Найти тему
Andre Modesto

Обзор №3. Metallica. Black Album

Обложка альбома Metallica (1991)
Обложка альбома Metallica (1991)

Больше 30 миллионов проданных копий по всему миру. Сотни миллионов просмотров на YouTube. Более 9 месяцев записи материала совокупно. Альбом, ставший для миллионов людей отправной точкой в мир металла и рока в целом. Черный альбом.

Когда ты начинаешь изучать историю группы, которая тебе понравилась, очень часто про коллектив довольно сложно найти информацию. Хотя эта тенденция относится к последним 10 годам, про именитые легендарные группы фанатского материала более чем достаточно, и Metallica - не исключение. Поэтому постараюсь не пересказывать те факты, которые и так все знают и которые очень легко найти, и сконцентрируюсь чисто на самом альбоме.

На мой взгляд, Боб Рок (продюсер данного альбома) вместе с группой не просто смогли сделать жанр, тяжелый для восприятия, более привлекательным и завлекающим. Это целый исторический момент. Они смогли изменить вектор направления своего жанра таким образом, чтобы он стал более привлекательный для массового слушателя и одновременно сохранить его ключевые конкурентные преимущества - тяжесть звука, агрессивность исполнения, техническое мастерство владения инструментом (хотя такими вещами, как скорость и музыкальная сложность произведений пришлось пожертвовать).

Если задать вопрос про обложку альбома, мол, какой в ней смысл, я бы сказал так - она чем-то напоминает всем известный Черный квадрат Казимира Малевича. То есть, по сути, все что угодно. Или наоборот, ничего. Каждый может увидеть что-то свое, как ему кажется и нравится. Но лично я бы остановился на такой интерпретации - "безграничная бездна мрачности, неизвестности и тьмы человеческой души".

Отсюда можно перейти к лирике альбома. Она не так однозначна, как на предыдущих пластинках группы "Master of Puppets" и "...and Justise for All", которые в принципе понятны с точки зрения концепции. Здесь же Джеймс Хэтфилд пишет и поет и своем внутреннем мире, о своих пороках, страхах, переживаниях, вопросах... "Enter Sandman" - детская колыбельная в метал версии, четко разграничивает добро и зло. "Sad But True" - про то, из чего ты не можешь высвободится (причем необязательно алкоголь и наркотики - лично я долгое время представлял в виде главного объекта повествования женский образ). "The Unforgiven" - баллада о сожалении, о нелюбви к самому себе. "Nothing Else Matters" - баллада о вере в себя и пофигизме по отношению к остальным. "The God That Failed" - про падшие идеалы. Стоит обратить внимание, что язык песен не самый простой - Хэтфилд использует немало слов, которые далеко не всем понятны и известны, сами тексты - это не набор прямых предложений, это вполне себе самостоятельные конструкции, единицы информации. Не Достоевский, конечно, но вызывает не меньший интерес.

Звук. Однородный. Мощный. Четкий. Резкий. Как уже было сказано выше, скорость песен - не конёк данной работы. Песни размеренные, понятные, успеваешь разобрать партии, грузовые. Почти в каждой песне есть какая-то фишка - например, в песне "The God That Failed" Хэтфилд передергивал в такт затвор ружья. В песне "Wherever I May Roam" записаны гонг и ситар (азиатские инструменты), а также двенадцатиструнный бас. В песне "The Unforgiven" - испанские инструменты. В "Nothing Else Matters" - оркестровая партия. У Боба Рока был подход к этому альбому, как если бы он писал оперу - он делал акценты на детали и собирал из таких деталей композиции, словно самостоятельные истории. При этом, альбом звучит очень однородно, сохраняя общий тон.

Ну и сама музыка. Здесь что можно сказать - это талант. Талант + работа + усилия + вера = шедевр. Хотя... Здесь немного пришлось пожертвовать и музыкальностью. На мой взгляд, предыдущие два альбома гораздо более гениальные в плане подхода к сочинению музыке. Здесь нужно было сделать, как говорится, просто и со вкусом. И с этой задачей музыканты справились просто великолепно. Основываясь лишь на двух балладах уже можно сделать вывод об этом альбоме. Он воспринимается, он слушается, им хочется наслаждаться.

Это философская пластинка. Это пластинка не для тусовки или угара. Это очень серьезная и глубокая работа, наполненная рефлексией, сомнениями и внутренними страхами. И все это не имеет границ, поскольку границ не имеет и наше сознание.