Деньги — головная боль для многих владельцев бизнеса, ведь вне зависимости от прибыли их постоянно не хватает. На практике такие ситуации часто возникают, если люди не умеют грамотно распоряжаться деньгами, то есть не составляют финансовый план. Рассказываем, что он включает и как упрощает жизнь собственникам.
Финансовое планирование: что это и зачем
Финансовое планирование — неотъемлемый элемент развития компании. Все понимают, что оно подразумевает написание финансовых планов, но не до конца осознают само понятие «план». Например, когда руководители просят предоставить им план продаж, сотрудники думают об определенной цифре — доходе. А на деле должны составлять список задач, который позволит получить такой доход.
Задача финансового планирования — эффективное управление финансами, или финансовый менеджмент. Это должен быть контролируемый автоматический процесс получения, а также распределения средств. Правда, многие владельцы бизнеса и руководители до сих пор выбирают ручное управление финансами, и в этом их ошибка. Стараясь сэкономить, они лично контролируют все денежные потоки, тратя в итоге на это всё своё время. Компания от этого только проигрывает, ведь вместо того чтобы заниматься её развитием, разработкой стратегии, руководитель погружается в операционную деятельность.
При этом средства могут неправильно распределяться. Например, часто не выделяются обязательные статьи расходов с учётом стратегического плана. Не создаются денежные резервы, которые при наступлении трудных времен помогут бизнесу продержаться на плаву, а его руководству — успешно выйти из кризиса.
Решить все эти вопросы и помогает финансовое планирование.
Понятия в сфере финансового планирования
Финансовый план — это в глобальном смысле план изменения финансовых показателей, по которым судят о платёжеспособности компании, успешности бизнеса. Финансовое планирование сводится к планированию доходов и расходов компании. Следовательно, объектами финансового планирования являются прибыль, капитал, кредитные деньги, расходы. К ним относятся и финансовые отношения, соотношения между отдельными элементами стоимости ВНП, появляющиеся при распределении средств.
Цель — сбалансирование расходов и доходов компании от всех видов её деятельности, оценка эффективности использования ресурсов, приумножение дохода.
Важны и функции финансового планирования. Рассмотрим их подробнее.
- Обеспечение безопасности. При планировании учитываются риски, и, как уже было сказано, составляется отдельная статья расходов — денежные резервы компании (обычно 3–5% от маржи за неделю достаточно, для того чтобы скопить «подушку безопасности»).
- Внутрихозяйственная координация и интеграция. Разрабатывая финансовый план, следует учитывать потребности и взаимодействие различных подразделений компании. С одной стороны, чтобы получить финансирование, руководители отделов должны составлять заявки на приобретение тех или иных товаров, оплату услуг. С другой стороны, финансовые планы разных подразделений должны быть взаимосвязаны. Если выделяется огромная сумма на продвижение (отделение распространения), должно быть выделено достаточно средств на техническое отделение (производство). В противном случае компания не справится с большим потоком клиентов.
- Оптимизация. Задача людей, составляющих финансовый план, — выбрать наилучшие варианты использования ресурсов, чтобы бизнес от этого только выиграл. Например, если денег на все расходы на этой неделе не хватает, можно перераспределить средства так, чтобы больше потратилось на рекламу. Именно она приносит доход, поэтому на ней экономить не стоит.
- Контроль. Финансовый менеджмент позволяет непрерывно контролировать деятельность отделений компании.
Принципы
Финансовое планирование строится на 7-ми положениях.
- Соответствие. Текущие активы (например, приобретение сырья) финансируются из краткосрочных источников, а модернизация производства — с привлечением долгосрочных.
- Потребность в своём оборотном капитале. Суммарно он должен превышать объём задолженностей, тогда не будет возникать риск нехватки оборотных средств. Чтобы соблюдать этот принцип, лучше выделить отдельную статью расходов (5% от еженедельной маржи) и перечислять на увеличение оборота.
- Излишек денежных средств. Важно создавать денежные резервы, чтобы быть в состоянии выполнять свои платежные обязательства, если кто-то из клиентов компании просрочит платёж.
- Рентабельность инвестиций. Важно выбирать доступные способы капиталовложения (например, финансовую аренду), а капитал, полученный в виде долгового обязательства, использовать только в случае, если он повысит рентабельность собственного капитала.
- Сбалансированность рисков. Деньги на долгосрочные рискованные капиталовложения лучше брать из собственного капитала компании.
- Приспособление к рыночным потребностям. Организация должна учитывать экономическую ситуацию и собственную зависимость от выделения кредитных средств.
- Предельная рентабельность. Нужно отдавать предпочтение тем капиталовложениям, которые дают максимальную рентабельность, то есть по максимуму использовать ресурсы.
Баланс
Важным инструментом собственника выступает баланс предприятия, на его основе составляется финансовый план. Под балансом понимают сводную ведомость, где собраны статичные объекты учёта, имущество и источники финансирования с их численными показателями.
Баланс состоит из 2-х частей. Проще всего его представить в виде таблицы, где:
- слева отображаются активы — это ресурсы, которые контролируются организацией (то есть принадлежат ей на правах собственности) и, как ожидается, помогают ей получать экономические выгоды в будущем (это могут быть деньги в кассе, приобретённые товары, сырьё для производства);
- справа отображаются пассивы — это источник происхождения активов, по нему можно судить о способах их получения (то есть приобретены за счёт собственного капитала или взяты в кредит как заёмный капитал).
Суть баланса сводится к равновесию или равенству противоположных частей, активов и пассивов.
По этому документу можно судить о финансовом положении дел в компании на указанную дату.
- О нейтральном положении говорят, если сумма активов равна сумме пассивов. Это значит, что у предприятия ровно столько имущества, сколько нужно для погашения всех его обязательств (задолженностей). После их оплаты ничего не останется.
- Прибыль появляется, когда активов оказывается больше, чем пассивов. Если разница в размере 1000 рублей, то после ликвидации предприятия эта сумма бы осталась свободной.
- Об убытках речь идёт тогда, когда пассивов больше, чем активов. Это значит, что у компании недостаточно ресурсов для выполнения обязательств (погашения всех задолженностей).
По состоянию баланса можно понять и то, как развивается бизнес, ведь баланс отражает все выполняемые хозяйственные операции.
Бюджет
Финансовый план, рассчитанный на определённый период, называется бюджетом. При создании бюджета учитываются цели организации, на их основе распределяются ресурсы.
Бюджеты составляют как для компании, так и для отдельных её подразделений.
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк. Завтра мы опубликуем вторую часть статьи. В ней вы узнаете про типы финансовых планов, этапах его разработки и из каких разделов он должен состоять.
До встречи!