Разграбление Рима в 1527 положило начало позднему Возрождению. Нападение армии Карла V на центр католической веры разбило идеалы гуманизма о высокой морали человека и его духовных ценностях.
Художники, потрясенные падением столицы античного искусства, примером которого вдохновлялись титаны высокого Возрождения, стали искать новые пути развития. Их больше не устраивали идеальные тела Микеланджело, вымеренная перспектива Рафаэля и сфумато Леонардо.
В этот момент зародилось течение в искусстве под названием Маньеризм. Слово « maniera » в итальянском языке точно описывает основу нового для 16 века течения. Каждый художник маньеризма имел собственный стиль, отличный от его коллег. Именно поэтому маньеризм не является едИным стилем, а течением объединяющим художников позднего Возрождения.
Джорджо Вазари в своем произведении « Жизнеописания » сумел выделить некоторые характерные черты маньеристов. По его мнению маньеристов отличают их грация, непринужденность и быстрота рук. Однако, в работах маньеристов можно найти общие черты помимо тех, чтописал Вазари.
Работы маньеристов отличаются яркостью и многообразием в них цветов. Колористика стала выходом из четкого композиционного расчёта последователей теоретика линейной перспективы Альберти. Посмотрите на работу Якопо Понтормо « Снятие с креста ». Соседствующие голубой и розовый цвета придают контрастность алтарному образу.
Пресыщенные идеалом тела маньеристы меняют его пропорции. Классическую античную пропорцию, где голова составляет 1/8 тела человека, они меняют на 1/9. Так « манерные » тела становятся удлинёнными, руки и ноги персонажей вытягиваются. Посмотрите на « Мадонну с длинной шеей » Франческо Пармиджанино. В его работе удлинена не только шея Девы Марии, но и ноги ее и младенца Иисуса.
Figura serpentinata стала излюбленной для изображения манерного тела. Так Бронзино в своей работе « Аллегория с Венерой и Амуром » изобразил главных персонажей в этой позе.