Ролевые игры - настольные и компьютерные: в чем разница?

Добрый день! В этой статье я расскажу про то, что отличает настольные ролевые игры от компьютерных - про отыгрыш персонажа.

Когда вы играете в компьютерную игру, действия персонажа не обязаны быть логичными в привычном мире. Если ваш пиксельный эльф бьет пиксельных орков - скорее всего, вы пытаетесь заработать деньги или опыт, но вам не нужно задумываться - а зачем бы в реальности того мира этому эльфу нужно было зарабатывать деньги именно таким образом?

В настольной ролевке не так. Если эльфу нужны деньги - он, конечно, может пойти убивать орков и грабить их на карманные деньги, если орки вообще достаточно разумны и пользуются теми же деньгами. Но скорее всего, эльф так делать не будет - могут и в тюрьму посадить, ну или прийти толпа орков его ловить, или случатся еще какие-то более "реалистичные" последствия.

Скорее всего, эльф займется чем-нибудь другим. Может, пойдет в таверну за стойку - какие-то деньги заплатят. Или будет в той же таверне играть на лютне. Или можно, например, принять участие в охране какого-нибудь торговца по дороге между городами. Или наоборот - грабить торговцев на большой дороге, почему нет, тоже вариант.

Персонаж, скорее всего, скандинавский скальд
Персонаж, скорее всего, скандинавский скальд

Чтобы понять, чем же персонаж займется, есть три основных инструмента - предыстория, характер и умения.

Предыстория персонажа определяет, чем он занимался до того, как началась игра, и "как он дошел до жизни такой". В компьютерных играх обычно такого нет, или она примитивная и общая для всех персонажей - типа, приплыли откуда-то, корабль потерпел крушение, вот теперь строю жизнь с нуля. В ролевке обычно не так - персонаж уже на старте чем-то занимался, как-то жил (он же не младенец?), чему-то учился и совершал какие-то выборы. Можно отталкиваться от этого, выбирая, как в какой-то ситуации поступит персонаж.

Умения определяют, чем он вообще может заняться. Скорее всего, они как-то вытекают из предыстории. Стрелял из лука - умеешь стрелять, пел песни - попадаешь в ноты, торговал - можешь договориться с кем угодно, колдовал - владеешь заклинаниями. Можно, конечно, попробовать стрелять, если раньше ты никогда не брал в руки лук - но, во-первых, получится сильно хуже, чем у стрелка, а во-вторых, вы бы сами в такой ситуации так поступили?

Характер - это о предпочтениях персонажа. Он осторожный или любит рисковать? Сразу хватается за оружие или будет договариваться до последнего? Честный или плутоватый? Что он думает об идее что-нибудь украсть, например - ему это противно или он этим и занимался? Все это тоже будет определять, как же он будет действовать.

В словесных ролевках вариантов действий - в тысячи раз больше, чем в компьютерных играх, потому что они намного точнее моделируют какой-то мир. Этим они и интересны!