Найти тему
Аква-Космос

Когда звонят церковные колокола: сюжеты и варианты датской сказки «Агнете и Водяной»

Оглавление

Датская баллада Agnete og Havmanden, или «Агнете и водяной», издавна была популярна в скандинавских странах. Несмотря на споры по поводу происхождения и датировки, баллада пережила столетия неопределенности благодаря своим захватывающим темам запретной любви, духовного труда и откровенного забвения.

Изображение: «Агнета и морской король» Джона Бауэра
Изображение: «Агнета и морской король» Джона Бауэра

Трагическая история

Аксель Ольрик относит эту балладу к постсредневековому периоду, хотя точная дата ее возникновения неизвестна. Ольрик также полагает, что источник – немецкий, а не изначально датский. Было много вариаций баллады, написанных в течение 18 и 19 веков, которые считаются основой для современных изменений. Среди этих текстов наибольшее распространение получили баллады, написанные Йенсом Баггесеном, Адамом Готтлобом Эленшлегером и Гансом Христианом Андерсеном.

В интерпретации Йенса Баггесена (ок. 1812 год), история такова: к красивой молодой датчанке Агнете подходит безымянный водяной, сидевший у моря. Водяной приближается к ней, признаваясь в любви, и она соглашается отправиться с ним в море, испытывая аналогичные чувства. Во время пребывания в море она рожает водяному двоих детей, но, услышав церковные колокола с поверхности, умоляет своего мужа позволить ей разок подняться на поверхность. Поклявшись вернуться на следующий день, она оставляет своих детей с мужем, чтобы вернуться на землю.

Коронация Морской Королевы: «Теперь ты будешь моей королевой и останешься со мной навсегда». Иллюстрация Джона Бауэра.
Коронация Морской Королевы: «Теперь ты будешь моей королевой и останешься со мной навсегда». Иллюстрация Джона Бауэра.

Но церковь не дает того утешения, на которое надеялась Агнете. Придя к церкви в полночь, Агнете сталкивается с матерью, которая сообщает ей ужасную новость о том, что колокола, которые слышала Агнете, были перезвонами, возвещающими похороны её отца, который покончил с собой, когда поиски его дочери не увенчались успехом. Пока мать умоляет дочь остаться с ней, Агнете видит надгробие рядом с матерью, на котором написано имя ее матери. Именно тогда Агнете понимает, что ее время в море не было равноценно времени на суше, и вся ее семья умерла, пока она оставалась под водой.

Изменения в балладе

Адам Готтлоб Оленшлегер написал свою вариацию в XIX веке, с небольшими изменениями. Имя Агнете меняется на Агнес, и у нее семеро детей, а не двое. Кроме того, в нем также обсуждается смерть Агнес, отсутствующая в оригинальной версии, хотя ее смерть наступила только после того, как она вынырнула из воды.

Ганс Христиан Андерсен написал свою историю, похожую на балладу Оленшлегера 1832–1843 годов, которая еще больше заинтриговала современных ученых инверсией гендерных ролей по сравнению с его более ранней «Русалочкой», в которой русалка не получает истинной человеческой любви и погибает в конце сказки. Сказка Андерсена была поставлена в Королевском театре в 1840-х годах, и, вероятно, из-за его громкого имени в сказочных кругах «Агнете и водяной» осталась.

Ганс Христиан Андерсен в саду Ролигхеден недалеко от Копенгагена, Дания, в 1869 г. (общественное достояние)
Ганс Христиан Андерсен в саду Ролигхеден недалеко от Копенгагена, Дания, в 1869 г. (общественное достояние)

В отличие от этих датских версий, изучение варианта из Швеции показывает, как сказка менялась в зависимости от культуры. Шведская версия содержит аналогичные элементы, однако Агнете не испытывает любовь к водяному. В этой балладе Агнете отказывается от ухаживаний водяного, предлагая ему вместо этого цветы, но он затягивает ее под воду и стирает ее человеческие воспоминания.

Затем она выходит замуж за Водяного и за восемь лет рожает семерых детей. И только после того, как она слышит церковные колокола, призывающие ее вернуться на поверхность, к ней возвращаются воспоминания, и она решает оставить своего подводного мужа и детей. Когда ее муж приходит за ней, в самый нужный момент вмешивается Бог, запрещая водяному входить в церковь и позволяя Агнете оставаться с отцом.

Христианские влияния

Сказка об Агнете, вероятно, заинтриговала публику в 19 веке, что привело к многочисленным вариациям из-за взаимодействия между христианскими и нехристианскими силами. Водяной, волшебное существо, которое встречается в фольклоре и дохристианских мифах многих культур, представляет языческое прошлое скандинавских земель, а звон церковных колоколов, вероятно, представляет собой зов христианского Бога.

«Агнете ог Хавманден» (1862) Вильгельма Кина. (Общественное Достояние)
«Агнете ог Хавманден» (1862) Вильгельма Кина. (Общественное Достояние)

В каждой сказке Агнете решает следовать за колоколами над поверхностью, чтобы воссоединиться со своей семьей. Шведская версия, изложенная здесь, подчеркивает эту христианско-дохристианскую дихотомию, потому что водяной выходит на сушу, чтобы вернуть жену, но она игнорирует его, чтобы продолжить свои молитвы. Именно после этих молитв она осуждает его и своих детей, решив остаться со своей семьей и своими христианскими ценностями. Степень выражения этой дихотомии различается в зависимости от культуры и автора, но шведская вариация является одной из наиболее явных.

Знаменитая статуя

Деталь скульптуры Агнета и Водяного. (Martin Macnaughton/ Undervandsitetet)
Деталь скульптуры Агнета и Водяного. (Martin Macnaughton/ Undervandsitetet)

Еще один увлекательный аспект истории Агнете и Водяного заключается в том, что она является прообразом для уникальной скульптуры, созданной Сусте Бонненом в 1992 году. На дне канала Слотсхом в Копенгагене можно увидеть подводную композицию Агнете и Водяного, которое освещается днем и ночью.

Хотя окончательно не доказано, что баллада пришла из немецкого или датского источника, датчане, очевидно, считают, что эта история является неотъемлемой частью их культуры, а создание такой статуи только подчеркивает ее ценность. В отличие от самой сказки, эти скульптуры остаются под водой, и никогда не вернутся на поверхность, вероятно, служа аналогичным напоминанием о дохристианской и христианской дихотомии, которая когда-то потрясла страну.

Если Вам понравилось, жмите на большой палец и подписывайтесь на наш канал. Дальше будет ещё интереснее!