Друзья! Сегодня хочу поделиться своими мыслями по поводу ситуации предложенной Ольгой Савельевой, как с помощью маркетинга выйти из психологических проблем:
"У Лизы своя кофейня.
Стильная.
В фисташковых тонах.
Лиза мечтала о ней с детства, и тут бац! - и получилось.
И помещение, и инвестиции, и бариста, и повара - всё лучшее, все сошлись в одной точке.
Лиза счастлива весь год, с момента, как кофейня открылась.
Её знакомая Зоя работает в знаменитом журнале про бизнес.
Попасть на его страницы - престижно и сложно.
Все этого хотят и готовы за такую рекламу платить.
А тут Зоя вдруг пишет Лизе: готовим публикацию о женском бизнесе, который в пандемию не утонул, а наоборот расширился, не хочешь стать одной из наших героинь? Будет небольшое интервью плюс большая студийная фотосесия...
- Смеетесь? - Лиза не верила своему счастью. - Не хочешь... Конечно, хочу! Еще как хочу!
Лиза скачет от восторга.
И тут ей приходит в голову идея: "А не хотите вместо студии отфоткаться в моей кофейне? У меня очень колоритно стены расписаны, и вообще цвет такой... мята, фисташка... Я готова закрыть кофейню на время съёмки".
Идея всем нравится, локация согласована.
Ну бомба же!
Лиза закрывает кофейню на полдня.
Как договорились.
Приезжают люди, ставят свет, делают мейк, берут интервью. Огромная команда людей. Зоя - руководитель проекта.
Кроме Лизы, приехали еще 2 героини.
У них бизнесы связаны с красотой - у одной салон косметический, у другой - шоурум.
У всех троих берут интревью, небольшое, минут по 20.
И потом - фотосессия.
Сначала отфоткали Лизу.
Минут 10 заняло. Ну, 15.
Встаньте так. И вот так.
Поправьте волосы.
Руку опустите.
Всё.
Потом стали фотографировать вторую героиню. Ту, у которой салон красоты.
Кроме салона у нее копна ярко-рыжих волос и великолепный наряд. На фоне фисташковой стены она смотрится феерично.
Зоя ею любуется и не скрывает.
Просит сфотографировать её и так, и сяк.
И вот здесь. И вот тут.
Фотосессия длится час.
Примерно столько же фотографируют и третью героиню, дизайнера одежды.
Та в очень колоритном костюме собственного производства с артистически порванным пиджаком и мудрёной юбкой.
Она охотно позирует.
Лиза смотрит на часы.
У нее портится настроение.
"Готовилась, как дура, кафе закрыла, канапе наделала, кофе сварила на целый полк..." - сердится сама на себя Лиза.
А ее вежливо сфоткали два раза - и пошли фоткать других...
Нет, ее точно никто не хотел обидеть, конечно, просто так получилось.
Лизе будто ненавязчиво дали понять, что она недостаточно яркая героиня на фоне других девочек.
"Промолчи, - умоляет сама себя Лиза. - Промолчи".
Наконец, съемка закончилась.
Команда разошлась, Зоя проводила всех и, допивая кофе, спросила:
- Лиза, мне кажется, или вы как-то погрустнели?
- Зоя, почему вы фоткали меня 10 минут, а девочек - час? - вдруг решительно спросила Лиза.
Ну а что? Пусть скажут, почему.
Зоя растерялась. Заёрзала. Покраснела. Смутилась. Эээээ. Ну простите, Лиза... Как-то само... На время и не смотрели... Не обижайтесь, пожалуйста. Давайте еще, хотите?
- Нет. Не хочу. Всё и так сегодня за мой счёт. Я знаю, что сама предложила, но мне это вот закрытие и угощение влетело в копеечку. Я рада была вам, я от души звала и не жалею. Просто хотелось как-то... равного внимания что ли... Да и вообще, не надо меня фоткать из вежливости. Так еще хуже. И нет, я не обижаюсь. Я же не ребенок...
Кофейня заполнялась клиентами, Зоя уходила последняя, скомканно попрощалась.
Всё, рассказ закончен".
А КАК БЫ ПОСТУПИЛИ ВЫ?
Я бы, как и Лиза, чувствовала себя обеденной: вложилась больше, а получила меньше. И дело даже не в затратах на угощение и закрытие кафе. Хотя последний факт - это уже не бесплатная реклама, а бартер.
Я сама бывала на месте Лизы не один раз и ни разу не решалась такой вот Зое высказать свое фи. Даже когда со стороны Зои это была откровенная эксплуатация моего душевного порыва.
Я мучилась и искала выход: как сохранить психическое здоровье в нездоровой ситуации. Чего ж в ней здорового, когда ты сам себе создал этот негатив, что сейчас испытываешь, и даже винить некого.
Что бы я сделала сейчас? Ситуацию не изменить, а вот перевернуть ситуацию, чтобы не только не чувствовать себя обделенной, но и выгоду извлечь можно.
1. Понять самое главное - реклама Лизы и ее кофейни выйдет в журнале. Цель мероприятия будет достигнута и планируемый эффект получен.
2. Попросить у Зои предварительно посмотреть получившиеся фото и убедиться, что они удачны. Я нравлюсь себе на них? О, это отлично поднимает настроение!
3. Попросить фото (в том числе закадровые) и на этом построить целую pr-кампанию в соцсетях: посетителям кафе понравится, что здесь не только про кофе и вкусняшки, а проводятся еще интересные активности, о которых пишут в журнале.
Ведь реально, далеко не все Лизины посетители прочтут журнал, а вот соцсетями пользуются практически все.
2. Предложить двум другим участницам "продолжить знакомство": упомянуть кафе у себя в соцсетях, написать отзыв и в своих салонах для своих клиентов сделать подарок - флаер с бонусом в кафе Лизы.
3. Когда выйдет журнал, провести следующую pr- кампанию (обычно между съемками и выпуском в тираж проходит не меньше месяца, а то и больше).
4. И даже можно по этому случаю провести презентацию выпуска журнала в кафе. С приглашением фотографа и проведением фотосессий для клиентов. В т.ч. и бесплатные - с размещением фото в соцсетях, чтобы клиенты могли их скачать. Или предложить подарок тем, кто выложит фото в интерьере кафе и разместит его у себя на страничке с хэштегом кафе (О, в нашем интерьере даже для супер-пупер журналов проводят фотосъемку).
Много ещё чего можно придумать, чтобы компенсировать полученный негатив. А в следующий раз заранее четко договариваться и заранее для себя прорабатывать участие в таких проектах.
А если бы я была Зоей, то поддержала бы Лизу и по крайней мере пришла бы на презентацию с цветами и словами благодарности за вкусное угощение и великолепный интерьер для съемок.
Почему я предлагаю именно такой способ решения внутреннего конфликта? Все просто. Мероприятие затевалось как деловое (цель, по крайней мере была такая), вот и не увязаем в своих "обиделась - не обиделась, чувствую себя обделенной", а подходим прагматично.
И раз уж цель была продвинуть кафе, то и придерживаемся этой сценарной линии. Тем более, если все мероприятия реализовать, то эффект будет гораздо выше, чем от просто рекламы в журнале.
А как бы поступили вы?