Найти в Дзене
ОК ЕГЭ

Сочинение ЕГЭ: годится ЛИ "проблема с ЛИ"?

Можно ли использовать в формулировке проблемы вопрос с ЛИ? Или нельзя? Почему в ключах в сборниках Цыбулько такие формулировки есть, а учитель нам запретил?

Давайте разберёмся.

Спойлер: тотального запрета нет.
Спойлер 2: вопросы с ЛИ могут стоить вам баллов по К2 (комментарий), К3 (позиция автора), К4 (обоснование собственного мнения) и К5 (логика).

Мы не советуем использовать вопросы с ЛИ, потому что:

1) это, как правило, или риторические вопросы, на которые не нужно отвечать, или "закрытые" вопросы, ответы на которые вполне очевидны.

Нужно ли помогать старикам? Да, нужно помогать старикам.
Можно ли проявлять трусость в ответственный момент? Нет, трусость в ответственный момент проявлять нельзя.

Вполне вероятно, что при таком ответе вы потеряете половину позиции автора — и балл по К5 или даже К3.

2) по такому вопросу получается достаточно короткая позиция автора: да/нет. Этого мало. И будет сложно писать комментарий с двумя примерами-иллюстрациями. Зато очень легко «уйти» от проблемы и начать писать не о том. До свдания, баллы по К2.

3) если вы даете полный ответ, например,
да, нужно помогать старикам, потому что ... (и дальше пояснение), то в таком случае логичнее задать вопрос с ПОЧЕМУ. Этот приём сохранит балл за логику (К5).

В каком случае ЛИ подходит для формулировки проблемы?

Можно использовать ЛИ, если на экзамене нам достался текст с полемикой, то есть автор сопоставляет или противопоставляет два взгляда на проблему.

  • Можно ли достичь согласия в споре?
  • Может ли открытие быть нравственным или безнравственным?
  • Можно ли обойтись в жизни без естественно-научных знаний?
  • Совместимы ли гений и злодейство?

Но обратите внимание: если заменить ЛИ на вопросительное наречие или местоимение, то формулировки станут более точными, а ответить на вопрос будет легче:

  • Как достичь согласия в споре?
  • В ком случае открытие может быть нравственным или безнравственным?
  • Какую роль в жизни человека играют естественно-научные знания?

И только одна формулировка осталась в прежнем виде:

Совместимы ли гений и злодейство?

Оставляем ЛИ, потому что изменить этот вопрос не сможем.

Итак, не торопитесь задавать вопрос с ЛИ. А лучше сначала сформулируйте позицию автора и только потом задавайте вопрос. Без логических ошибок и без воды.

Успехов! И заходите к нам в ОК ЕГЭ!