Найти тему
«Правовест Аудит»

Проводим инвентаризацию перед годовой отчетностью за 2020 год

Оглавление

Рассмотрим проведение инвентаризации, оформление ее итогов и отображение их в учете.

Наталья Сапко
Аудитор-методолог, аттестованный аудитор «Правовест Аудит»

Вводные сведения об инвентаризации

Инвентаризация в фирмах нужна для оценки соответствия сведений об активах и обязательствах в бухучете их реальному наличию.

Чтобы корректно реализовать проведение инвентаризации, необходимо учитывать:
– Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – З-н «О бухучете»);
– Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 № 34н (далее – Положение 34н);
– Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 (далее – МУ № 49 по инвентаризации).


Организации по своему выбору решают: какой срок проведения инвентаризации запланировать, в отношении каких объектов проводить инвентаризацию, в каких ситуациях и каким образом она будет осуществляться. Эта норма не действует, если проведения инвентаризации нельзя избежать, т.е. у субъекта хозяйствования нет права отказаться от проведения инвентаризации при соблюдении определенных условий (
п. 3 ст. 11 З-на «О бухучете»; п. 27 Положения 34н).

Инвентаризация обязательна:

  • до оформления годовой бухгалтерской отчетности (Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2017 год в приложении к письму Минфина России от 19.01.2018 № 07-04-09/2694), исключение: объекты, которые инвентаризировались 1 октября текущего года и позднее;
  • если произошло увольнение материально ответственного лица (далее – МОЛ) и прием нового сотрудника на это место;
  • при слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании компании;
  • при выкупе и продаже имущества, а также в др. случаях.

Каковы сроки проведения инвентаризации перед составлением годовой отчетности?

Когда именно лучше реализовать проведение инвентаризации перед составлением годовой отчетности, зависит от того, что будем инвентаризировать. Если речь об активах организации, то инвентаризируем их в 4 кв. текущего года, если об обязательствах – то их инвентаризируем на последнюю дату года, за который готовится отчетность (письмо Минфина России от 09.01.2013 № 07-02-18/01).

Отдельный срок проведения обозначен для инвентаризации имущества организации-банкрота конкурсным управляющим. Этот срок – три месяца со дня начала конкурсного производства. Но судебная инстанция может назначить более долгий срок в рамках процесса об экономической несостоятельности (ст. 129 Федерального закона Российской Федерации от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Посетите наши мероприятия
Посетите наши мероприятия

Инвентаризация перед годовой отчетностью: пошаговая инструкция

Оформлению бухгалтерской отчетности за 2020 год предшествует контроль корректности и достоверности показателей, содержащихся в бухгалтерском учете по основным средствам, продукции, товарам, финансовым вложениям, денежным средствам, нематериальным активам, займам, задолженности и резервам. Это главные статьи годовой бухгалтерской отчетности, именно поэтому так важно их проконтролировать.

МУ № 49 по инвентаризации регулируют процесс проведения инвентаризации, его этапы и документирование итогов.

Инвентаризировать нужно не только все имущество и финансовые обязательства организации, но и то имущество, которое хоть и не является имуществом организации, но числится в ее бухучете (п. 1.3 МУ № 49 по инвентаризации).

Шаг 1. Локальный нормативный акт руководителя организации

Чаще всего это приказ, но может быть распоряжение или постановление. В приказе или др. аналогичном акте содержится:

  • перечень членов инвентаризационной комиссии (далее – Комиссия) с выделением председателя;
  • участки учета, которые будут инвентаризировать;
  • период, в течение которого будет проведена инвентаризация;
  • повод для проведения инвентаризации.

Кроме того, указывается дата, до которой материалы инвентаризации попадут в бухгалтерскую службу.

Образец бланка приказа об инвентаризации:

-3
Включать материально ответственных за ценности лиц в Комиссию – распространенное заблуждение.


Комиссия, в частности, может включать: руководителя отдела продаж, бухгалтера, инженера, экономиста, аудитора, работающего в компании. Материально ответственные лица (кладовщик, завскладом и др.) обязаны присутствовать при подсчете вверенных им ценностей, но членами Комиссии они являться не должны (
п. п. 2.8, 2.10, 2.13, 2.15 МУ № 49 по инвентаризации).

Если кто-то из членов Комиссии или ее председатель (назначенные приказом) не станет участвовать в инвентаризации, то есть вероятность опротестования итогов инвентаризации и признания их недействительными.

Шаг 2. Проверка наличия и количества (объема) имущества и обязательств

В назначенный период Комиссия обмеряет, взвешивает, подсчитывает свое и арендованное имущество организации. Ревизия проводится и в отношении денежных средств в кассе, производственных запасов, основных средств.

Если актив не овеществлен (авторские права, лицензии, деньги на р/с, выданные займы и т.п.), то проверяются его правоустанавливающие документы.

Необходимо проверить основания для имеющихся сумм по расчетам с дебиторами и кредиторами (бюджет, банки, заказчики, поставщики, депоненты, «подотчетники», сотрудники) и иные учтенные объекты (расходы будущих периодов, оценочные обязательства, суммы незавершенного производства).

Итоговые показатели заносятся в инвентаризационные описи или акты в 2-х экземплярах (п. п. 2.4, 2.5, 2.9 — 2.11 МУ № 49 по инвентаризации).

Шаг 3. Сравнение обнаруженных данных и показателей с бухучетом

Полученные в результате инвентаризации показатели по разновидностям активов и обязательств сверяются с соответствующими счетами бухучета. Оценивается корректность отображения данных в бухучете. Сведения из банка по оставшимся на р/с деньгам тоже сопоставляются с имеющимися в учете.

Расхождения (излишки или недостачи), при наличии таковых, заносятся в особые сличительные ведомости или акты (п. 4.1 МУ № 49 по инвентаризации).

Шаг 4. Формирование сводной ведомости и отображение выводов инвентаризации в учете

После предыдущих этапов заполняется итоговая ведомость результатов инвентаризации. Ее утверждает директор.

Формы, по которым должны быть оформлены итоги инвентаризации, утверждаются директором организации. В них должны быть указаны и заполнены все нужные реквизиты (п. п. 2, 4 статьи 9 З-на «О бухучете»).
Как прототип можно применять формы, утвержденные Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации (постановления Госкомстата России от 18.08.1998 № 88, от 27.03.2000 № 26).


Процедура инвентаризации заканчивается отображением результатов в бухгалтерском учете организации.

Узнайте, подлежите ли Вы обязательному аудиту
Узнайте, подлежите ли Вы обязательному аудиту

Проведение инвентаризации основных средств

Инвентаризировать основные средства (далее – ОС) можно не каждый год, а 1 раз в 3 года (п. 1.5 МУ № 49 по инвентаризации).

Результаты инвентаризации ОС отражаются в описи. Если выявлено, что данные бухучета не соответствуют реальному положению дел, то потребуется заполнить и сличительную ведомость. Формы документов можно разработать самостоятельно либо воспользоваться примерными образцами (ИНВ-1, ИНВ-18). Главное, чтобы ваш выбор был предусмотрен учетной политикой.

На некоторые виды ОС формируются самостоятельные описи (арендованные, непригодные и не подлежащие восстановлению).

Излишки основных средств в бухучете

Когда Комиссия фиксирует объекты ОС, которые не отражены в бухучете, она дополняет опись необходимой информацией о них (п. 3.3 МУ № 49 по инвентаризации).

Если закрепленные в нормативных актах условия для оценки актива в качестве ОС соблюдаются, то этот актив приходуется во внеоборотные активы по рыночным ценам, а стоимость его приходуется в прочие доходы:

Дебет 08 (01) Кредит 91.

Сразу же определяется срок пользования активом, и со следующего месяца начисляется амортизация.

Недостача основных средств в бухучете

Если Комиссия обнаружила, что ОС, которое числится в бухучете, на самом деле отсутствует, то в учете отображается его выбытие (п. 76 Методических указаний по бухучету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н).

Для этого следует составить акт о списании (например, по форме № ОС-4), в соответствии с ним бухгалтер делает соответствующую пометку в инвентарной карточке (например, по форме № ОС-6). Проводки:

  • Дебет 01. «Выбытие основных средств» Кредит 01. «Первоначальная стоимость» - списана первоначальная стоимость ОС;
  • Дебет 02 Кредит 01. «Выбытие основных средств» - списана накопленная амортизация;
  • Дебет 94 Кредит 01. «Выбытие основных средств» - списана остаточная стоимость объекта.

Сумма недостачи будет списываться с Кредита счета 94. Если виновное лицо есть, то в Дебет счета 73, если его нет – в Дебет счета 91.

Аудит всё победит
Аудит всё победит

Инвентаризация денежных средств: оформляем и отражаем в бухучете

Сейчас речь пойдет о денежной наличности, денежных документах и ценных бумагах. В процессе инвентаризации проверяется их наличие, а также может быть зафиксирован факт хищения. Документ, отражающий итоги проверки – самостоятельно разработанный акт инвентаризации, или унифицированный, например, форма ИНВ-15.

Комиссии необходимо пересчитать полностью всю наличность и проверить оплаченные авиабилеты и др. денежные документы, которые находятся в кассе.

Недостача имеет место, если кассир выдал деньги, а подписи получателя в расходном кассовом ордере нет или вообще нет документа. Кассир, как МОЛ, обязан возместить недостачу.

Если наоборот: наличность в кассе есть, а приходного ордера нет – то можно говорить об излишках кассы. Они включаются в доход организации.

По итогам инвентаризации средств (денег) формируется акт инвентаризации. При отображении итогов могут быть следующие проводки:

  • Дебет 50 Кредит 91 – отражен излишек кассы;
  • Дебет 94 Кредит 50 – выявлена недостача денежной наличности.

Списание недостачи денежных средств происходит идентично списанию недостачи основных средств, т.е. проводки зависят от наличия/отсутствия виновного лица.

Проверка денег на расчетных счетах (это остатки по счетам 51, 52, 55) требует получения выписки из банка. Ее нужно будет сравнить с данными бухгалтерского учета организации.

Получите персональную консультацию эксперта
Получите персональную консультацию эксперта

Инвентаризация товаров (материалов) и бухучет несоответствий

Как уже было отмечено выше, инвентаризация предполагает сравнение имеющегося в наличии с отображенным в учете. Кроме того, проверяется, насколько своевременно и в полном объеме появляются нужные записи в бухучете. Инвентаризация товарно-материальных ценностей (далее – ТМЦ) – не исключение.

Оформление итогов инвентаризации этого участка бухучета осуществляется с помощью определенных форм документов, которые можно составить самостоятельно, а можно воспользоваться унифицированными:

  • инвентаризационная опись ценностей – это может быть ИНВ-3;
  • ­­­­­­акт инвентаризации отгруженных ТМЦ (которые уже направлены к покупателю, но он их пока не оплатил) ­– это может быть ИНВ-4;
  • сличительная ведомость результатов инвентаризации (если были несоответствия) – это может быть ИНВ-19.
Пункт 28 Положения 34н определяет процедуру отображения обнаруженных в ходе инвентаризации несоответствий между имеющимся имуществом и сведениями в учете.


Излишек ТМЦ учитывается по рыночной стоимости на дату формирования итогов инвентаризации. Он увеличивает финансовые результаты организации:

Дебет 41 (10) Кредит 91.

Отражение недостачи зависит от того, находится ли она в пределах норм естественной убыли. Если да, то учитывать нужно в издержках производства, если нет ­– за счет виновных лиц. Если эти лица неизвестны, то учитывается в прочих расходах:

  • Дебет 20 (44) Кредит 41 (10) – списание недостачи товаров (материалов) в пределах норм естественной убыли;
  • Дебет 94 Кредит 41 (10) – списание недостачи товаров (материалов) сверх норм естественной убыли;
  • Дебет 91 (73) Кредит 94 – недостача списана в состав прочих расходов (на виновное лицо).

В процессе инвентаризации может быть выявлена пересортица ТМЦ. Как же ее учесть?

Взаимозачет излишков и недостачи предусмотрен, как исключение, при выполнении определенных требований (п. п. 5.3, 5.4 МУ № 49 по инвентаризации), в частности:

  • излишки и недостачи образовались в одном проверяемом периоде;
  • ­у одного и того же проверяемого лица;
  • в отношении ТМЦ одинакового названия;
  • в идентичных объемах.

Стоимость зачитываемых недостач не отражается в расходах, а стоимость зачитываемых излишков — в доходах. Проводки делаются только в аналитическом учете:

Дебет 41 (10) Кредит 41 (10) — выявленные недостачи товаров (материалов) зачтены в счет выявленных излишков товаров (материалов).

Непокрытая зачетом стоимость излишков и недостач учитывается и отражается в обычном порядке (п. п. 5.1, 5.2 МУ № 49 по инвентаризации).

Налоговый учет излишков и недостач, выявленных при проведении инвентаризации

Зачастую итоги инвентаризации имущества и обязательств по-разному учитываются для целей бухгалтерского учета и налогов. Чтобы не допустить ошибок, влияющих на размер уплачиваемых налогов, рекомендуем периодически проводить налоговый аудит.

Аудиторы компании «Правовест Аудит» помогут обрести уверенность в корректности налогового учета организации, выявят налоговые риски, дадут рекомендации по исправлению ошибок. Иногда эксперты даже находят финансовые резервы (например, когда организация уплачивала налог, а в ее ситуации этого не нужно было делать).

В результате налогового аудита вы получите письменный отчет аудитора по налогам с выводами и рекомендациями или краткий обзор замечаний , а при проведении системного комплексного аудита - страховку от налоговых претензий.

Налоговый аудит сегодня – это проверки без штрафных санкций завтра.

Получите больше, чем просто аудит
Получите больше, чем просто аудит

Излишки имущества, обнаруженные при инвентаризации основных и денежных средств, ТМЦ, в налоговом учете образуют внереализационный доход (п. 20 ст. 250 НК РФ).

Полученные данные об оценке имущества обязательно нужно подтверждать документами (п. 8 ст.250 НК РФ).

Недостача и/или порча, которые произошли, когда МПЗ хранились или транспортировались (если не превышены нормы естественной убыли), в налоговом учете относятся к материальным расходам (подп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ).

Если виновник возместил недостачу, то для налогообложения ее стоимость будет отображаться как внереализационный доход на дату, когда должник признал долг, или на дату вступления в силу соответствующего постановления судебной инстанции, если добровольно ущерб не был признан (п. 3 ст. 250 НК РФ, подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Подпункт 20 п. 1 ст. 265 НК РФ дает возможность отнести к внереализационным расходам стоимость утраченного имущества.

Однако важно понимать, что если организация не взыскивает с виновного работника сумму недостачи, то это не повлечет уменьшения налоговой базы (подп. 5 п. 2 ст. 265, п. 16 ст. 270 НК РФ).

Если нет виновных в недостаче лиц, убытки от нее можно отнести к внереализационным расходам, только, если есть официальные документы, доказывающие, что виновных нет (они не установлены). Эти подтверждения выдаются правомочными госорганами (подп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ).


В качестве уполномоченных госорганов можно назвать ОВД. Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или о приостановлении предварительного следствия в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению как обвиняемого
, позволят бухгалтерии внести недостачу в расходы. Если подобных «доказательств» нет, то и расходов для налогового учета тоже нет (Письмо Минфина России от 08.12.2017 г. N 03-03-06/1/81919).

Постановление от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием НДС» раскрывает точку зрения Пленума ВАС РФ на НДС при списании имущества в результате утраты, хищения и др. Чтобы списание не расценивалось как бесплатная передача имущества (что повлечет возникновение объекта по НДС), организация обязана отметить факт выбытия имущества по независящим от организации причинам, а также иметь подтверждение того, что выбытие соответствует его обычному уровню (п. 10 Постановления).

Восстановление НДС по недостачам не производится (Письмо Минфина России от 12.10.2020 г. N 03-07-11/88771, от 02.03.2018 № 03-03-06/1/13389, Письмо ФНС от 21.05.2015 N ГД-4-3/8627@), но при этом не исключены разногласия с инспекцией Федеральной налоговой службы.

Учет пересортицы со стороны налогов неоднозначен. НК не раскрывает, как это сделать и не закрепляет возможности покрытия недостач излишками из-за пересортицы (как это делается в бухгалтерском учете). Минфин говорит о неправомерности взаимозачета излишков и недостач (письмо Минфина от 23.05.2016 № 03-03-06/1/29309). Правильно: отразить в учете внереализационный доход и внереализационный расход (не забывая о документальной подтвержденности самой недостачи и того факта, что виновников нет).

У судебных арбитров нет единого мнения. Например, Постановление ФАС Уральского округа от 02.04.2014 № Ф09-822/14, Постановление АС Московского округа от 08.08.2016 по делу № Ф05-10845/2016.

Обращайтесь за помощью
Обращайтесь за помощью

Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности

До формирования годовой бухгалтерской отчетности также проверяется корректность, полнота и своевременность отражения расчетов с дебиторами и кредиторами в документах организации.

Выявленные суммы нужно записать в специальные графы акта инвентаризации, или самостоятельно разработанного, или взятого из типовой формы (например, ИНВ-17). Его примерный вид следующий:

-9

Подписывается этот акт председателем и всеми членами Комиссии, проводившей инвентаризацию.

Заполненная графа «подтвержденная дебиторами», а для кредиторской задолженности – «подтвержденная кредиторами», означает, что у организации есть подписанные второй стороной договора акты сверок. Это согласованные суммы, которые отображены в бухгалтерском учете.

Задолженность по краткосрочным и долгосрочным кредитам или займам (счета 66, 67) согласовывается с банками и указывается с учетом процентов за пользование денежными средствами.

До инвентаризации необходимо запросить у ИФНС документы-доказательства состояния расчетов с бюджетом (п. 74 Положения 34н).


В годовой бухгалтерской отчетности нельзя указывать суммы, если они не согласованы с банком или налоговым органом, соответственно.

По долгам по зарплате (счет 70) при инвентаризации выявляются депонированные суммы, а по переплатам сотрудникам – мотивы и суммы переплаты. По расчетам с подотчетными лицами (счет 71) сверяются данные о выданных и потраченных суммах с «первичкой», зафиксированной в бухучете.

Выявить и списать просроченную дебиторскую (кредиторскую) задолженность – это одна из важнейших целей годовой инвентаризации, позволяющая достоверно отобразить показатели в годовой бухгалтерской отчетности.

Безнадежная дебиторская задолженность (БДЗ)

Безнадежная дебиторская задолженность (далее – БДЗ) – долги партнеров по договорам, которые нереальны к взысканию по некоторым основаниям, скажем, из-за того, что истек срок исковой давности, т.е. настал конец срока, в течение которого могут быть поданы иски в суд о взыскании задолженности (ст. 196 ГК РФ), из-за ликвидации должника и др. Случаи и ситуации, в которых долг признается безнадежным в целях налогового учета, закреплены в п. 2 ст. 266 НК РФ.

БДЗ для корректного отражения в годовой бухгалтерской отчетности следует списать с учета на основании:

– акта о проведении инвентаризации;

– приказа о списании дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, подписанного руководителем организации.

В зависимости от того, создавался ли резерв сомнительных долгов, БДЗ относят или на его счет, или на финансовые результаты (п. 77 Положения 34н).

Но такое списание долга с баланса не является аннулированием задолженности неплатежеспособного должника. Ее следует отражать за балансом, например, на счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов», 5 лет со дня списания. Ведь финансовое положение контрагента может поменяться, и у организации появится шанс взыскать БДЗ (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).

В регистрах бухучета следует отразить записи:

  • Дебет 91 (63) Кредит 62 (76) – списана безнадежная дебиторская задолженность;
  • Дебет 007 Кредит 41 (10) – списанный безнадежный долг учтен за балансом.

Подпункт 2 п. 2 ст. 265 НК РФ регулирует учет БДЗ для целей налогов. Как уже говорилось, перечень случаев, когда “дебиторка” признается безнадежной и является “налоговыми” убытками отчетного периода, ограничен. Эти убытки отражаются как внереализационные расходы. Если организация имеет резерв по сомнительным долгам, то во внереализационные расходы уйдет БДЗ в сумме, не покрытой за счет резерва.

Если срок давности для взыскания истек, то этого аргумента уже хватит, чтобы обоснованно объявить задолженность нереальной ко взысканию и списать ее во внереализационные расходы отчетного периода, в котором истек срок исковой давности (п. 2 ст. 266 НК РФ, письмо Минфина России от 25.08.2017 № 03-03-06/1/54556).

У продавца БДЗ покупателя за отгруженные товары (услуги) должна списываться с НДС (письмо Минфина России от 26.10.2017 № 03-07-11/70423, от 24.07.2013 № 03-03-06/1/29315, от 11.06.2013 № 03-03-06/1/21726).


Если
покупатель производит списание БДЗ продавца по выданным авансам, то вычет “авансового” НДС лучше восстановить, иную позицию придется отстаивать в судебном порядке (письма Минфина России от 05.06.2018 № 03-07-11/38251, от 23.06.2016 № 03-07-11/36478, от 17.08.2015 № 03-07-11/47347, от 23.01.2015 № 03-07-11/69652, от 11.04.2014 № 03-07-11/16527), при этом, как уже говорилось, в расходах учитывается полная сумма БДЗ.

Списание покупателем БДЗ по предоплате не упоминается в списке ситуаций, установленных НК РФ, в которых нужно восстановить принятый к вычету НДС (п. 3 ст. 170 НК). Такой же подход можно найти и в решениях судебных инстанций. Например, постановления АС Западно-Сибирского округа от 12.03.2018 № Ф04-6237/2017, АС Поволжского округа от 16.11.2016 № Ф06-14629/2016, АС Московского округа от 10.10.2016 № Ф05-14000/2016 и др.

Списывать «просроченную дебиторку» в налоговом учете нужно, руководствуясь актом инвентаризации и приказом руководителя организации о списании дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности (см. письмо Минфина РФ от 14.01.2015 № 07-01-06/188).

Получите максимум пользы от аудита
Получите максимум пользы от аудита

Безнадежная кредиторская задолженность (БКЗ)

В бухгалтерском учете кредиторская задолженность, срок исковой давности которой истек (далее - БКЗ), отражается в доходах. Обоснование: акт инвентаризации и приказ руководителя. Ее сумма пойдет на финансовые результаты фирмы (п. 78 Положения 34н, п. 7, 10.4, абз. 4 п. 16 ПБУ 9/99).

В регистрах бухучета покупателя по БКЗ поставщику нужно отразить записи:

  • Дебет 41 (10, 08) Кредит 60 – приняты к учету материальные ценности;
  • Дебет 19 Кредит 60 – выделен НДС;
  • Дебет 68 Кредит 19 – НДС принят к вычету;
  • Дебет 60 Кредит 91 – сумма долга включена в состав доходов.

У продавца при списании БКЗ покупателю по полученному авансу начисленная сумма НДС станет прочим расходом. В бухучете будут проводки:

  • Дебет 51 Кредит 62 – получен аванс от покупателя;
  • Дебет 76.АВ Кредит 68 – начислен НДС с аванса;
  • Дебет 62 Кредит 91 – сумма долга включена в состав доходов;
  • Дебет 91 Кредит 76.АВ – НДС списан в расход без учета в целях налогооблажения.

Официально считается, что при списании БКЗ НДС с полученного аванса нельзя принять к вычету и включить в налоговые расходы (письма Минфина России от 10.02.2010 № 03-03-06/1/58, от 07.12.2012 № 03-03-06/1/635, постановление АС Московского округа от 05.03.2015 N Ф05-15737/2014). Но налоговые нормы не содержат ответа на вопрос, нужно ли включать НДС в доходы в составе БКЗ.

По нашему мнению, раз налог на добавленную стоимость не идет в расходы, то НДС, предъявленный покупателю, не должен включаться в доходы (п. 1 ст. 248 НК РФ) т.е. БКЗ попадет в доходы, уменьшенная на сумму НДС. Если бы аванс в полном объеме включался в доходы, то пришлось бы уплачивать налог на прибыль с уже оплаченного налога на добавленную стоимость, что противоречит НК РФ.

Списанная “просроченная кредиторка” включается во внереализационный доход в последний день отчетного периода, в котором истек срок исковой давности (п. 18 ст. 250 НК РФ, Письмо ФНС России от 08.12.2014 № ГД-4-3/25307@).


Покупателю не нужно восстанавливать НДС, принятый к вычету при получении товаров (услуг), из-за списания БКЗ (
п. 3 ст. 170 НК РФ, письмо Минфина России от 21.06.2013 № 03-07-11/23503).

Защитите себя уже сейчас!
Защитите себя уже сейчас!

Признанные претензии и вступившие в силу решения суда

Если на момент осуществления годовой инвентаризации известно, что компания участвует в каких-либо судебных разбирательствах, то Комиссии при проверке отражения расчетов в учете необходимо уделить этому особое внимание.

Кроме того, компанией или в ее адрес контрагентом могла быть направлена претензия относительно выполнения пунктов заключенных контрактов. Признание претензии контрагентом означает отнесение кредитором соответствующей суммы к доходам в бухгалтерском и налоговом учете на день признания претензии должником. Следовательно, если компания признает претензию, то одновременно с этим она добавляет соответствующую сумму в расходы.

Присужденные штрафы, пени, неустойки, ущерб включаются в доходы на дату вступления в законную силу решения суда (п. 3 ст. 250, подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ, п. 10.2 ПБУ 9/99), если организация была истцом, а если ответчиком – в расходы (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ, подп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ, п. 14.2 ПБУ 10/99).


Срок вступления в силу решений арбитражного суда первой инстанции: – месяц со дня принятия решения. Исключение составляют случаи, когда кто-то из сторон арбитражного процесса подал апелляционную жалобу. В последнем случае (если апелляционная инстанция не меняла и не отменяла решение) – со дня принятия постановления апелляционным судом (ст. 180 АПК РФ).

Разница между доходами и расходами в бухгалтерском и налоговом учете требует отражения по ПБУ 18/02. Кроме того, итоги инвентаризации нужно обязательно учесть в годовой бухгалтерской отчетности.

Кто поможет при проведении инвентаризации

Хотите убедиться, что инвентаризация имущества и обязательств в вашей компании проходит по всем правилам и отражает реальное состояние дел? Пригласите аудиторов компании «Правовест Аудит» проконтролировать процесс.

Аудитор непосредственно наблюдает за инвентаризацией средств и других активов, смотрит, чтобы не нарушались нормы законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Он детально рассматривает систему хранения ценностей, используемую в проверяемой компании, находит ее слабые стороны, фиксирует факты нарушения законодательства, дает рекомендации по исправлению. Не остаются без внимания договоры с МОЛ, оцениваются созданные для этих лиц условия сохранности вверенных объектов, в т.ч. контроль за вывозом ценностей и др. аспекты. Выборочно пересчитываются ТМЦ, чтобы засвидетельствовать соответствие данных бухгалтерского учета фактическому наличию ценностей.

Аудитор проконтролирует инвентаризационные описи: соответствуют ли сведения в них реальным итогам инвентаризации, корректно ли отражены недостачи и излишки.

Результатом работы нашей компании будет отчет о ходе наблюдения за инвентаризацией. Он пройдет внутренний контроль на полноту, качество и соответствие нормам действующего законодательства. После чего экземпляр отчета направляется заказчику.

Мы сделаем все, чтобы обеспечить владельцам бизнеса, директорам и работникам бухгалтерской службы удобство процесса инвентаризации, соответствие его законодательству и прикладной характер результатов инвентаризации.

Остались вопросы? Задайте их нам!
Остались вопросы? Задайте их нам!