Фронтовой бомбардировщик.
Малоизвестный за пределами СССР Пе-2, созданный в конце 30-х годов, применялся для выполнения очень широкого круга боевых задач. Благодаря удачной конструкции, относительной простоте производства, самолет стал одним из лучших бомбардировщиков во время войны 1941 – 1945 года.
Создание самолета.
Пе-2 был создан Владимиром Михайловичем Петляковым, который был арестован в 1937 году. Как перспективный инженер он был направлен для работы в так называемую «шарашку».
Заключенному Петлякову было поручено с коллективом КБ-100 приступить к проектированию экспериментального истребителя ВИ-100. Проект отличался совершенством аэродинамики, конструкции, бортового оборудования и получился одним из самых совершенных для своего времени.
Два мотора жидкостного охлаждения тщательно закапотировали. Для повышения высотности до потолка 12 200 м, двигатели оснастили турбокомпрессорами, в фюзеляже разместили гермокабины экипажа.
Две скорострельные авиационные пушки и три пулемета, один из которых был предназначен для защиты задней сферы, стали мощной угрозой и защитой. Возможно было поместить на машине до 1000 кг бомб.
На машине широко использовались электродистанционные агрегаты, которые обеспечивали уборку и выпуск шасси, закрылков, привод топливных насосов, управление воздушными тормозами и многое другое.
Работы по проектированию самолета начались в 1938 году, а уже в декабре 1939 года летчик КБ Туполева Петр Стефановский поднял в воздух один из двух опытных экземпляров. Впоследствии ВИ-100 развил максимальную скорость более 500 км/ч., что было недосягаемо для многих истребителей того времени.
Но вместо запуска истребителя в серию, КБ-100 поручили на основе созданного высотного истребителя разработать бомбардировщик, способный проводить бомбометание с пикирования. Уже на майском параде 1940 года новый самолет был показан руководству страны.
ПБ-100 существенно отличался от ВИ-100: под крылом установили тормозные решетки, была изменена конструкция планера. В кабине за летчиком разместили штурмана, который мог вести огонь из пулемета. Позади кабины летчика и штурмана разместили стрелка-радиста, управляющего таким же подфюзеляжным пулеметом.
Максимальная нагрузка бомбардировщика – 1000 кг, это четыре 250 кг бомбы, или 10 фугасов ФАБ-100, четыре из которых размещалось на внешней подвеске.
Серийные бомбардировщики в 1941 году в честь конструктора получили обозначение Пе-2. За создание самолета В.М. Петляков был удостоен Сталинской премии.
Пешка выходит в ферзи.
Пе-2 стал основным бомбардировщиком среднего радиуса действия в составе нашей армии в годы тяжелого испытания советского народа. На начало войны выпустили 458 бомбардировщиков, 290 из которых уже были отправлены в строевые части ВВС РККА. Серийное производство Пе-2 было прекращено в начале 1945 года после выпуска 11000 самолетов всех модификаций.
Пе-2 был не простым в пилотировании самолетом, но, тем не менее, быстро завоевал любовь опытных летчиков и повсеместно стал известен под прозвищем «пешка». Для малоопытных пилотов самолет остался сложным в пилотировании – особенно на взлете, бомбометании с пикирования. Кроме того, машина требовала и квалифицированного технического обслуживания.
Это не помешало пройти «пешке» боевой путь от защиты западных границ СССР в июне 1941 года, до бомбежки Берлина в 1945 году. Самолет был не заменим при выполнении огромного количества боевых зада во время войны по уничтожению точечных целей, таких, как железнодорожные мосты, командные пункты фашистов, танки и бронетехника, позиции артиллерии, железнодорожные станции и узлы, транспортные и военные корабли, аэродромы, склады боеприпасов и многие другие цели. Учитывая летные и технические данные, Пе-2 был незаменим и в проведении воздушной разведки, фотографировании боевых позиций врага, размещения техники и артиллерии.
Практически во всех крупных боевых операциях вклад «пешки» был огромен. Особенно отличились летчики бомбардировочных полков оснащенных Пе-2 в Курской операции, освобождении Белоруссии и Европейских стран. Незаменимы были «пешки» в Берлинской операции, когда встал вопрос свести к минимуму потери среди мирных жителей города. Только Пе-2 мог справиться с такими задачами как бомбежка отдельных зданий в большом городе, уничтожении укрепленных сооружений Берлина. Последняя бомбежка Берлина была проведена в последний апрельский день 1945 года.
Пе-2 стал поистине рабочей лошадкой второй мировой войны, вклад в победу его огромен. Трудно представить как решалось бы огромное количество боевых задач в отсутствии «пешки».