Стартерные реле

4,4K прочитали

Здравствуйте Дорогие читатели. В предыдущей статье я рассказывал о назначении замка зажигания, отметил, что он включает втягивающее реле, позволяет малым током включать мощный электродвигатель стартера.

Чем мощнее потребитель электроэнергии тем мощнее ток протекающей по его цепи.

Мощность электрической машины равна произведению напряжения на силу тока цепи потребителя. Отсюда следует, чтобы найти силу тока на участке цепи, необходимо мощность потребителя поделить на напряжение.

https://st39.stpulscen.ru/images/product/135/476/616_big.jpg
https://st39.stpulscen.ru/images/product/135/476/616_big.jpg

К примеру мощность электромотора стартера 421.3708-01 равна 1,65 кВт, напряжение бортовой цепи 12В. Сила тока цепи стартера 1650/12=137,5 А. Для того чтобы выдержать такую силу тока нужен провод большого сечения. Даже не провод, а кабель. Вот поэтому на питание электромотора стартера идёт толстый кабель до контактного болта втягивающего. А на включение втягивающего реле от замка идёт провод намного меньшего диаметра.

Подключение втягивающего реле.
Подключение втягивающего реле.

Само втягивающее реле тоже мощный потребитель, оно имеет большую обмотку, замыкает пятаки, включает электродвигатель, приводит в действие бендикс.

Разрез стартера. https://provaz2114.ru/elektrika/starter-na-vaz-2114-chastye-neispravnosti-zamena-i-remont.html
Разрез стартера. https://provaz2114.ru/elektrika/starter-na-vaz-2114-chastye-neispravnosti-zamena-i-remont.html

И для того чтобы контакты замка зажигания не подгорали от большого тока ставят дополнительное реле. Возникает такая странная ситуация. Для того чтобы включить одно реле, применяют ещё одно реле. Но такая мера позволяет продлить срок службы замку зажигания.

Данная схема стала широко применяться на автомобилях ВАЗ.

 Здравствуйте Дорогие читатели.-4

В ней обмотка пускового реле 6 подключена одним концом к контакту 50 замка зажигания, а другим-к массе. 30-й силовой контакт реле подключен к клемме 50 на втягивающем реле. А силовой контакт 87 к "+" подключен к аккумуляторной батареи через разъем 7 и 8 блока предохранителей 4 .Таким образом при повороте ключа замка зажигания в положение "Стартер" на обмотку пускового реле подается напряжение от контакта 50 замка. Обмотка срабатывает и соединяет силовые контакты 30 и 87 пускового реле 6. В результате к клемме включения стартера 50 втягивающего реле подается напряжение от аккумулятора. Всю нагрузку на себя берут контакты 30 и 87 пускового реле. Таким образом разгружается замок зажигания

Так выглядит реле включения стартера ВАЗ

https://www.drive2.ru/l/7620032/
https://www.drive2.ru/l/7620032/
Никогда не задумывались почему клемма включения тягового реле имеет номер 50? Потому что максимальный ток через обмотку реле может достигать 50 ампер!!!

Однако ВАЗ далеко не первая машина на которой стали применять данную схему, её успешно использовали автомобилях ГАЗ, УАЗ. А реле, которые разгружают замок зажигания, начали назвать РС-Реле стартера или вспомогательное реле стартера

Схема подключения 4-х контактного реле типа РС 525, РС 502, РС 527.

Одно К-к  клемме 50 или СТ  замка зажигания , другое К- к массе. Б-батарея, С - к клемме обмотки втягивающего реле.
Одно К-к клемме 50 или СТ замка зажигания , другое К- к массе. Б-батарея, С - к клемме обмотки втягивающего реле.
Устройство и электрическая схема реле стартера РС 502.
Устройство и электрическая схема реле стартера РС 502.

Помимо применения в качестве вспомогательного, реле стартера используется для включения мощных потребителей:ламп дальнего и ближнего света, стеклоомывателя и стеклоочистителя, вентилятора отопителя, автомобилей Москвич 408 - 412.

Для этих же целей на автомобилях ВАЗ и Москвич 2140-2140SL применяют реле РС 527.

 Здравствуйте Дорогие читатели.-8

Его устройство и принцип работы аналогичен с реле РС 502. Но имеются следующие отличия:

1) наличие контактов в форме штырей, как говорят в простонародье типа "Папа". Контакты РС 502 представляют собой площадки с резьбовыми отверстиями.

2) применена цифровая нумерация контактов: 85,86-обмотки реле, 30 и 87-силовые контакты, вместо буквенного обозначения на РС 502: К,К и Б,С -соответственно.

 Здравствуйте Дорогие читатели.-9

Так что, если где ни будь в колхозе, на машине от коррозии повредиться гнездо подключения реле, мы уже не сделаем петлю из оголенного конца провода, не подожмем её винтом и спокойно поедем, как на Москвиче.

За эффективность и компактность мы расплачиваемся ремонтопригодностью.

Вспомогательное реле стартера РС-507Б автомобиля ГАЗ-53.

К-к замку зажигания клемме 50 или СТ стартер , другое К- к массе. Б-батарея, С - к клемме обмотке втягивающего реле, КЗ-на добавочное сопротивление катушки зажигания (вариатор).   https://studopedia.su/20_40701_II-osnovnaya-chast.html
К-к замку зажигания клемме 50 или СТ стартер , другое К- к массе. Б-батарея, С - к клемме обмотке втягивающего реле, КЗ-на добавочное сопротивление катушки зажигания (вариатор). https://studopedia.su/20_40701_II-osnovnaya-chast.html
Реле РС 507Б
Реле РС 507Б

Также его используют в настоящее время для запитки вариатора катушки при установке редукторного стартера на старые автомобили УАЗ, ГАЗ, Москвич. В новых стартерах нет клеммы КЗ-питания вариатора. А в реле она есть.

Реле стартера РС 503. Нашло широкое применения в электрических цепях звукового сигнала.

Схема работы звукового сигнала с применением реле РС 503
Схема работы звукового сигнала с применением реле РС 503
Внешний вид советского реле РС 503. Новые идут с пластиковым корпусом
Внешний вид советского реле РС 503. Новые идут с пластиковым корпусом

На автомобилях ВАЗ и Москвич 2140SL применяют реле звукового сигнала РС 528. Его устройство и принцип работы схож с устройством и принципом работы реле РС 503, только оно имеет штырьевые контакты 1,2,3

 Здравствуйте Дорогие читатели.-14
 Здравствуйте Дорогие читатели.-15

Всем спасибо за просмотр!!! Всего доброго!