Найти тему

Ханский дворец в Бахчисарае

Возводить комплекс начали в XVI веке, когда предыдущий дворец оказался слишком тесным для потребностей ханской семьи Сахиба I Гирея и его приближенных. Два здания, построенные по его распоряжению, сохранились до наших дней - это Большая мечеть и бани. Город Бахчисарай рос вместе с Ханским дворцом, ханы сменяли друг друга и достраивали дворец. Ислям III оставил зал Дивана, Бахадыр I – зал для официальных приемов, Каплан I – Золотой фонтан, Селямет II – Летнюю беседку, а самый поэтичный, Кырым Гирей, в память о любимой жене построил Фонтан слез и мавзолей-дюрбе. При нем же иранский архитектор декорировал внутренние покои ханского дома и гарема.

XVIII век стал переломным для истории Ханского дворца. В 1736 году русские войска взяли город, дворец сожгли, но предварительно, осознавая его архитектурную ценность, сделали точное описание комплекса. В дальнейшем сгоревшие постройки восстанавливали сами ханы при финансовой помощи Турции, затем, когда Крым вошел в состав Российской империи и крымскотатарская знать была вынуждена уехать, внешним обликом дворца и его интерьерами занялись на государственном уровне. Чему-то вернули первоначальный облик, руководствуясь записями, что-то достроили по своему усмотрению. Особенно постарались к визиту Екатерины II, дополнив восточные интерьеры западноевропейскими предметами быта. Следующий официальный визит, на этот раз Александра I, оказался фатальным для зданий гарема – вместо реставрации их снесли, оставив только маленький флигель. Заодно провели ремонт Ханского дворца, закрасив уникальные иранские росписи. Второй раз подобное варварство повторилось, когда в 30-е годы ХХ века побелили внешние стены, закрыв слоем извести богатые узоры. В 60-е годы реставраторам пришлось немало потрудиться, чтобы вернуться к первоначальному облику уцелевших зданий и восстановить росписи зодчего Омера в Золотом кабинете. В качестве музея Ханский дворец в Бахчисарае функционировал с 1908 года.

В музейных зданиях бахчисарайского дворца не найти гигантских залов с высокими потолками, характерных для императорских резиденций европейских и российских столиц. Это скорее богатое поместье, владельцы которого больше всего на свете ценят домашний уют, мягкие подушки и возможность отдохнуть в тенистом саду у фонтана, отдельно от шумного гарема. Образцом для татарских ханов стали строения Турции, хотя для разнообразия они могли пригласить и западных архитекторов. Есть в Ханском дворце элементы, с крымскими ханами вовсе не связанные, например Екатерининская миля – верноподданнический знак почтения к императрице, поставленный в 1787 году, когда она вместе с австрийским императором посетила Крым.

Большая Ханская мечеть была построена в 1532 году. Это крупнейшее сооружение комплекса и вообще самая большая мечеть в Крыму. Догадаться о религиозном предназначении массивного прямоугольного здания можно по двум узким 28-метровым минаретам, а в остальном это типичный дом крымскотатарской аристократии, с арками, решетчатыми окнами, светлыми стенами. Каллиграфические арабские надписи на зеленом фоне: цитаты из Корана и восхваления хана – датируются XVIII веком, когда пострадавшая в пожаре мечеть была отремонтирована и дополнена мусульманской школой во дворе. Медресе не сохранилось, а Большая мечеть, после революции служившая музеем, недавно была возвращена верующим.

Малая ханская мечеть обслуживала интересы знати – семьи хана и его приближенных. Здание построено в XVI веке, роспись выполнена на два столетия позже. Ниша-михраб, указывающая молящимся направление на Мекку, украшена 7 резными поясами, напоминающими о семи небесах. Над ними – витражная печать Сулеймана, даровавшая царю власть над джиннами.

На Ханском кладбище похоронено 9 ханов с 5 сохранившимися памятниками, всего же здесь можно видеть почти 100 мусульманских надгробий – мраморных и известняковых. Вместе с приближенными и членами семей на Ханском кладбище покоится более 300 человек. Типичный надмогильный памятник представляет собой резной каменный саркофаг, по узким сторонам которого стоят стелы с арабскими надписями и мужским или женским головным убором. Ханы Девлет I и Ислям III удостоились отдельных мавзолеев, где, кроме самих правителей, хоронили их ближайших родственников.

На месте немногочисленных крымских источников в окрестностях Бахчисарая ставили фонтаны. Поскольку воды было мало, то обычно они представляли собой тонкую струю воды, спускавшуюся по щедро декорированной стене. Золотой фонтан использовали в ритуальных целях для совершения омовения перед молитвой. Его украшала позолоченная розетка, напоминающая распущенный хвост павлина, сверху был нанесен ажурный цветочно-геометрический орнамент – отсылка к образу райского сада.

Знаменитый Фонтан слез впечатляет скорее двумя поэтическими историями, связанными с ним, чем внешней выразительностью. Первая история вдохновила Пушкина, чей бюст установлен неподалеку, на создание поэмы «Бахчисарайский фонтан». Капли воды символизировали скорбь хана Гирея по любимой жене Диляре – первоначально сооружение установили у источника возле ее усыпальницы. Позднее источник иссяк, и фонтан перенесли на новое место. Из мраморного цветка капают слезы, попадая последовательно в чаши разного размера, у подножия лежит спираль, символизирующая вечность. Вторая история – поразительный рассказ о том, что на самом деле застал Пушкин на месте Фонтана слез. Он увидел заржавленную трубу, из которой едва капала вода, но воображение поэта помогло проникнуться страданиями хана и тяготами жизни наложниц и создать стихотворный шедевр.

В Персидском саду некогда стояли беседки и фонтаны, из Соколиной башни бдительные евнухи наблюдали за порядком в гареме – женщины предпочитали прятаться в тенистом саду от крымского зноя. Специально для жен и наложниц был разбит розарий. Восьмиметровые стены, отделяющие остальную территорию от половины гарема, надежно защищали обитательниц от внешних посягательств, но не от внутренних интриг, в результате которых погибла Диляра – источник вдохновения Пушкина. В двухэтажной Летней беседке, с витражными стеклами и настенными росписями, вокруг фонтана располагались на мягких диванах на отдых мужчины.

Комнаты Ханского дворца были устроены таким образом, что в жару в них было прохладно, а для зимней стужи существовали камины. Везде были постелены ковры, стояла мягкая мебель с множеством подушек. На нижних этажах устанавливали решетки, сквозь которые свободно проникал воздух. Сейчас в ханских покоях – экспозиция, посвященная быту крымских татар. В комнате невесты стоит сундук с приданым – текстилем с искусной вышивкой. В спальне экспонируются кровати и ткацкий станок. От ханского гарема почти ничего не осталось. Три здания на 70 комнат были снесены еще при Александре I. Во флигеле представлена резная мебель, ценные ковры и домашний текстиль с цветочно-геометрическими орнаментами.

Сейчас во дворце идет тотальная реконструкция, поэтому всей красотой архитектуры насладиться в настоящее время не получится. Но очень надеюсь, что скоро будет возможность увидеть Ханский дворец полностью.

Спасибо, что прочитали этот пост полностью. Оставляйте свои комментарии и ставьте лайки, а также не забывайте подписываться на наш канал. Впереди еще много интересного.