30 подписчиков

История вхождения Балкарии в состав России

550 прочитали

В январе 2021 г. исполнится 194 года со дня вхождения Балкарии в состав Российской империи. Стоит отметить, что контакты Российского государства с балкарцами имеют давнюю историю.

Россия, как и многие государства, всегда стремилась расширить свои границы или хотя бы сферы влияния во всех направлениях. В XVII столетии взгляды императорского дома были обращены на Кавказ. Однако, чтобы эта политика была более успешной в Грузии, империя налаживала связи и с сопредельными ей территориями, в частности, с Балкарией. В эту уже оформившуюся политическую общность входило пять горских обществ — «Беш Тау Эль».

В российских архивных документах впервые о Балкарии упоминается в 1629 г. Это подробная депеша терского воеводы Ивана Андреевича Дашкова, которую он посылает в Москву и сообщает, что в местности, где проживает народ балкарцы имеются богатые залежи серебряной руды.

Московское посольство Федора Елчина и Павла Захарьева (1639 — 1640 годы) по пути в Грузию и обратно на некоторое время останавливались в Баксанском ущелье, где местные жители их радушно встретили и они гостили у местного князя.

Следующее посольство в Имеретию, Никифора Толочанова и Алексея Иевлева, которое было направлено Московией в 1641 году, также несколько дней отдыхало от долгой дороги в горной местности Балкарии.

Путь московского посольства почти всегда лежал через территорию Верхней Балкарии. И на этой земле путники находили приют у местного князя Артутая Айдебулова. Послы всегда щедро снабжались провиантом, вьючными животными и проводниками.

В 1655 году новое посольство Московии возглавили Жидовин и Порошин. Когда они гостили в столице имеретинского царства, Кутаиси, царь Александр Багратиони пригласил их на крестины Женбулата, сына балкарского князя Айдебулова. Связи грузинских княжеств и балкарцами были очень дружественными, а нередко и родственными.

В 1658 г. Довольно многочисленное посольство кахетинского царя Теймураза I, которое ставило своей целью наладить отношения с Московией следовало через Балкарию. Здесь к посольству примкнула и группа балкар во главе с кн. Артутаем Айдебуловым. Он и Теймураз были приняты в Грановитой палате, царь Алексей Михайлович щедро одарил их соболями. В Московии Айдебулов пробыл почти год.

В 1693 году в Москву едет свергнутый царь Имеретии, Арчил. В ноябре, градоначальника Астархани известили о том, Арчил попал в плен, но совершил побег и скрывается у балкарцев около реки Малки. Весной 1694 г. Арчил просит терского воеводу, забрать его и отправить в Москву. Через полгода его просьбу удовлетворили.

В 1736 и 1743 гг. в Верхнем Чегеме побывал дворянин из Кизляра Алексей Тузов. В окрестностях селения, в одной из многочисленных пещер, он увидел в сундуке восемь книг, написанных на пергаменте на греческом языке. Одна из них была Евангелием XV века. Тузов в своем дневнике подробно описал некоторые черты быта и верований балкарцев.

Постепенно отношения между Россией и Балкарией приводят к тому, что в 1781 г. балкарцы, проживающие по соседству с дигорцами (жители Черекского ущелья), и 47 дигорских сел принимают подданство Российской империи. Стоит сразу отметить, что не все балкарцы были готовы принять российское подданство. Многочисленные ущелья в горах Балкарии, которые являлись землями, неподвластными Московии, довольно долгое время служили надежным приютом для многих, кто бежал от «зачисток» генерала Кавказской линии Алексея Петровича Ермолова.

Кавказ до сих пор хранилт память о чрезмерной жестокости «усмирителя Кавказа». Ермолов регулярно организовывал карательные экспедиции и в Приэльбрусье, где скрывались горцы, потерпев поражение в сражениях на равнине против частей русской армии. Чтобы покорить эти области и полностью уничтожить мятежников, по приказу Ермолова многие селения беспощадно грабились, а затем сжигались дотла. В своих дневниках Ермолов писал, что он неоднократно, буквально на четвереньках, взбирался на крутые утесы Балкарии.

Правительство России приняло решение всеми доступными способами воздействовать на горцев, чтобы призвать их к покорности и принятию подданства. На Кавказ выслана директива о разделении местного населения на «непокорных» и «мирных». Для этих категорий создавались и некукоснительно действовали разные условия во всех сферах жизнедеятельности.

В русско-кавказской войне балкарцы почти не принимали участия, хотя очень сочувственно относились к борьбе за независимость соседних народов: чеченцев, черкесов и многочисленных народов Дагестана. Часто оказывали им помощь в предоставлении убежища. Балкарцы не имели достаточного количества воинов и сил для противостояния русской армии в борьбе за Эльбрус.

Подряд две эпидемий чумы, которые обрушились на Приэльбрусье, а затем вторжение жестокого ген. Ермолова заметно сократили численность населения. А известия о потерях, которые несла в это время Кабарда, убивали надежду на выживание этого маленького народа. Жажда порабощения Кавказа завела Российское правительство очень далеко. И сопротивление было просто бесполезным.

В конце концов, усилия России увенчались успехом. 11 января 1827 г. в Ставрополь прибыла депутация от балкарцев и дигорцев. В нее входили представители от пяти балкарских обществ. От урусбиевцев – М. Урусбиев, от чегемцов – К. Баймурзов, от хуламцев и бизинги – М. Шакманов, от балкарцев – А. Жанхотов, от дигорцев – К. Кубатиев и др.

Интересный факт: портрет Мурзакула Урусбиева хранится в Лондонском музее в числе портретов под общим названием "Кавказские типы".

Они обратились с просьбой принять их народ в подданство России и обязались выдать заложников «аманатов» на службу русскому государю. В прошении члены делегации особо оговаривали условия сохранения русскими властями всех их прав: солюдение обычаев, исповедание ислама, суды по шариату и освобождение от рекрутского набора.

Главнокомандующий на Сев. Кавказе, ген. Георгий Арсеньевич Эммануэль принял присягу представителей князей, о чём и доложил ген. Ивану Федоровичу Паскевичу, а тот отправил срочную депешу в Санкт-Петербург.

Николай I, прочитав депешу, сказал, что это радостное событие произошло благодаря «разумным мерам и уважительному обхождению с горцами генерала Эмануэля». Отметим, что в действительности нрав и отношение к местному населению Георгия Арсеньевича служил противоположностью характера А. Еромолова. О генерале Эмануэле до сих почтительно отзываются жители Ставрополья, особенно Пятигорска и Минеральных вод.

Российский император в 1852 г. самолично подтвердил, во время аудиенции балкарским князьям, что все условия, перечисленные в присяге 1827 г. будут неукоснительно соблюдаться. Кроме того, Балкарии гарантировалось: внутреннее самоуправление и судопроизводство, освобождение от уплаты податей, сохранение права на ношение оружия, а в связи с малочисленностью отмена призыва в рекруты.

Согласно архивным документам, Кабарда присоединилась к России в 1557 г. а Балкария только по прошествии почти трех столетий.

Вхождение в состав России позитивно сказалось на последующей истории балкарцев. В 1867 году была проведена крестьянская реформа, которая значительно увеличила рост поголовья скота. Были внедрены новые сельхозкультуры, проведены колесные дороги в ущельях, сооружались мосты. Появились и постоянно расширялись взаимовыгодные торговые связи, создавались первые промышленные предприятия, строились сельские школы. Таубий Исмаил Урусбиев построил большой гостевой дом. Там проживали видные ученые, музыканты, путешественники, художники, альпинисты, исследователи…

Дети князей поступали в кадетские корпуса, а затем на военную службу, принимали участие в военных кампаниях. В 1860 г. в Нальчике была основана т. н. «горская школа», впоследствии (1909) она была преобразована в реальное училище.

Научный интерес к Балкарии значительно возрос в конце XVIII и нач. XIX в. Европейские и российские ученые и путешественники с большим удовольствием посещали Приэльбрусье, начиная с 1781 г. вплоть до 1917 г.

Ради справедливости, стоит отметить, что свои обещания Российская империя полностью выполняла до 1917 года. А потом обязательства царского правительства уже ничего не стоили не только для Кавказа, но и для всего мира.