В конце ноября мы рассказали о том, что до конца 2020 года изготовленные на обособленном тверском подразделении ПК «Транспортные системы» 16 трамваев 71-911 ЕМ «Львенок» побегут по рельсам столицы Удмуртии. Между тем местные жители выкладывают видео с предаварийными ситуациями и уверяют, что дорогостоящая новинка не подходит по габаритам ижевским трамвайным линиям.
Если быть точнее, то в Твери, на ТМЗЭТ изготовили кузова и вагонные тележки к новым трамваям «Львёнок». Нам удалось узнать, как они ведут себя на новой родине, в находящемся на 20 месте по численности населения среди российских городов Ижевске, где проживают более 648 тысяч человек.
Итак, первые шесть трамваев прибыли в удмуртскую столицу 2 декабря. Их ожидали со смешанным чувством восторга и недоверия. Еще бы, внешний вид новых низкопольных вагонов самый современный, что особенно радовало ижевчан, обожающих этот вид электрического городского транспорта и десятилетиями не знавших обновления трамвайного парка.
К слову, в нынешнем году ижевскому трамваю исполнилось 85 лет. В столице Удмуртии одиннадцать действующих маршрутов (еще два маршрута были упразднены по разным причинам в 1999 году и 2010) и два трамвайных депо. Но, как отчитался глава города Олег Бекмеметьев, трамвайный парк изношен на 80%.
Новичков решили запустить на обкатку, пока без пассажиров, чтобы позднее направить их по самому востребованному маршруту №10: «Персонал проходит обучение особенностям вождения новых вагонов», – объяснил глава Ижевска. Ожидается, что стажироваться будут около 30 водителей.
Итак, «Львята» вышли на линию и произвели фурор. Вид трамвая на вечерних улицах и правда фееричен. А что по факту? ИжГЭТ принял на баланс первую партию, остальные десять трамваев, купленных по лизингу в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД), прибудут на место уже после 15 декабря. Полностью низкопольные трамваи обещают быть особенно удобными для пожилых, маломобильных граждан и родителей с маленькими детьми в колясках.
Во сколько обошлись наши 16 трамваев ижевчанам? Если верить сайту госзакупок, на приобретение трамваев выложили 752 млн рублей, т.е. 47 млн за каждого «Львенка». Немалая сумма, но 40% взято из регионального бюджета, 60% из федерального. Уже хорошо, но все равно много.
А теперь посмотрим, как обживаются «тверские» трамвайчики в Удмуртском регионе и что о них думают местные жители. Один из первых же выездов на новые рельсы едва не закончился аварией. Оказалось, трамваи «слишком носатые»! И слишком далеко вынесены зеркала заднего вида, которыми они задевают встречные трамваи на поворотах. Есть нарекания и по части высоты поручней – они неудобны для низкорослых и пожилых людей, и по количеству сидячих мест – их невыносимо мало.
Ну что ж… Как говорится, «дареному коню в зубы не смотрят», а недареному – вдвойне обязательно смотреть. Интересно, трамваи закупались, как кот в мешке, или под пристальным надзором специалистов? Учитывая, что ширина трамвайной колеи в Ижевске – 1524 мм, как и в Твери и почти по всей стране (кроме Пятигорска и Калининграда – там она составляет 1000 мм), зная габариты вагонов и расстояние между своими колеями, неужели было трудно произвести расчеты? Как это сделали, например, в Краснодаре. Ведь на кону немалые государственные деньги! А также престиж и продавцов, и покупателей…
Но в администрации Ижевска особой проблемы с новыми трамваями не видят. В муниципалитете заявили, что «трамваи марки «Львёнок» полностью соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым к вагонам. Путевое хозяйство в Ижевске соответствует требованиям правил технической эксплуатации». Вторая партия закупленных трамваев поступит до 8 декабря. После обкатки вагонов (во второй половине декабря) в регламент движения будут внесены изменения. И все заработает, как часы?