15 подписчиков

Лидия Русланова: певица, до последнего защищавшая маршала...

261 прочитал
Лидия Андреевна Крюкова-Русланова (1900 - 1973)
Лидия Андреевна Крюкова-Русланова (1900 - 1973)

Лидию Русланову знали и любили в СССР все. В Любой среде она была абсолютно своя - своей считали Русланову шахтеры и полярники, моряки и летчики, рабочие и крестьяне. И вдруг - гром среди ясного неба. Пошли слухи, потом, когда стали сдирать афиши с ее именем, заговорили в открытую: Русланову арестовали.

Прошло почти семьдесят лет. По тем далеким временам обычная история. Сотрудники МГБ, которые выполняли исходивший из самых высоких инстанций приказ, нужна была не столько Русланова, а.....Г.К.Жуков....

"Дело № 1762" по обвинению Крюковой - Руслановой Лидии Андреевны. Начато 27 сентября 1948 года, окончено 3 сентября 1949 года. В постановлении на арест говорится, что Русланова ведет подрывную работу против партии и правительства, а также распространяет клевету о советской действительности. Кроме того, находясь со своим мужем в Германии, занималась присвоением в больших масштабах трофейного имущества. Здесь же анкета арестованной, заполненная уже в Лефортовской тюрьме. Из анкеты ясно, что Русланова есть Лейкина. Лидия Андреевна подтвердила это на первом же допросе.

Родилась в 1900 году в семье крестьянина Лейкина Андрея Маркеловича. Ей не было и пяти, когда началась Русско - японская война: отца отправили на сопки Маньчжурии, откуда он уже не вернулся. Мать умерла следом. Девочке пришлось ходить по дворам, просить милостыню и .... петь. Хлеб даром никто не давал.

Следователь, майор МГБ Гришаев, просит Русланову рассказать "как с уличных подмостков попали в консерваторию, ведь образованьице-то у вас кот наплакал, а в консерваторию и после гимназии не всех брали".

Помогла ей одна барынька, которой приглянулось пение девочки, ее определили в сиротский приют. Там она стала петь в церковном хоре и довольно скоро стала солисткой. Однажды ее услышал профессор Саратовской Консерватории Михаил Ефимович Медведев. Он помог Лидии поступить в консерваторию. К этому времени она уже ушла из приюта и работала на мебельной фабрике. Вреднейшая работа: лаки, краски, так действовали на глаза и носоглотку, что всю смену она плакала, кашляла и чихала. По этой причине ей пришлось оставить консерваторию.

В 1916 году записалась в санитарный поезд и в качестве сестры милосердия была отправлена на фронт. Насмотрелась она там всякого. Чтобы ее оставили в покое, выбрала себе некоего Степанова, от которого в 1917 году родила ребенка. Об этом ребенке Лидия Андреевна упомянула только один раз у следователя. Судьба ребенка неизвестна. Через год Степанов ее бросил, она стала жить одна, а в 1919 году, будучи в Виннице, вышла в замуж за сотрудника ВЧК Наума Наумина, с которым жила до 1929 года....

...Чекист Наумин смог сделать так, что именно эти годы стали годами профессионального становления Руслановой как эстрадной певицы. Ее первый сольный концерт состоялся летом 1923 года в Ростове-на-Дону. Концерт проходил на подмостках сада бывшего Камергерского клуба. Несколько часов публика ее не отпускала.

Вскоре ее свела судьба с земляком
Федором Шаляпиным. Услышав ее он был потрясен. Вот что он писал в 1920-х годах своему русскому другу: "Вчера вечером слушал радио. Поймал Москву. Пела русская баба. Пела по нашему, по-волжскому. И голос сам деревенский. Песня окончилась, и только тогда я заметил, что реву белугой. И вдруг резанула озорная саратовская гармошка, и понеслись саратовские припевки. Все детство передо мною встало. Объявили, что исполняла Лидия Русланова. Кто она? Крестьянка, наверное. Талантливая. Уж очень правдиво пела. Если знаешь ее, то передай от меня большое русское спасибо".

То ли эти слова дошли до ушей тогдашних московских знаменитостей, то ли возникла мода на народные песни, но малограмотная провинциальная певица, которая и нотную-то грамоту знала с пятого на десятое, стала желанной гостьей в самых изысканных салонах столицы.. однажды ее даже пригласили на одну из творческих "сред" в мом известнейшей актрисы Малого театра Евдокии Турчаниновой. После традиционного чая Александр Остужев прочел что-то из Пушкина, Игорь Ильинский - из Бернса, а легендарная Надежда Обухова исполнила несколько романсов И тут хозяйка дома попросила спеть Русланову. Та стушевалась: петь после Обуховой!

Но ее все же уговорили... То, что после этого сказала Обухова, вошло в аннали истории музыки:

"- Если бы мы с вами пели в одном концерте, то на вашу долю успех выпал бы больший, нежели на мою. И аплодисментов вы получили бы больше, нежели я, и цветов вам преподнесли больше, нежели мне. Откуда вы берете такие зажигательные интонации, такое обворожительное тремоло, такой сердечный тон?

- Та как-то так, само собой, - ответила Русланова. - Я об этом не думала, наверное из души. А критики говорят, что я неправильно пою, не на диафрагме.

- Бог с ними, с критиками, - сказала Надежда Андреевна, - пусть сами поют на диафрагме, а мы, грешные, будем слушать вас, и аплодировать будем вам".

Так и произошло. Молодую певицу стала слушать вся страна. Бесконечные гастроли, записи на радио, выступления в лучших концертных залах. Среди поклонников Руслановой был Максим Горький, Васили Качалов, Михаил Яншин, Иван Козловский и даже маршал Буденный. А чуть позже присоединился и сам Сталин. Правда ненадолго. После одного из кремлевских концертов состоялся пышный банкет, и Русланову пригласили к столу вождя народов.

- Угощайтесь, - предложил он певице. - Пели вы замечательно. Лучше вас петь народные песни никто не умеет. Я предлагаю выпить за ваши дальнейшие успехи.

Поблагодарить бы Руслановой вождя или, на худой конец, смолчать, а она, то ли о выпитого вина, то ли от задиристого характера, возьми да и ляпни:

- Иосиф Виссарионович, а нельзя ли сделать так, чтобы накормить моих земляков в Поволжье. Там ведь засуха и люди голодают.

- Голодают? Не может быть. Мне об этом не докладывали. Но раз вы просите, то накормим. Идите веселитесь, а потом что-нибудь спойте. Когда Русланова отошла от стола, Сталин бросил сидевшему рядом Буденному:

- Ты слышал? Какая речистая, да? За земляков заступается. А ты ее любишь?

- Как поет, люблю. Других и знать не хочу, - пьяновато ответил Буденный. - А так.... Пока что не а столько коротко знаком.
- Ладно, пусть пока попоет, - милостиво кивнул Сталин. - Но не в этом зале. В Кремль ее больше не приглашать!...

Эта сцена не придумана, именно так она описана в воспоминаниях современников, присутствовавших на том банкете. Мог ли кто тогда подумать, что "пусть пока попоет" - это не просто слова, а отсроченный приговор. И вот десять лет спустя произошло то, что не могло ей присниться в самом страшном сне: любимая все страной певица сидит во внутренней тюрьме Лубянки и, стараясь не сказать лишнего, отвечает на вопросы следователя.

В одном из концертов Русланова познакомилась с известнейшим конферансье Михаилом Гаркави. Стали встречаться, потом поженились. Развелись в 1942 году. Русланова вышла в замуж за генерала Крюкова. Следователь, который вел дело, дал понять певице, что знает "все".

Орден Отечества | степени, которым наградили певицу в августе 1945 года, был отобран в 1947 году как незаконно выданный. Основание: Постановление ЦК ВКП(б) "О незаконном награждении тт. Жуковым и Телегиным певицы Л.Руслановой и других артистов орденами и медалями Советского Союза". Его решением Г.К.Жукову был объявлен выговор.

Пела певица и в 1945 году на ступеньках Рейхстага, свой автограф оставила на одной из колонн.

"Кем вы были награждены?" вопрос следователя.

- Награждена я была по приказу (имя в протоколе вымарано), командовавшего в то время оккупационными войсками в (вымарано).

Вот Лидия Русланова назвала имя человека, ради получения компромата на которого ее и арестовали: Георгия Константиновича Жукова. С этого момента все последующие протоколы носят весьма странный характер: все, что касается Жукова закрашено черной тушью, правда, довольно неумело - оставили имя жены, забыли вымарать название должности, фамилии людей из его ближайшего окружения. И поэтому легко установить, о ком идет речь.

....Еще в 1946 году у Жукова начался период самой настоящей опалы: из Москвы он был выслан и вплоть до 1953 года командовал то Одесским, то Уральским военными округами. Но недругам Георгия Константиновича этого было мало, его хотели упрятать за решетку. Подбирались как водится с тыла: арестовали кое-кого из сослуживцев, потом принялись за адъютантов и друзей. Попал в эту сеть и муж Лидии Андреевны генерал - лейтенант Крюков. На одном из допросов он упомянул о том злосчастном награждении, и поэтому следователь продолжал тянуть жилы из Лидии Андреевны. Требовал, чтобы она сказала правду: за что Жуков наградил ее орденом.
"...Я всегда говорила и буду говорить, что считаю Жукова не только великим полководцем, но и великим человеком, и
готова идти за ним хоть в Сибирь".

Чувствуя, что никакого компромата на Жукова от Руслановой не получит, майор Гришаев зашел с другой стороны. Предъявил Руслановой обвинение в "присвоении трофейного имущества в больших масштабах", однако Русланова отказалась признать свою вину. Пока. Потом признала: "Картины, бриллианты, платиновые и золотые изделия я приобретала нелегально, с рук, в целях наживы. Так что в стяжательстве и недостойном советской артистки поведении признаю себя виновной".

А ценности у Руслановой были, и не малые. При обыске квартиры бывшей няни Егоровой, проживающей на Петровке 26, (у Руслановой была приемная дочь Маргарита) в специальном тайнике под плитой были найдены: 208 бриллиантов, в том числе необычайно крупные 12-13 каратов. Изумруды, сапфиры, рубины, жемчуг, платиновые, золотые и серебряные изделия. Коллекция живописи из 132 произведений искусства.
Кроме того официально было немало: две дачи, три квартиры, четыре автомобиля, антикварная мебель, многие километры тканей, сотни шкурок каракуля и соболя, аккордеоны, рояли, редчайшие сервизы и.... картины Нестерова, Кустодиева, Маковского,Шишкина, Репина, Поленова, Серова, Малявина, Врубеля, Сомова, Айвазовского, Верещагина, Васнецова.

В заявлении о разделе имущества с мужем Русланова указала: все что в квартире - мое, а то что на даче - его.

Но следователь выпытывал про Жукова: что говорил Жуков в Свердловске, когда к нему ездили общие знакомые, в том числе и любовница Лидия Захарова? Не приписывал ли он себе лишних заслуг в битве за Москву? Не занимался ли самовосхвалением?Не жаловался ли на то, что после войны его отстранили на задний план? На некоторые вопросы Лидия Андреевна ответила положительно...

Параллельно шли допросы генерала Крюкова. Он признал все: что превратился в мародера и грабителя, в дом тащил все - меха, ткани. ковры, зубные щетки, унитазы, водопроводные краны, и главное - то, что Жуков назвал себя спасителем Родины, говорил, что это Родина ему обязана всем, а не он ей, что в своем зазнайстве он дошел до того, что стал противопоставлять себя Верховному главнокомандующему товарищу Сталину, бесстыдно заявляя, что заслуга в разгроме немцев принадлежит только ему, Жукову, и то, что к разгрому немцев под Москвой Верховный никакого отношения не имеет...

Все! Генерал Крюков следствие больше не интересовал - самое главное он сказал. Противники Жукова получили то, что хотели, и тут же доложили о результатах следствия Сталину. На заседании ЦК гремели такие громы и молнии, что только чудом Георгия Константиновича не арестовали и не расстреляли. Цель была достигнута: Жуков от власти отстранен.

Осталось подчистить хвосты и упрятать в лагеря арестованных, не на волю же их отпускать.

Приговор Руслановой был суровый: 10 лет лагерей, с конфискацией имущества. Так решило Особое совещание, которое утверждало предложенный следствием срок. Через несколько дней Лидию Андреевну отправили в город Тайшет Иркутской области.

Но этим дело не кончилось: вскоре в Москву пришла бумага, в которой говорилось, что "Русланова распространяет среди своего окружения клеветнические измышления, и вокруг нее группируются разного рода вражеские элементы из числа заключенных, поэтому 10 лет лагерей следовало бы заменить на 10 лет тюремного заключения".

На Лубянке эту просьбу тут же удовлетворили, ведь по всем бумагам Русланова проходила как "особо опасный государственный преступник". В июле 1950 года Лидию Андреевну перевели в печально известный Владимирский централ. На просьбы тюремного начальства спеть, выразительно глядя на решетку отвечала: "Соловей не поет в клетке".

...Прошло три года. Не стало Сталина, а потом и Берии. В марте 1953 года Георгия Константиновича Жукова назначают первым заместителем министра обороны. Первое, что он сделал, - позаботился о друзьях, оказавшихся за решеткой. Сперва он вытащил Крюкова, которому влепили 25 лет лагерей. Потом подключился к пересмотру дела Руслановой, причем не один, а вместе с Хрущевым. В результате Особое совещание при министерстве внутренних дел СССР приняло решение приговор в отношении Руслановой отменить, дело прекратить, из под стражи ее освободить и полностью реабилитировать.

Ее первый концерт после освобождения состоялся в Зале имени Чайковского. Потом она запела, так запела, что умолкли все злопыхатели и сплетники, а народ еще двадцать лет валом валил на ее концерты, чтобы услышать неповторимо удалые и зажигательные "Валенки".

Первый концерт Лидии Руслановой состоялся в 1923 году в Ростове-на-Дону, там же, ровно пятьдесят лет спустя, в августе 1973 года, на стадионе состоялся ее последний концерт - через месяц она умерла.

Народ ее такой и запомнил - моложавой, гордой, статной, и такой голосистой, каких русская земля рождает раз в сто лет. Недаром разбирающиеся в русской песне люди называли ее Шаляпиным в юбке.