать запросам рынка, открыл ООО.

Моя компания занимается обслуживанием крупных клиентов. В их числе – Роснефть, Сбербанк, Газпромбанк и многие другие крупные предприятия и корпорации. Занимаемся стратегией, планированием. Одна из последних работ – заставки для выступления Германа Грефа, посвященного изменениями в экосистеме Сбера.

Крупные компании приходят к нам сами: они находят нас, видят наши работы, советуются. К нам обращаются, когда хотят серьёзный авторский продукт. Рынок гигантский. Исполнителей не так много, всё как в большой деревне: все друг друга знают, заказчики выстраиваются в очередь. У нас всегда куча работы. Это очень приятно.

Много запросов приходит из-за границы. Но с иностранцами мы практически не работаем. Это оказалось очень тяжело с точки зрения российского законодательства, обоюдного контроля. Трудная история. Затраченные усилия не стоят полученного итога. Можно работать гораздо проще.

О создании собственного фильма

Желания снимать художественное кино – пока нет. Даже клипы не всегда получается снимать хорошо – но пробовать надо. В кино же приходят с маленьких форматов, с сюжетов. Желания то может быть и много, но для этого надо очень много уметь. Мы делали для кино компьютерную графику. Понимаю, что это за индустрия. Прийти туда, щёлкнув пальцами, типа «я хочу и у меня есть деньги, возможности, желание» – это невозможно. Это слишком глубокая сфера, требующая глубокого профессионализма. Нельзя нахвататься вершков и снять кино. Поэтому я туда не лезу.

-12

О фитах

Не знаю почему, но у меня вообще нет этого обязательного рэперского пунктика – совместные песни. «Нужно сделать обязательно сделать фит, чтобы продвинуться». Вообще все совместки делаю, потому что мне постоянно кто-то рядом говорит: «Надо, надо сделать». В том числе давит и менеджмент, который у меня сейчас есть. «Тебе надо с тем сделать, потом с этим. Это будет круто. Делай, делай, делай». Как правило – это происходит довольно неестественно.

Есть и артисты, с которыми я на одной волне. Например, это Anacondaz. С ними бы с удовольствием даже совместный альбом записал.

Единственный фит на моём последнем альбоме «Американщина III» – с Олегом ЛСП. Изначально альбом должен был быть исключительно сольным, без совместных песен. Но как-то раз Олег написал мне, рассказал, что слышал о том, что я записываю новый альбом. Сказал, что с удовольствием залетел бы на фит, попросил скинуть альбом до релиза, послушать. Отправил ему альбом – и больше всех ЛСП зацепила песня «Мечтать и любить». Ну и я сказал Олегу – Welcome! Он очень помог, его появление привлекло дополнительное внимание к моему альбому – за что Олегу большое спасибо.