Мифы о непролазности
В предыдущей статье рассматривались сведения о дорогах на территории СССР, которые были известны немцам до начала вторжения. Из статьи следовало, что дороги будут весьма плохими и значительной части Вермахта, особенно пехотным дивизиям, придется действовать в условиях распутицы. Кроме того, у немцев был опыт, полученный перед началом войны с СССР, в Польше. поскольку дороги, подводящие к границе, установленной в 1939 году, тоже были плохими. Переброску войск к советской границе осенью 1940 и весной 1941 года немцам тоже приходилось вести в условиях распутицы.
Миф о том, что немецкому наступлению мешала грязь, был и остается весьма живучим и часто повторяется. Хотя, даже общий обзор боевых действий показывает, что распутица не была препятствием для немецких войск. Им удалось совершить несколько наступательных операций осенью 1941 года: наступление на Тихвин в октябре – ноябре 1941 года, наступление на Тулу в конце октября 1941 года (несмотря на сильную грязь, отмеченную в журнале боевых действий группы армий «Центр»), когда немецкие войска за неделю прошли 139 км от Мценска до Тулы. Наступление на Калинин (Тверь), когда немцы прошли 153 км от Ржева до Торжка. И на Харьков и Донбасс в октябре 1941 года, когда немцы прошли от Запорожья до Горловки 284 км.
К началу 1942 года немецкие соединения уже накопили немалый опыт по борьбе с распутицей. И на его основе в приказах давались конкретные указания, что и как делать, чтобы раскисшие дороги не мешали боевым действиям. У них были собственные термины для обозначения распутицы: Schlammperiode или Schlammzeit. К наступлению этого сезона они готовились заблаговременно.
Немецкий метод борьбы с хлябями
Немецкий способ преодоления распутицы, если суммировать все описанные выше методы, состоял из двух частей.
Первое: максимально быстро высушить дорогу. Для этого с нее надо убрать снег, поскольку тающий снег сильно промочит дорогу. Далее (уже в период таяния снега) требуется углублять кюветы и рыть водоотводные канавы, чтобы вода как можно быстрее стекала с дорожного полотна. Если эти меры выполнены, то движение закрывается примерно на неделю или около того.
Второе: максимальная экономия работы транспорта и ограничение движения автомобилей по раскисшим дорогам. В распутицу предпочтение отдается легкому транспорту, как автомобильному, так и гужевому. Легкий транспорт, меньше разрушающий дороги, позволяет поддерживать перевозки даже в пик распутицы.
Спасибо за просмотр!
Статья взята с сайта 0