Джек в стране чудес 1974 - самое оригинальное переосмысление сказки.

471 прочитал
Двое заводил.
Двое заводил.

Всем доброго времени суток! Сегодня, мы поговорим от пожалуй самой необычной экранизации известной сказки о Джеке и бобовом стебле - мультфильме от японской студии Group TAC. Идея эта мне пришла в голову после просмотра ролика от известного многим "Ностальгирующего Критика", которому мультфильм явно не очень зашёл. Однако, на самом деле эта картина глубже, чем вы могли бы подумать и, пожалуй, одной из первых использовала приём, на который не смог решиться сам великий Дисней - Нейтральную концовку. Впрочем, обо всём по порядку. С вами Полуночный Рыцарь и давайте уже начнём.

Общая характеристика мультфильма.

Собственно человек который это всё придумал - Сугии Гисабуро. Будъте знакомы.
Собственно человек который это всё придумал - Сугии Гисабуро. Будъте знакомы.

Итак, "Джек в стране чудес" это аниме, точнее, близкое ему по духу произведение, ибо мультфильм был выпущен давно - тогда ещё не сформировался традиционный образ мультиков, где люди ходят с треугольными носами, косыми глазами и цветными волосами (причина кстати до банального проста - так быстрее рисовать), а потому формально являясь аниме - так можно назвать любой мультфильм сделанный в Японии, "Джек" всё же имеет много отличий от "традиционной" японской мультипликации. Стилистика рисовки максимально приближенна к стандартам "старого Диснея"(хотя влияние Осамы Тедзуко чувствуется, особенно это заметно в рисовке Маргарет), за основу сюжета взята европейская сказка, антураж всё также европейский (задолго до возникновения жанра фэнтези), да и в целом непосвящённый может легко принять данное творение за продукт какой-нибудь американской студии - среди них был и я, долгое время блаженно верящий в "диснеевское происхождение" оного мультика, и лишь недавно познавший истину. Жизнь моя больше не будет прежней. Хотя, "Джек в стране чудес" не единственный японский мультфильм не похожий на обычное аниме - вторым известным мне примером является "Колокольчик Чирина".

Поскольку делалась картина в Японии, она не лишена традиционной щепоточки безумия (в данном случае не щепоточки, а чайной ложки) символизма, странных и пугающих сцен, а также гипертрофированных образов персонажей.

Краткий сюжет - внимание, в данном пункте присутствуют спойлеры. Если вы ещё не смотрели данный мультфильм, но собираетесь это сделать, пропустите данный абзац.

Взгляд, что пронзает сердца, аки меч.
Взгляд, что пронзает сердца, аки меч.

Итак, начало у сказки вполне традиционное - Джек, являясь мальчиком из крестьянской семьи, не любитель работать, и имеет задатки типичного раздолбая. В один далеко не прекрасный день он получает о матери задание - продать единственную корову, которая перестала давать молоко, и вроде бы как Джек даже собирается честно выполнить поручение (продать корову на скотобойню, ибо иного применения у неё больше нет), но по дороге встречает старика, и меняет корову на волшебные бобы. Дома получает закономерную трёпку от матери, и бобы улетают за окно. Джек отправляется спать, а тем временем... С этого момента начинается отход от традиционного сюжета, потому что бобы ПОЮТ, причём весьма неплохо! Это одна из сцен, имеющих явный сюрреалистический подтекст, и выглядит реально странно. Джек от такого треша просыпается, и немного выпав в осадок от происходящего, встречает гостью с небес - мышку. Мышка пытается донести до деревенского простофили некую мысль, но он закономерно её не понимает, и вместе с псом Госби поднимается по стеблю и попадает в Облачную Страну. Меня всегда удивляло, как не отличающийся атлетическими данными парень умудряется подняться на многие сотни метров по СТЕБЛЮ, который вообще-то скользкий, и не оборудованн страховкой и ступеньками. Теперь в сюжете появляется один из наиболее необычных персонажей - Принцесса Маргарет. Она оставляет смешанное впечатление - одновременно и красива, и немного криповата (позже, мы поймём почему). У Маргарет счастье - завтра у неё свадьба с прекрасным принцем Тулипом - она поёт достаточно спокойную песню о будущем браке и связанных с ним радостях, после чего показывает портрет своего жениха - по сравнению с Тулипом, диснеевское Чудовище очень даже ничего. Но преисподняя породила ещё более худшую тварь - матушку Тулипа, госпожу Хекубу (в русском переводе Нуар). Теперь ясно, в кого он таким уродился. Хекуба людоедка и имеет на Джека соответствующие планы, кормит его супчиком (авторы, пожалуйста, не сообщайте его рецепт, пожалейте мою психику), после чего паренёк отрубается, и отправляется в котёл. Далее следует обычная семейная ссора, где Тулип и Хекуба спорят, кто же откушает нашего незадачливого деревенщину, а он тем временем благоразумно делает ноги, и вместе с Госби и дворцовыми мышами, сбегает в сокровищницу, где разговорив золотую арфу-сигнализацию, узнаёт историю Королевства. Все мыши, когда то были людьми, которых Хекуба превратила в животных, короля и королеву погубила, и теперь претендует на трон. А чтобы стать законной правительницей (регентом) она собирается женить Маргарет на своём сыне, и окуривает бедную принцессу галлюциногенным дымом, эффект которого спадает лишь по ночам. В этот момент появляется Тулип, и демонстрирует один из своих фетишей - у него есть набор механических копий своей матери, которых он слушает, а затем ломает. При этом из уст кукол вылетают одни лишь оскорбления. Тулип наслушавшись, брани, уходит и Джек получает задание - мыши просят его избавить их от сладкой парочки чудовищ, на что парень пожимает плечами, и, прихватив мешок золотишка и волшебную золотоносную курочку, сваливает на землю. Да, главный герой не идеален, и способен на кражу и малодушие, в этом, несомненно, есть свой плюс и простор для нравственной трансформации персонажа.

За минуту до....
За минуту до....

Гнилой поступок Джека вызывает реакцию даже у Госби - пока сын и мать приплясывают от свалившегося на них богатства, пёс обретает дар речи и поёт арию на луну, где призывает хозяина одуматься и продолжить приключение. Когда даже собака говорит тебе, что ты не прав, сложно не задуматься - Джек вновь засучивает рукава, приготовившись к завтрашней ломоте в суставах, и лезет по стеблю. А в Облачной Стране тем временем уже начался обряд венчания - Хекуба демонстрирует свои навыки учительницы труда, вырезая из бумаги священника и гостей. Данная сцена одна из самых странных и впечатляющих за весь фильм - жуткая музыка, дёргающиеся бумажные фигуры, и назойливый голос Священника, вопрошающего "Ты счаааастлива?" Джек снова прижимает арфу к стенке и под лезвием топора консерваторская крыса признаётся - заклятье может снять поцелуй храброго человека. Сомневаясь в своей пригодности, Джек всё же врывается в Зал Венчания и целует принцессу, нарушая сомнительную святость обряда. Заклятье разрушено, и принцесса в бальном платье, под ручку с Джеком убегают от злодеев. Дельнейшие события можно охарактеризовать тремя словами - треш, угар и содомия. Тулип не может поймать двух детишек, а Хекуба решает поиграть в качельки, вместо того, чтобы просто их убить, за что и раздавливается собственным сыночком - Тулипу видимо надоели постоянные скандалы и нервозность колдуньи. Заклятье спадает, и мыши возвращают себе человеческий облик. Все радуются, а Джек, тем временем бегая от Тулипа, как Джерри от Тома заманивает его на стебель и благополучно срубает его, заставляя великана, познакомится с чудесной штукой - гравитацией. О да, он не первый и не последний злодей, павший жертвой безжалостного притяжения земли (Фролло, Гастон и Аид пустили скупую слезу). Можно сказать, что концовка у мультфильма не совсем оптимистичная - да, все положительные герои остались живы, но сказать "и жили они долго и счастливо" не получится - Джек остался на земле, а Маргарет на небе, да и сайт по продаже волшебных бобов забанен. Герои успели привязаться друг к другу, но больше никогда не встретятся. Впрочем Джек не унывает, да и в жизни его не многое поменялось - он по-прежнему вкалывает на ферме, под окрики матери. Конец.

Персонажи и их роль в истории.

Джек

Главный муд Герой мультфильма.
Главный муд Герой мультфильма.

Собственно главный герой, от лица которого ведётся повествование. Достаточно необычен, ибо в нём проглядывают черты антигероя - человека не совсем твёрдых принципов и морали. Джек ленив, импульсивен и не умеет задумываться о последствиях. Его легко обмануть - так он в самом начале поверил словам Продавца Чудес, и поменял корову на бобы (старик его не обманул, бобы действительно были волшебными), при этом на ошибках не учится. Один раз его уже развёл загадочный незнакомец с органом, но урока он из этого не извлёк и поверил Хекубе, облик которой прямо кричит - " Я сатанинская тьма, и пожру твою душу", за что чуть не расплатился жизнью. После чего он берёт, и просто грабит Замок, утащив сокровищ столько, сколько смог унести, не навернувшись со стебля - положительные герои так не поступают. Да, в конечном итоге он смог проявить свои положительные качества и спасает Маргарет и её королевство от матери и сына дьяволопоклонников, но для этого потребовалось Чудо. Если бы Госби не запел, Джек бы не задумался над моральным аспектом своих действий, и продолжил бы теперь уже безбедное существование. Джек - герой, меняющий свою сторону на протяжении истории - приём довольно редкий в детских мультфильмах. В начале он ведом одним лишь любопытством, затем наживой, и лишь в самом конце он начинает борьбу за правое дело, и бросает вызов злу. И этом в финале своего пути он совершает достаточно трудный выбор - пред ним стоит дилемма срубить стебель и победить великана, навсегда забыв о пути на небо, или же сохранить стебель, и пожертвовать своим домом и матерью. Сам-то Джек успеет вновь вскарабкаться на небо, и перерубить его уже сверху, а вот мама его не сможет. В конечном итоге он делает правильный выбор, разрубая стебель, и тем самым покидая сказку. Он больше никогда не попадёт в волшебную страну, оставшись в серой реальности, о чём сам в тайне жалеет. Но выбор сделан, нет больше смысла геройствовать - значит можно снова быть сами собой - деревенским раздолбаем, каким Джек предстаёт перед нами и в начале, и в последней сцене. Его история замкнулась - он прошёл стадии превращения, но в итоге пришёл к тому, с чего начал, потому что больше нет смысла меняться - герой был нужен Облачной Стране, но он без надобности в мирной и размеренной жизни крестьянина, изворотливый вор может существовать, когда есть что красть, но сокровища остались наверху. Таким образом, демонстрируется пластичность и подверженность влиянию героя - Джек меняется под обстоятельства - он и деревенский мальчишка, простофиля, вор, и рыцарь. Нельзя сказать, что это делает его хорошим, но именно такие черты и позволили ему довести историю до закономерного финала. Будь он изначально рыцарем, скорее всего, сложил бы голову при первой встрече со злом, в которой не было бы ни шанса, не будь он вором, его семья продолжила бы жить в нищете. Именно последовательная смена образов позволила каждой из сторон остаться при своём - Маргарет стать королевой, Джеку и его матери - зажиточными крестьянами, а Хекубе и Тулипу получить эксклюзивное место в аду.

Маргарет

Единственная няша мультика.
Единственная няша мультика.

Самый милый и уравновешенный персонаж мультфильма. Про неё мало что можно сказать, так как большую часть экранного времени (которого у неё не так много) она находится под заклятьем, но кое-что вынести всё же можно. Маргарет это антипод традиционных диснеевских принцесс - она спокойна, добра, элегантна, и вежлива. В отличие от Ариэль и прочих "королевских особ" из мультфильмов, Маргарет не пытается бунтовать или закатывать истерики даже когда чары спадают. Собственно личностей у принцессы две - созданная магией и настоящая. Вначале она предстаёт девочкой не от мира сего, любящей жуткого великана. Позже, мы видим её настоящую - сначала во сне, а позже и наяву - кстати, она не сильно меняется. Становится чуть более живой, однако её характерные черты - сдержанность, миролюбие и самоконтроль никуда не деваются. Пожалуй, из известных аналогов ближе всего на неё похожа Пакахонтас (единственная не картонная диснеевская принцесса) - как и индианка, Маргарет умеет принимать взвешенные и сложные решения. Она в конечном итоге берёт на себя судьбу королевства, и не случайно все придворные мыши так её любят - принцесса явно умеет ладить с людьми, и обладает определённой харизмой - даже Джек знакомый с ней всего несколько часов успел привязаться к Маргарет и горевал о разлуке. Кстати влюблённость у неё тоже гораздо более спокойная, чем у прочих принцесс - она поёт мелодичную и красивую песню, не имеющую ничего общего с дикими ужимками Рапунцель или Золушки. В конечном итоге она найдёт своего суженного, но им точно будет не Джек - между ними не может быть отношений, они слишком разные как по характеру, так и по статусу. Может Джек и испытывал что-то к принцессе (не любовь, он слишком юн, скорее очарование) но вот Маргарет просто не сможет воспринимать его всерьёз. В целом, она самый приятный персонаж мультфильма - красивая, добрая, спокойная и вежливая. Хотя первое её появление довольно жуткое, признаю. :-)

Хекуба

Годы её не щадили.
Годы её не щадили.

Характеризуется двумя словами "стереотипная ведьма". Она сатанистка, людоедка, интриганка и выглядит как наманикюренная до состояния гипса Изма. Личность Хекубы - жадная до власти старуха, заложившая свою душу дьяволу, и теперь желающая пристроить свой облезлый зад на трон. Как персонаж, она мало что представляет - её роль, это злодей, которому невозможно сопереживать. Если Джек меняется, Маргарет милая, а Госби просто олицетворяет мораль и пафос, то Хекуба и её недоношенный (или переношенный?) сынок, просто воплощения тьмы. Хекуба не любит не сына, ни принцессу - только себя и власть. Недаром после смерти она превращается в куклу - Хекуба, марионетка в руках режиссёра. Иной роли у неё нет, а потому и сказать о ней большего нельзя.

Тулип

Так вот он какой - прародитель всех тролей и гоблинов!
Так вот он какой - прародитель всех тролей и гоблинов!

Продвинулся по шкале проработанности персонажа чудь дальше матери. Он живее, у него больше индивидуальных черт - даже его странное пристрастие слушать оскорбление кукол и ломать их, придаёт ему каплю оригинальности. Да и экранного времени у него больше. Тулип явно не испытывает к Маргарет каких либо тёплых чувств - за всё время их взаимодействия, он не разу ни оказывал ей знаков внимания, но вот жениться явно не прочь - по сути он как и мамочка является штампом жадного до власти и злого потому что он злой персонажа. Его внешность прямое отражение его характера - грузный, уродливый и жестокий людоед. Мать он ненавидит, как и она его, а потому терпел лишь пока она была ему полезна, (чтобы не разрушилось заклятье на Маргарет), и без зазрения совести раздавил её, когда она стала не нужна. Тулип любит и практикует грубую силу, поняв, что заполучить принцессу в жёны не удастся, он решил просто перебить всех недовольных, и завоевать трон. Умом он не выделяется - ещё один штамп все качки (великаны) тупые и жестокие. Вообще, хоть он и лучше Хекубы, как персонаж, Тулип ютится на дне - отрицать это бессмысленно. В истории полнометражной японской анимации бывали антагонисты покруче (Муска из "Небесного Замка" Юбаба из "Унесённые Призраками" и ещё много кто).

Госби

Он всё знал!
Он всё знал!

Собака Джека, похожая на мастиффа. Вообще странно выделять в отдельного персонажа собаку, но не посвятить ему пару слов, я просто не могу - ведь без его вмешательства, история закончилась бы совсем по другому. Вообще Госби очень странный пёс - он верит, что является членом небесного воинства, не по животному умён, и понимает язык заколдованных мышей. Его моральные принципы твёрже, чем у владельца. Его даже можно назвать рыцарским псом. Именно ария Госби, в которой он призывает хозяина следовать голосу сердца, и вновь подняться в Облачную Страну, заставляют Джека вспомнить о совести. Так что старый пёс не так уж прост! Он, как и Продавец Чудес является проводником в сказку, но если Продавец открывает туда путь, то Госби заставляет туда вернуться, а потому заслуживает статус полноценного персонажа (в отличие от матери Джека и мышей, которые присутствуют просто для фона).

Продавец Чудес

Типичный еврей.
Типичный еврей.

Самый загадочный персонаж мультфильма. Он появляется лишь в одной сцене - меняет корову на бобы, и провожает героя зловещим смехом. С точки зрения сюжета он бесценен, ведь именно его действия закладывают фундамент для путешествия в мир неизвестного, но мы не знаем даже его имени - как его можно называть персонажем? Дело в том, что Продавец Чудес исполняет одну старую как мир, архетипичную роль в истории - Наставника. Наставником называется персонаж, отправляющий героя в странствие, и зачастую помогающий ему продвигаться дальше (но не в нашем случае). Пожалуй, самыми известными наставниками в популярных вселенных будут Гендальф, Оби Ван, Джирайя и Дамблдор. По сути, функция Наставника - подтолкнуть героя к приключению, и возможно помочь ему в дальнейшем советом, или делом. Так Гендальф отправил в путь Фродо, и периодически выходил из тени, наставляя его, Дамблдор вёл свою игру, и наоборот, создавал Гарри проблемы, ВЫНУЖДАЯ его приключаться. Самым "правильным" Наставником были Джирайя и Айро (Аватар) - они именно наставляли и обучали своих подопечных, помогая им встать на крыло, а не бросали на произвол судьбы как Продавец Чудес. Хотя, данная экранизация "Джека" сама по себе странная, так что и местный Наставник должен быть соответствующим.

Плюсы, минусы и крутизна мультфильма.

"Джек в стране чудес" - в своём роде уникальное явление. Он является гибридом зарождающегося аниме и традиционных диснеевских канонов. Это европейская сказка, переосмысленная японцами в традиционном безумии и пафосе. Неудивительно, что многие сцены мультфильма выглядят странными и абсурдными (песня бобов, бумажное венчание, фетиши Тулипа), воспринимаясь с недоумением на лице, однако свои преимущества у мультфильма есть, и в некотором роде он даже лучше эталонных диснеевских творений.

Главный герой не является клишированным положительным героем, как их принято изображать на западе - он вполне способен на кражу, лесть, и шантаж. Претерпевает изменения в процессе повествования, и как то обходится без помощи волшебных союзников. Для меня, по горло сытого принцессами и благородными принцами, это был глоток свежего воздуха.

Мультфильм использует символизм, аллегории, и ставит дилеммы, вынуждая делать серьёзный и осознанный выбор. Джек действительно должен решать - хочет ли он спасать Маргарет, или же "своя рубашка ближе к телу", и этот выбор имеет свои последствия, тут всё зависит не от чуда, не от сценарного подгона, а именно от него - кроме Джека, лезть на стебель некому. Выбор он делает и в финале, перерубая бобовый стебель, и навсегда расставаясь со сказкой. Ему хватило ума понять, что у него и Маргарет, нет совместного будущего, и у каждого свой путь. Авторы смогли завершить историю не Хэппи-эндом, а красиво, с сохранением логичности событий (насколько они могут быть логичны в сказочном мире), и это, несомненно, придаёт ему самобытности.

Графика смотрится хорошо даже сейчас - некоторые современные студии не могут сделать картинку лучше, чем в далёком 1974 году, кроме того, в стиле рисовки проглядывают как западные, так и типичные аниме черты, о чём я уже упоминал ранее. Особенно это заметно на Маргарет, которая удивительно похожа на классическую героиню старых аниме фильмов Studio Ghibli. В других персонажах этого меньше. Так же у картины неплохой саундтрек (песня бобов и фоновая музыка венчания мне зашли), хотя можно было бы лучше.

Из недостатков, можно выделить разве что антагонистов - они просто ужасны, и рядом не стояли с действительно харизматичными злодеями диснеевских полнометражек (Эрнесто, Аид, Клод Фролло) и слитый финал, где до этого монументальное и пафосное противостояние скатывается в беготню аля Том и Джерри.

На этом мы закончим - статья и так получилась слишком длинной, и не каждый её осилит. Надеюсь, вам понравилось - ставьте лайки, и оставляйте отзывы, это мотивирует меня быстрее выпускать новые статьи. До новых публикаций.

#мультфильмы #аналитика #сказка #разбор фильма #японская анимация