6,4K подписчиков

Легендарный Арктур 006 Стерео. Обзор проигрывателя.

4,7K прочитали

Видеоверсия этого обзора на моем ютуб канале.

Ну что, друзья, соскучились по винтажу? А по советскому? Всем привет, сегодняшнее обзор посвящен одному из самых популярных советских проигрывателей – Арктур 006 Стерео. Мне его предоставил коллега по цеху и тезка (ютуб канал «Кассетный мальчик») он сам, кстати провел профилактику этого аппарата и попросил меня заменить и настроить штатную головку звукоснимателя Unitra MF-104 на #Audio-Technica AT-VM95C. Ну и грех не потестировать проигрыватель из моего детства. До сих пор помню, будучи в 4-х летнем возрасте этот серый агрегат со стробоскопом, который был у папы и… который он не переносил. Причин тому хватало, основная – нестабильное вращение опорного диска, что приводило к «дрожанию» и «плаванию» звука, но мне же интересно было его потестировать, отстроить и узнать как он работает, ведь мнения о советских проигрывателях очень противоречивы, а тут такая легенда.

Видеоверсия этого обзора на моем ютуб канале.
Ну что, друзья, соскучились по винтажу? А по советскому?

Итак, этот проигрыватель изготовлен Бердским заводом в сотрудничестве с компанией Unitra, которая имела несколько лицензий на производство аудио техники, собственно в 006-м арктуре тот же самый электродвигатель что и в fisher MT-6225, а еще более близкий родственник это GS 424 “Adam”. ЭПУ G 2021 с гордой надписью hifi. Итак это проигрыватель с прямым приводом, с пусть и не тяжелым, но увесистым опорным диском, который так же служит ротором, а под ним соответственно находится статор. На проигрывателе установлен металлический тонарм с возможностью настройки прижимной силы и антискейтинга. Проигрыватель не может похвастаться регулировкой ножек по высоте. VTA вроде регулируется, о чем говорит винтик сбоку на тонарме, однако не все так просто, помимо этого винта, чтобы отрегулировать высоту тонарма необходимо разбирать проигрыватель, чем мало кто будет заниматься, поэтому можно считать, что регулировки VTA в проигрывателе нет.

шелл не позволяет скорректировать overhang – то есть свес иглы
шелл не позволяет скорректировать overhang – то есть свес иглы

Более того шелл не позволяет скорректировать overhang – то есть свес иглы. Собственно 95-я AT чуть дальше выступает на пару мм, хоть и не криминал, но все же. Конечно проще поставить другой шелл, но не каждый подойдет, к примеру моя попытка обернулась необходимостью поработать напильником из за разности расположения штырьков, чем я НЕ занимался, все же родной шелл, родная комплектация ценится больше, поэтому еще один вариант аккуратно разсверлить отверстия под винты на родном шелле. Противовес проградуирован с шагом в 0.5гр. Приноровиться можно, но весы для более точной настройки не помешают. Проигрыватель включается тумблером, двигатель запускается движением тонарма в сторону опорного диска, как для меня идеальный вариант, привычка еще со своего старенького Dual 505-4. По окончанию проигрывания или при нажатии на кнопку стоп тонарм поднимается и возвращается на исходную позицию, двигатель останавливается. Так же присутствует кнопка выбора скорости и пич контроль для подстройки скорости, выставить скорость помогает стробоскоп слева от опорного диска. Слипмат резиновый. Вот так вот, производители современных проигрывателей - у советских проигрывателей штатно идет резиновый слипмат. В проигрывателе есть встроенный фонокорректор, который можно обойти, задействовав соседний выход, воткнув заглушку в выход с фонокорректора. Как вы видите выходы 5 din. В наше время они неактуальны, поэтому либо используем переходники под RCA, либо поможет перепайка.

Проигрыватель комплектуется головкой звукоснимателя Unitra mf-102 и на выходе мы получаем частотный диапазон от 20Гц до 20кГц , коэффициент детонаций 0.1%, уровень рокота -66дБ, уровень фона -63дБ. Вес проигрывателя 12кг, внушает как бы на фоне современных проигрывателей.

Ну а теперь давайте по делу. Тестировал я проигрыватель со встроенным фонокорректором и установленной AT-VM95C. Семплы тут: https://yadi.sk/d/MHRuNCNlXutEkA?w=1 можете с ними ознакомиться. Для начала – что понравилось:

1. Тонарм, а точнее его работа – никакого люфта, очень плавный, позволял бы он производить все необходимые настройки, сказал бы что тонарм прямо хороший.

2. Опорный диск и резиновый слипмат с которыми сравнятся не многие в новоделах.

3. Сам корпус из пластика, но выглядит приемлемо, особенно этот экземпляр порадовал своим косметическим состоянием. Можете смеяться, но мне нравится этот громкий тумблер и стробоскоп.

4. Функция автостопа… ох как народ любит автостоп и под всеми видео обзорами современных проигрывателей относит его отсутствие к недостаткам. Тут он есть. И пожалуй это все плюсы.

5. Ах да - на Арктур до сих пор в продаже огромный выбор запчастей.

Что не понравилось:

1. Двигатель у Арктура характерен неравномерностью и плаванием звука. Само собой я решил произвести замеры по расхождению скорости и уровню детонаций. Я был в шоке, когда увидел результат… Расхождение по скорости сравнимы с результатом моего винтажного Pioneer pl-7l, а вот уровень детонаций при этом… но не так страшны результаты, как влияние их на звук. Плавание в звуке слышны, особенно если Вы включите какую-нибудь Barcelona или другие классические произведения с роялем, скрипкой и т.д. В общем даже на «черной» Metallica отчетливо слышно проблемы в звуке, семпл прилагается, поэтому реализация двигателя… тут не очень.

Измерения расхождения по скорости и уровня детонаций
Измерения расхождения по скорости и уровня детонаций

2. Более того болячка Арктуров это перегрев конденсаторов и как следствие большее расхождение по скорости, да и в холодном состоянии скорость отличается от рабочего режима, поэтому подстройка скорости тут мягко говоря элемент первой необходимости. И что-то мне подсказывает, что в тех же адаме и фишере с которых лепили Арктуры эти проблемы отсутствуют.

3. Нерегулируемые ножки по высоте, впрочем как и VTA очень частые косяки в проигрывателях, особенно в современных, поэтому да, нехорошо, но крест ставить не будем.

В принципе на этом все, казалось бы недостатков немного, НО! На мой взгляд именно реализация двигателя ставит под угрозу частое сейчас высказывание «лучше взять советский Арктур, чем современный хлам до 50000р» и вот тут да пребудет с нами холивар. Но прежде чем ценители советской аудиотехники и современных вертушек начнут пулять друг в друга помидорами, давайте сначала порассуждаем. Ну хорошо, Арктур поддается модернизации, при желании его можно разобрать, задемпфировать корпус из пластика, можно вообще стол сделать из хорошего дерева, в обязательном порядке надо провести профилактику проигрывателю, причем знающему человеку с руками, растущими из правильных мест, перепаять выходы с 5 Din на RCA, заменить конденсаторы, протянуть провода в тонарме, далее заменить головку звукоснимателя на ту же AT-VM95 вплоть до ML с хорошей заточкой. На большее я бы не стал покушаться. НО Цена Арктура от 5000р до 17000р, встречаются экземпляры и дороже, и вот тут возникает вопрос, есть ли смысл его покупать и вкладываться в модернизацию, если за те же деньги можно взять японский винтаж без проблем со скоростью или уж на худой конец оригиналы с которых копировали Арктур, в них и то проблем будет меньше, ну и не забывайте, что винтаж надо уметь выбирать и даже если Вы профи и проверите все что только можно, это не избавит Вас от возможных проблем. Другое дело, если Вам он достался по наследству и Вам в удовольствие разобрать его и довести до ума, то немного вложившись (как минимум на головку звукоснимателя) вы получите аппарат куда серьезнее чем #Crosley, #ION и подобные им игрушки.

Видеоверсия этого обзора на моем ютуб канале.
Ну что, друзья, соскучились по винтажу? А по советскому?-4

Сравнивать его с современными проигрывателями как это делают в некоторых статьях в категории до 50000р… Я бы согласился с этим, если бы не слышал биения в скорости и проблемы в звуке. Одно дело, если Вы слушаете нашу эстраду на мелодии, не задевая классику, может Вы их и не услышите, а вот если хотите приобщиться к зарубежным первым прессам тут уже аккуратнее, ожидания могут не оправдаться. Не в обиду ценителям советской техники, все же не зря Арктур один из самых известных наших проигрывателей, но в очередной раз я наблюдаю, все ту же картину – идея неплоха, попытка достойна уважения, но реализация хромает. Я не исключаю, что мне попался не самый лучший экземпляр, но как то весь интернет пестрит схожими проблемами, да и хозяин проигрывателя знает толк в профилактике. Просьба всех у кого в частности есть или был #Арктур 006 отписаться в комментариях о своих наблюдениях и опыте общения с этим проигрывателем. От себя добавлю, что рад был уделить время этому проигрывателю. Надеюсь и до других дойдут руки.

Подписывайтесь на мой канал, посвященный виниловым пластинкам и околовиниловой технике https://www.youtube.com/c/ValeronsVinylChannelVVC

с уважением, Valeron