Найти тему
Сестра Феодора

Отец Илларион. Глава 4. Художник (3)

Предыдущая глава (начало) смотри:

https://zen.yandex.ru/media/id/5eb0599a583b5267023f8334/otec-illarion-glava-3-hudojnik-2-5fc709a6f29188080eb5eaa0

Обычно Илларион чувствовал себя победителем в таких небольших религиозных спорах, или Мари уступала перед его настойчивостью. Илларион знал, что этот спор не был настоящим противостоянием. Просто они с женой были очень разными людьми, но тем притягательнее и желаннее она была для него своей непохожестью. И ему совсем не хотелось её переубеждать, ведь единство, бывшее между ними, было иного плана. Оно было безмолвным, невыразимым. Оно было торжеством о существовании иного и радостным приятием этого иного. Илларион познавал мир через Мари, её глазами, её чувствами, и этот мир ему нравился, но при этом он не терял себя, а только обретал.

Илларион ценил ту отвагу и терпимость, с которой Мари открывалась перед ним, делилась своим опытом, своей верой. Её дед по материнской линии был священником. Она выросла в благочестивой семье московских обедневших дворян, сохранивших уважение и традиционный уклад православия. Родители были уже в летах, когда у них появилась дочь. Это был долгожданный, как говорилось в народе, вымоленный ребёнок. Последние их годы были наполнены любовью и отрадой, которую принесла в семью маленькая Машенька, пока болезнь одну за другой, не унесла их жизни.

Религиозность Мари имела какой-то врождённый характер, словно цвет глаз или тембр голоса. Тихая музыка её сердца звучала в такт с речитативом молитвы и мелодией хора. Церковь для Мари была привычным способом жить, она связывала с детством, с памятью о родных, с теплотой и защищённостью домашнего очага, с поколениями и поколениями предков, лежавших в земле под осеняющей защитой православного креста.

Праздничные богослужения и постные говенья, почитаемые старинные иконы, любимые святые, покровители семьи, совместная вечерняя молитва и отцовское благословение перед трапезой, рождественская ёлка и пасхальная радость были живой тканью её жизни. Но выйдя замуж, она лишилась всего этого. Мари тосковала, часто ходила к обедне. Илларион иногда сопровождал её, но он не мог разделить её увлечения религией, объясняя такую набожность супруги тоской по ушедшим близким.