Никаких справок! Программу только обновили... Какая справка! Отчёт! Некогда сейчас возиться... Приходи на следующей неделе... Ты уже брал недели две назад! Куда тебе их!?
Сколько раз сотруднику доводилось выслушивать подобное! А он всего лишь просил в бухгалтерии справку о зарплате 2-НДФЛ.
Имеет ли бухгалтер право отказывать сотруднику в выдаче справки? Или злоупотребляет служебным положением? Есть ли какие-то сроки предоставления справки? Сколько экземпляров 2-НДФЛ может получить сотрудник? Как часто можно обращаться?
Зачем нужна справка 2-НДФЛ
Справка по форме 2-НДФЛ отражает все доходы сотрудника за отчётный период. Выдается такая справка за год нарастающим итогом.
2-НДФЛ может понадобится сотруднику для:
- заполнения декларации;
- возврата имущественного, личного, социального и других вычетов по налогу от ИФНС;
- оформления кредита;
- получения государственной материальной помощи;
- предоставления по новому месту работы.
Как видим, все это связано с получением сотрудником определенной материальной выгоды. Так почему же он должен ждать, пока у бухгалтера настроение появится и тот соизволит выдать справку.
Срок предоставления справки
Налоговый кодекс, которым установлена данная форма справки, не предусматривает ни какой ответственности за непредоставление справки работнику.
Однако Трудовой кодекс обязывает бухгалтера выдать справку о заработной плате сотрудника в течение трех дней с момента получения его письменного заявления (ст. 62 ТК РФ).
На эту тему есть и разъяснения Минфина. В письме N 03-04-05/36096 от 21.06.2016 говориться о праве сотрудника обратиться в суд с иском о нарушении своих прав.
Как часто можно обращаться за справкой
Сотрудник может получить справок столько, сколько ему нужно. Он имеет право за один раз заказать несколько экземпляров. Не копий. А оригиналов с подписью и печатью.
А при необходимости хоть каждый день ходить и заказывать справку (Письмо УФНС г. Москвы от 24.02.2011 N 20-14/3/16873).
Нужно ли писать заявление
Некоторые бухгалтера, наверное те, которым заняться не чем, практикуют выдачу справок только по письменному заявлению. Доходит до смешного!
Сотрудник пишет заявление на имя начальника о предоставлении справки. Данное заявление относят начальнику. На нем он ставит визу. После этого бухгалтер распечатывает справку. Подписать её имеет право и главбух. Но это слишком просто! Снова на подпись к начальнику! Потом только заветная справка 2-НДФЛ попадает в руки к сотруднику.
Развлекаются все! И бухгалтер, перекладывая гору заявлений! И начальник, подписывая подсунутые бухгалтером бумажки! И только сотрудник злится и ждёт.
Почему бы не выдавать справки по устной просьбе работника. К чему эта бюрократия!
Важно! При увольнении справка 2-НДФЛ должна быть выдана сотруднику без напоминания и просьб (ст. 84.1 ТК РФ).
Я считаю, что заявление о выдаче справки - это крайняя мера. Если бухгалтер отказался дать справку, пишите заявление. И приходите через три дня.
Важно! В заявлении нужно обязательно указать период (год), за который нужна справка.
Сложности бухгалтера
Каждый сотрудник, "отправленный" ждать свою справку, наверняка представляет себе картину, как измученный бухгалтер после окончания трудового дня до полуночи корпит над 2-НДФЛ! Считает... пересчитывает... исправляет...
Как бы не так! Своими отказами бухгалтера "набивают себе цену". При правильном ведении налогового учёта справка 2-НДФЛ выкатывается из программы за пару минут!
К чему же вся эта ненужная возня! Отдал справку и разошлись!
С уважением, Дарья Сергеевна.