На днях листала альбомы со старыми фотографиями, вспоминала родителей, бабушек, дедушек. И подумала: уникальные у меня всё-таки родственники! Ну, разве не уникально хотя бы то, что оба моих родителя - мама Светлана и папа Александр - появились на свет за границей, совершенно в разных концах света, а связали свои судьбы в Костроме, где я и родилась.
Так как отцы моих родителей были военными, папа родился в городе Пхеньяне Северной Кореи, а мама в столице Латвии - городе Риге (в то время Латвийской ССР), сейчас Латвия, как известно, независимое государство.
Но так сложилась жизнь, что мои родители встретились именно в Костроме, где познакомились в пединституте, обучаясь на историко-педагогическом факультете.
Мама попала в Кострому случайно - по объявлению. В то время она жила с родителями в Саратове в небольшой квартирке, где кроме неё ещё ютились старший брат с женой и старшая сестра. Отношения между родственниками были непростыми, каждый охранял личное пространство от вторжений. Неуютно себя тогда чувствовала выпускница школы на обочине чужой семейной жизни.
Но тут отец моей мамы, дедушка Сергей, весьма кстати увидел объявление в газете - на базе Костромского педвуза осуществляется набор вожатых для работы в международном лагере "Артек" - самом знаменитом лагере СССР!
В Артек, в Артек!
Мама, не раздумывая, откликнулась на это объявление, и ей вскоре пришло приглашение из Костромы. Так она окунулась в новую, романтичную, молодёжную и свободную от родительской опеки жизнь "Артека", которая была полна приключений и азарта. Каждый день - шум прибоя, лазурные волны Чёрного моря, весёлые игры и приключения в компании новых друзей со всего мира, а по вечерами - песни под гитару у костра.
В "Артеке" скучать было совершенно некогда - туда, по воспоминаниям мамы, постоянно приезжали именитые гости: известные писатели, учёные, артисты. Мама рассказывает, что особенно ей запомнилась встреча с лётчиком-космонавтом Юрием Гагариным - человеком, который первый в мировой истории совершил полёт в космос.
После такой хорошей педагогической школы, какой для мамы стал "Артек", она без проблем поступила на истпед. А познакомились они с папой в читальном зале вузовской библиотеки. Им было интересно общаться, обсуждать новые книги. Симпатия сразу была взаимной.
Мужские поступки
Мама рассказывала, что папа был на факультете любимчиком, среди девушек пользовался популярностью, его считали очень начитанным, умным, интеллигентным. И однокурсницы сначала даже обиделись на своего Сашу, за то, что положил глаз на девушку двумя курсами старше, ведь у них на курсе столько красоток. Но папа выбрал именно маму.
Обиды обидами, а любовь победила все преграды. Молодые сыграли свадьбу. Отец покорил возлюбленную своим вниманием и настоящими мужскими поступками.
Мама часто вспоминала, как перед самым Новым годом не на шутку разболелась, и её жених пришёл к ней общежитие с банкой малинового варенья и другими гостинцами. А самое милое - папа принёс ей крохотную ёлочку с миниатюрными игрушками, которую тут же поставили на подоконник.
После выздоровления мама всё чаще бывала в гостях у своего жениха в переулке на улице Вольной Костромы (ныне это улица Маршала Новикова). У неё ещё в студенческие годы сложилось прекрасные отношения с будущей свекровью, Анной Александровной, врачом-рентгенологом. Подробнее об этой женщине, с именем которой связана мистическая история, здесь: Как двойник бабушки стала моим врачом
Так, благодаря знаменательной встрече в колыбели Романовых мамы и папы, родилась я. Случилось это во второй городской больнице Костромы (где, повзрослев, я даже поработала санитаркой). А через 4 года родился и мой брат Максим. Но это было уже в Макарьеве. Ведь именно в Макарьевский район, в самую глубинку, родителей направили работать по распределению в сельскую школу после окончания вуза.
Память в надёжных руках
Состояние наших старых семейных альбомов, увы, оставляет желать лучшего. Думаю, их надо привести в порядок, систематизировать.
Часть архивных фотографий сейчас в старых бумажных альбомах, часть - в сравнительно новых, с пластиковыми холдерами, которые были куплены уже в 90-е годы, где фотографии размещены в отдельных ячейки. Есть и современные альбомы, где каждая страничка покрыта магнитной прозрачной плёнкой. Вот эти мне кажутся самыми удобными и практичными. В них фотографии не надо приклеивать, они хорошо сохраняются, не мнутся, их легко вынимать. И такие альбомы подходят для фотографий любых размеров.
Их жизнь подобна кинофильму -
Прошли они сквозь штиль и шторм,
Мощней стихии суперсильной
Их романтический задор.
Пусть лица осветят зарницы,
Чья память в сердце навсегда.
Альбомов шелестят страницы,
Ты пролетаешь сквозь года...