Найти тему
Михаил Шмаков

ВКЛАД УЧЕНЫХ В НАУКУ В ГОДЫ ВОЙНЫ

Советские учёные выполняли в экстремальных условиях в кротчайшие сроки сложные задачи по развитию военно-промышленного комплекса СССР.

23 июня 1941 года на экстренном заседании президиум Академии наук СССР призвал учёных мобилизовать все силы и усилия на борьбу с оккупантами. Тематика научных исследований была сосредоточена на следующих направлениях:

- научная помощь промышленности;

- мобилизация сырьевых ресурсов.

Лозунг: «Всё для фронта, всё для Победы!» стал смыслом жизни каждого советского человека. Для фронта требовалось как ускоренное массовое производство, так и повышенное качество этой и новой техники. Здесь нужны были специалисты с широкими знаниями в фундаментальных и прикладных областях науки. Достижений было много, в своей работе, я хочу остановиться подробно только на самых важных.

Для решения вибрации передней стойки шасси при переходе на более высокие скорости, чтобы самолеты не разрушались от быстро нарастающей тряски, известный учёный Мстислав Келдыш изучил упругие деформации пневматика и разработал теорию качения по плоскости колеса с деформирующимся пневматиком. За эти работы учёному была присуждена (совместно с Е.П. Гроссманом) первая Сталинская премия (1942 г.), а спустя год — первый орден Трудового Красного Знамени.

Создать эффективный механизм защиты кораблей от магнитных мин было поручено Ленинградскому физико-техническому институту. Эти работы возглавили прославленные учёные Игорь Курчатов и Анатолий Александров, которые впоследствии стали организаторами советской атомной отрасли. Эффективные методы защиты кораблей советского флота от магнитных мин позволили сберечь сотни судов и тысячи жизней членов их экипажей.

Большая роль в деле обороны нашей страны принадлежит выдающемуся математику – академику Алексею Николаевичу Крылову, чьи труды по теории непотопляемости и качки корабля были использованы нашими Военно–Морскими силами.

Новый принцип создания отливок, обеспечивающий значительное сокращение расхода металла и новый легкий справ «цинковистый силумин», из которого делали моторы для военной техники, предложил знаменитый металлург Андрей Бочвар.

А группа учёных под руководством Исаака Китайгородского решила сложнейшую научно-техническую проблему, создав бронестекло, прочность которого в 25 раз превышала прочность обычного стекла. Эта разработка позволила создать прозрачную пуленепробиваемую броню для кабин советских боевых самолётов.

С внедрением поточных линий с использованием специализированных станков на заводах, применение высокопроизводительных операций (конвейерная сборка, литьё в многоразовые формы, электрическая сварка), позволили увеличить производство танков и самоход­ных орудий. В 1944 году советские заводы производи­ли танков в 7—8 раз, орудий в 6 раз, мино­метного вооружения почти в 8 раз, самоле­тов и боеприпасов в 4 раза больше, чем до войны.

Советской танковой промышленности было выпущено за годы войны 102,8 тысяч танков, в Германии за этот период было произведено 43,4 тысяч. Производство самолетов увеличилось с 34,9 тыс. до 40,3 тыс. Возросло и производство боеприпасов, улучшилось их качество.

Рабочие в годы Великой Отечественной войны
Рабочие в годы Великой Отечественной войны

Проблемы бомбометания привели математиков к составлению таблиц, позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель, в том числе в ночное время. А знаменитая «Катюша» зародилась в лабораториях мехмата Московского государственного университета. Решение для увеличения кучности попадания снарядов предложил в 1942 году С.А. Христианович. Благодаря этой идеи снаряды «Катюш» начинали вращаться. В результате кучность попадания снарядов возросла в десятки раз. Полк таких реактивных установок за 8-10 секунд обрушивал на врага 384 снаряда, уничтожая живую силу и технику на площади свыше 100 гектаров. Вот как, например, выглядит рассказ одного пленного фашиста: "Сегодня в 8 часов утра русские открыли по нашим позициям убийственный огонь из орудий, минометов и "Катюш". Я никогда в жизни не испытывал такого ужаса. Нас словно ураганом повалило на дно траншей. Мы лежали, боясь поднять голову. Многие солдаты обезумели и бились головой о землю. Мне казалось, что происходит землетрясение" (Литературная газета, 1984. 25 июня).

Математики участвовали и в создании новых образцов артиллерийских орудий. Математик Н.Г. Четаев определил достаточные условия устойчивости вращательных движений снарядов и мин при полёте, решив сложную математическую задачу по определению оптимальной крутизны нарезки орудийных стволов. Это позволило обеспечить кучность боя и устойчивость снарядов при их полёте по баллистической траектории.

Выдающийся ученый академик Андрей Колмогоров, используя свои работы по теории вероятностей, разработал теорию рассеивания артиллерийских снарядов. Полученные им результаты помогли повысить меткость стрельбы и увеличить эффективность действия артиллерии.

А коллектив математиков под руководством академика Сергея Бернштейна создали таблицы для определения местонахождения корабля по радиопеленгам. Для штурманской службы бомбардировочной авиации сотрудники ГАИШ МГУ составляли специальные таблицы восхода и захода Солнца и Луны для обеспечения армейской радиосвязи.

Также в военное время была изобретена менисковая система телескопов, которая сыграла огромную роль в оптическом приборостроении. Автору изобретения, Дмитрию Максутову в 1946 году была присуждена Государственная премия I-й степени «За создание новых типов оптических систем».

Создать эффективный механизм защиты кораблей от магнитных мин было поручено Ленинградскому физико-техническому институту. Эти работы возглавили прославленные учёные Игорь Курчатов и Анатолий Александров, которые впоследствии стали организаторами советской атомной отрасли. Эффективные методы защиты кораблей советского флота от магнитных мин позволили сберечь сотни судов и тысячи жизней членов их экипажей.

Интересная история, которую учёные решили по спасению Ленинграда по предотвращению ломкости льда, замерзшего Ладожского озера. Физико-технический институт АН СССР по заданию Ленинградского правительства участвовал в операции прокладки «Дороги Жизни» из Ленинграда, сжатого кольцом блокады, на «Большую землю»,

Была поставлена задача выяснить, в чём причины ломкости льда, когда машины проваливались под лёд, хотя имели небольшие грузы. Группа учёных, возглавляемая П.П. Кобеко установили, что деформация льда и распространяющиеся от неё по льду упругие волны зависят от скорости движения транспорта. Они рассчитали критическую скорость 35 км/ч при которой транспорт шёл со скоростью, близкой к скорости распространения ледовой волны. Были установлены правила движения автоколонн по льду. В срочном порядке был отдан приказ на запрет проезда машин в колоннах, на обгон автомашин, должно было соблюдаться расстояние между ними 70 - 80 метров. Динамические нагрузки на лёд были рассчитаны в том числе для танков.

Триумфом химической науки можно считать применение карбонильного клея, созданного академиком Ильей Николаевичем Назаровым. Его использовали для ремонта бензобаков, корпусов аккумуляторов, реставрации сверл, точильных камней. С его помощью удавалось в полевых условиях склеивать боевую технику.

В военные годы резко возросла необходимость в производстве жидкого кислорода из воздуха в промышленных масштабах — это было нужно, в частности, для производства взрывчатки. Решение этой задачи связано прежде всего с именем выдающегося физика П.Л. Капицы, который возглавлял работы. В 1942 году была изготовлена с группой учёных самая мощная турбокислородная установка (производительность 2000 кг жидкого кислорода в час), а в начале 1943 года она была запущена в эксплуатацию. Наряду с этим П.Л. Капицей предложен эффективный метод борьбы с неразорвавшимися фашистскими бомбами и снарядами, который сводился к замораживанию детонаторов-взрывателей жидким воздухом.

Все эти исследования в комплексе с достижениями учёных из других областей науки и техники позволили советским авиаконструкторам создать грозные истребители, штурмовики, мощные бомбардировщики, заметно увеличить их скорость. Началось массовое производство знаме­нитых «Катюш», серийный выпуск истреби­теля Як-9, а вслед за ним Як-3, пикирующего бомбардировщика Ту-2 и двухместного штурмовика Ил-2.

Ил-2 (по кодификации НАТО: Bark) — советский штурмовик времён Второй мировой войны
Ил-2 (по кодификации НАТО: Bark) — советский штурмовик времён Второй мировой войны

В 1944 году стратегическая военная инициатива была полностью на стороне Красной армии, количество и качество боевой техники было на требуемом уровне. Страна делала все, чтобы наша армия была снабжена всем необходимым, а воины с честью выполняли свой священный долг по разгрому врага и защите социалистического государства.

Достижения в науке и успешные бои на фронтах поднимали дух и смелость нашего народа через сводки Совинформбюро. Советские лётчики в борьбе с противником проявляют смелость и инициативу, свойственные нашему пароду. Нанося удары немецким истребителям, бомбардировщики переходили в пикирование и засыпали бомбами вражеские танки. Недобитые танки преследовались скоростными бомбардировщиками