В начале ХХ столетия шло активное обсуждение вопросов просвещения крестьян. Псевдообразованное и мнимопросвещенное общество дворян и разночинцев спешило и весь народ русский приобщить к такому образованию, где за свет выдавалась тьма идолопоклонства перед человеческим разумом, а за образование — свод беспорядочных и непроверенных сведений. 5 октября 1909 года, обращаясь к собравшимся на богослужение в Уфимском кафедральном соборе, архимандрит Мефодий (Красноперов) сказал:
«Ныне много говорят и пишут о просвещении, образовании, воспитании, всеобщем обучении, о распространении научных знаний среди народных масс. "Побольше света, побольше знания, в знании — сила, в образовании — свобода!" Такие восклицания вместе с другими громкими словами: цивилизация, прогресс, культура — можно слышать и в устных беседах, и читать на страницах печати... Есть солнце мира физического, освещающее и согревающее землю и обитателей ее. Есть и Солнце мира духовного, нравственного, освещающее наш духовный, внутренний мир лучами божественного света и согревающее благодатию души разумных творений. Бог, повелевший некогда, по слову Апостола, в начале мира, из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца (2 Кор. 4, 6), то есть наш внутренний мир. Явилось в мир Солнце Правды — Христос — образ Бога невидимого (Кол. 1, 15) из недр Самого Отца (Ин. 1, 8).
Итак, вот тот свет, который необходим для всякого разумно-свободного существа. Вот тот свет, без которого разумная тварь, все мы, люди, — жить не можем истинной духовной жизнью, не в силах осуществить на земле свое человеческое назначение. Без этого света никто не достигнет величия, счастья и благополучия. Без этого света Христова мы не можем быть ни истинно просвещенными, ни истинно интеллигентными, ни истинно свободными. Вне христианства нет истинных героев добра, нет высших подвигов добродетелей, нет истинного прогресса в смысле стремления к высшему совершенству и богоподобию в личной жизни и в смысле устроения Царствия Божия в общественной и государственной жизни народов земли. Те, кои не будут озаряться и согреваться этим светом, не могут быть истинными братьями и мечтать о всеобщем равенстве людей. Истинная любовь, связующая воедино людей, согревающая жестокие сердца, сила, которая двигает жизнь мира к совершенству, явилась во всей полноте в мире только через Христа, в христианстве...
Всем, ревнующим ныне о просвещении нашего народа, стремящимся скорее ввести всеобщее обучение и распространить научные знания среди народных масс, следует твердо помнить, что одно образование, одни знания без воспитания в народе веры в Бога, страха Божия, без укрепления в нем идеалов святой жизни, жизни "по-Божьи", не могут сделать народ наш сильным, истинно просвещенным, счастливым и довольным. Русь — святая. Это значит, что русский народ с самой колыбели жизни ставил своим первым идеалом достижение святости жизни и особенно чтил, благоговел пред теми, кто жил свято, "по-Божьи". По этому идеалу строилась жизнь личная, семейная, общественная и государственная. С точки зрения этого идеала ценилось и просвещение, грамотность, образование. Созидавшие и строившие наше отечество твердо помнили, что свет Христов просвещает всех, что во свете Христа мы можем узреть свет жизни, смысл и цель и разум жизни народов мира и каждого из нас в частности (Пс. 35, 10)».
Житие священномученика Мефодия (Красноперова) размещено на сайте Фонда "Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви: http://www.fond.ru/index.php?psx=4&menu_id=352&menu_parent_id=&name_id=187&person_id=113&flag_view=3