Найти тему

Душа ищущая, но не мятежная

Как часто вы слышали выражение - богатый внутренний мир человека? Что это? Мировоззрение, жизненные принципы, совокупность приобретенных знаний или воля, чувства, эмоции, темперамент, генетическая память заложенные в нас кем-то? Сознательное или бессознательное? А что, если это и есть душа человеческая? Этакая информативная сущность, обладающая безумной энергетикой. Мы наделяем ее разными эпитетами - ищущая, добрая, щедрая, широкая, жадная, прогнившая, больная... Она может быть такой разной.
И если о ней рассуждать, то как, не опираясь на Священные Писания, в которых, по моим скромным подсчетам, душа упоминается не менее 439 раз!
Так кто же руководит нашим внутренним миром, каким законам он подчиняется? Можно ли достичь покоя и гармонии в душе, если внешний мир так переменчив и нестабилен? Что есть справедливость, существует ли высшая любовь? И самый главный вопрос - зачем, в чем смысл и предназначение существования души? Ответы на эти и множество других вопросов есть в Библии. Давайте вместе попробуем погрузиться в события далекие от нас во времени, но близкие и актуальные по содержанию.

Библейский пророк Илия, ищущий Высшей Справедливости во всем, есть истинный тип героев служения Богу. В эпоху унижения, гнусностей, всеобщего идолопоклонства им обладала одна мысль о славе Божией. Эта страсть его пожирает. У него нет иной цели. Он желает восстановить Божий порядок, и в этой миссии его ничто не останавливает, никакие плотские и кровные узы.
Подобно Иоанну Крестителю, который спустя 9 веков, будет наследником его имени и его дела, он вырастает в пустыне. Он выходит оттуда, являясь во дворце нечестивого царя Ахава, чтобы возвестить божественные угрозы, и тогда его голос раздается как гром небесный. Суд Божий ему сопутствует, и таково его могущество, что весь народ останавливается при его словах. Он бросает вызов жрецам Ваала, срывает маску с этих оборотней и убивает их без всякой жалости.
Тогда он считает возможным поверить, что наступило царство Истины, потому что народ призывает Господа и в продолжение целого дня эхо Кармильских гор гремит криком толпы: «Господь есть Бог! Господь есть Бог!». Это - победа! Но, о горе! После энтузиазма одного дня вновь приходит пагуба этого мира. Ахав всегда будет Ахавом, Иезавель Иезавелью, и толпа, на время увлеченная жаром пророка, возвращается с ненасытной жаждой к прелести культа сладострастного мира.
Тогда Илия, как все пламенные души, переходит от одной крайности к другой. Им овладевает уныние. Вера его затмевается. Бог от него скрывается, Его пути для него делаются непонятными. Илия досадует на Бога, что он забывает Свое дело. Как бы легко было Ему вмешаться, поразить огнем не почитающих Его и таким образом окончить дело, начатое в Кармиле. Но нет! Небо не отверзается, Бог хранит молчание, Ахав остается Ахавом, Иезавель также могущественна и жизнь пророка в опасности. Илия в отчаянии убегает.
Возможно, это переживали многие христиане, надеясь своими глазами увидеть торжество Евангелия - распространение веры, единство Церкви, сокрушение пороков и удаление неправды. Однако вынуждены видеть то, что видим: пред лицом общества, равнодушного и насмешливого - Церковь разделенную, слабую, без великих стремлений, без энтузиазма. Успехи, зависящие, по-видимому, от случайностей совершенно внешних и от причин, совершенно человеческих...
Это скорби благородные. Было бы гораздо хуже, если бы мы примирились с тем, что происходит, и чувствовали бы себя хорошо в этом мире. Счастливы те, которые чувствуют голод и жажду справедливости, сказал Иисус Христос.
Так, ожидая высшей справедливости и, как следствие, кары для нечестивых, Илия смотрит вдаль и вот на горизонте встают облака пыли. Это поднимается ветер пустыни внезапный, стремительный, как обыкновенно бывает на востоке. Скоро небо покрывается мрачной завесой. За продолжительными и заунывными шквалами следуют взрывы громоносной бури. Деревья вьются как веревки и вырываются с корнем. Песок пустыни движется подобно цунами яростного моря. Ураган проходит...
но Бога не было в ветре...
Пророк смотрит опять и вот перед его смущенными глазами, горизонт кажется движущимся... утесы колеблются, земля полуоткрывается, гора, как будто объятая головокружением, качается на своих основаниях. Это землетрясение; оно разверзает пропасти, которые, кажется, все должны поглотить. В течение нескольких мгновений природа делается жертвою этой ужасающей конвульсии...
но Бога не было в этом землетрясении...
Илия смотрит опять и вот страшный блеск освещает пространство. Небесный огонь зажег землю. Красноватое пламя пожара, сверкающее среди бурной ночи, растягивается быстро, как молния; оно бежит, оно ползет змеей по ребрам горы, оно зажигает сухую траву, деревья, опрокинутые ветром. Скоро делается огненный потоп, который охватывает все, и кипящие волны которого поднимаются, кружась как смерч к черному своду неба. Илия в ужасе отступает...
но Бога не было в огне.

Буря, землетрясение, пожар, не было ли это то, что просил Илия, когда, тоскующий и унылый, он упрекал Бога за Его бездействие и за Его непонятное молчание? Не говорил ли он Ему что-то подобное: "Восстань! Заступись за Свое дело, вымети Твоих врагов, как песок пустыни, сокруши их в Твоей ярости, сожги их, как солому!"
И вот Илия видел непреодолимое, страшное могущество: и в урагане, который все уносил в своем полете, и в земле, подвигнутой до своих оснований, и в огне, пожирающем то, что пощадила буря. Он все это видел и трепетал... но Бога там не было. Где же Он и по какому признаку Илия может различить его пришествие? Мы сейчас это узнаем.
Страшное видение бури прошло. Она утихла. За ее содроганиями последовало спокойствие, за ужасающим блеском молнии наступил тихий, ясный день. Опять показалось восточное небо с его прозрачной лазурью. Природа, кажется, возродилась вновь еще прекраснее и спокойнее, и из глубины долин до самой вершины горы Хорива, до самой пещеры, в которой нашел свое убежище Илия, тихое веяние ветра несет гармоничный шум природы, ожившей вновь под дуновением ее Творца. Илия выходит из своего убежища. Невыразимое чувство охватывает его душу, которую расстроил страх, в нее проникает чувство мира, свежести и радости. Ни шум бури, ни содрогания природы не тронули ее до такой степени. В этих звуках, тихих и легких,
он узнал присутствие Бога и, покрыв голову своей верхней одеждой, он преклоняется и благоговеет.

Что это за благая весть, которую изображают тихие и легкие звуки, слышанные пророком? Откройте ваш слух и послушайте эту ангельскую песнь " Слава в вышних Богу, на земле мир, к людям благоволение".
Подойдите к этой колыбели, в которой открылось величие Божие, посмотрите на этого Младенца, родившегося между самыми бедными людьми. Вокруг Него нет вооруженной до зубов охраны. Ничто нас от Него не отдаляет, ничто не пугает, все здесь просто и без прикрас и между тем здесь Бог неба и земли открыл Себя .
Из этих скромных Вифлеемских яслей выйдет спасение мира. Младенец, рождение которого прошло почти незамеченным, будет возрастать. Он будет подниматься как слабый росток, по словам пророка. Он не будет иметь никакого внешнего блеска, ничего, что бы напомнило страшное величие этого Бога мщения, которого призывал Илия. Вместо железного скипетра Мессии, Он будет носить трость, на место венца победителя - венец терновый. Он будет возвещать прощение, мир и спасение. Он скажет
"Придите ко мне, потому что я кроток и смирен сердцем".
Для врагов Своих Он будет иметь только молитвы, для своих палачей только благословения. Он будет унижаем, оскорбляем, поносим, наконец, пригвожден к проклятому дереву, но в этом избытке унижения Он откроет миру неведомое величие Любви победительницы, Любви, которая доходит до самопожертвования...
Величие, которому нет равного, окружит Его окровавленную главу, и в этой обезоруженной жертве человечество признает своего Царя... То, чего не могли сделать сила, страх и жестокость, сделает Его крест... Совесть людей будет пробуждена, сердца тронуты.

В качестве назидания.

Прежде всего, научимся не осуждать Бога. Часто медленность суда Божия нас удивляет. Его молчание нам кажется необъяснимым и почему Он не вступается, спрашиваем мы себя. Почему Он позволяет Свое дело оспаривать, подвергать нападкам и, может быть, даже поражениям? Почему Он позволяет злу торжествовать и распространяться?
Илия, призывая этот гнев, не знал того, что знаем мы. Он не видел Святого и Праведного умирающим на кресте. Он не видел, как милосердие более сильное, чем ненависть, поставило людей на колени, покорило сердца и основало царствие Божие на земле.
Но, друзья, хотя Бог всего Себя открывает в любви, не будем, при этом, забывать, что это Он посылает ветер, землетрясение и огонь, которые все пожирают. Так, что не будем делать из идеи Божественного промысла чего-то изнеженного, женственного сообразно с духом мира настоящего времени.

Да, Бог царствует в истории! Порой Его вмешательство становится столь очевидным, что мы как Валтасар на вавилонском пиршестве различаем таинственную руку, которая пишет смертный приговор несправедливым царствам. Когда рушатся Ниневия и Вавилон, Римская империя или Советский Союз, не видим ли мы тут вмешательства Божия? Кто следующий уже определено. "Бог царствует" - это надо провозглашать перед лицом цивилизации опьяневшей от своего материального прогресса. Божье правосудие не дремлет для наказания народов забывающих Бога.
Однако есть события, посланные Богом, которые смущают меня и приходит понимание того что Бог тут не весь. Вот тогда-то история Илии показывает, что Божьи наказания не дают нам узнать Его всецело, что тайна Его путей где-то в другом месте, что Он весь в той любви, которую Бог открывает в тишине душе верующей, ищущей и прощенной.
Души скорбящие сегодня, верьте, что приближается день, когда вы услышите тихий и легкий звук, этот тайный голос Бога успокаивающий и утешающий. Вы услышите и узнаете, что любовь была в основании всех посланных на вас бед, что одна любовь может объяснить ваши скорби; узнав, скажете, преклоняя колени: «воистину здесь Господь».

Дорогой читатель, когда Илия увидел это видение на Хориве, голос Всевышнего Бога ему сказал: "Возвратись из пустыни в Дамаск!" Возвратись! Это слово он должен был услышать, потому что в день опасности он оставил свой пост и свою миссию. Возвратись к тем, у которых ты должен служить Мне свидетелем! Возвратись в те места, где тебя ожидают ненависть, презрение и преследования! Возвратись, потому что если Я укрепил твою веру и поднимаю твой упавший дух, показывая тебе Себя на святой горе, то это не для того, чтобы ты остался погруженным в восторг. Но для того, чтобы ты шел более крепкий и более верный служить Мне в этом мире, который забывает Меня и губит себя.