Идея превратить пустынную Коктебельскую долину в райский уголок принадлежала Эдуарду Андреевичу Юнгу. Но сделать это самостоятельно ему не получилось. Собственных средств не хватало. и тогда он решил привлечь к делу людей, которые сообща сумеют цивилизовать этот край. Одной из первых землю под дачный участок купила Елена Оттобальдовна Кириенко-Волошина. С собой, в Крым, она взяла своего сына Максимилиана. В 1897 году он окончил Феодосийскую гимназию, поступил в Московский университет и в Крыму бывал лишь наездами.
1 января 1988 года Дом поэта стал самостоятельным музеем. И сегодня мы прогуляемся по некоторым его залам и комнатам.
Строительство дома Елены Оттобальдовны было завершено в 1901 году. А спустя два года Максимилиан Волошин возвел на берегу моря свой собственный особняк, куда привез молодую жену - Маргариту Сабашникову.
Дом был построен за четыре месяца в 1903 году. Эскиз дома выполнил сам Максимилиан Волошин. Дом получился двухэтажным, шестикомнатным. На самом верху был устроен чердак-мансарда, к которому вела наружная лестница. К 1912 году Волошин принял решение о необходимости расширения дома и к весне 1913 года строительство "двусветной мастерской-библиотеки по собственному проекту" было завершено.
Первый зал посвящен жизненным вехам Волошина - учебе и путешествиям. В зале выставлены фотографии и документы, позволяющие представить парижский и петербургский периоды жизни Волошина.
В витринах зала представлены личные вещи Максимилиана Волошина.
Во втором зале представлена коллекция акварелей Волошина.
Здесь же, в витрине, можно увидеть знаменитый хитон и посох для прогулок.
Третий зал экспозиции первого этажа знакомит посетителей с периодом заселения Коктебеля, строительством домов Кириенко-Волошиных и историей становления Дома поэта как культурного центра и дома отдыха представителей литературы и искусства.
Двери дома всегда были открыты для гостей. Волошина навещали Алексей Николаевич Толстой, Константин Бальмонт, Андрей Белый, Всеволод Рождественский, Валерий Брюсов, Марина Цветаемва, сестры Вера и Елизавета Эфрон, Николай Гумилев и многие другие.
Безусловно, наибольший интерес представляют мемориальные комнаты, в которых полностью сохранена обстановка.
До сих пор, здесь каждая вещь подчиняется порядку, заведенному еще Максимилианом Волошиным.
Выйдя на улицу, мы поднялись по наружней лестнице на второй этаж, где находятся мемориальные комнаты.
Переступив порог мы оказались в мастерской.
Центральное место в ней занимает "каюта Таиах". Это небольшая ниша под антресолями, слева от входа в мастерскую.
По обе стороны - два ситцевых дивана, с деревянными подлокотниками и высокими деревянными спинками, украшенными ксилографиями с японскими мотивами.
Между диванами на невысоком постаменте, покрытом серым полотном - скульптура царицы Таиах.
В июне 1904 года находясь в Париже вместе с Маргаритой Сабашниковой, Волошин в одном из залов музея Гиме увидел скульптуру египетской богини. Максимилиан был поражен сходством Маргариты и богини. Влюбленному Волошину во что бы то ни стало захотелось обзавестись копией скульптуры. Но оказалось что в парижском музее хранится лишь гипсовый слепок: матрица находилась в Берлине ( в Египетском музее), а оригинал в Каире. Спустя год, Волошин посетил Берлин, где и приобрел желанный гипсовый слепок.
Рядом, на книжном стеллаже бюст Волошина скульптора Элеоноры Блох.
В углу у окна стеллажи с инструментами Волошина: палитры, кисти, бесчисленные баночки с красками и растворителями для занятий живописью, плотницкие инструменты.
Везде (не только в мастерской) в глиняных вазах и берестяных туесках сделанных Еленой Оттобальдовной, стоят сухоцветы. На полках и стенах - габриаки: обточенные водой сухие ветки и корни причудливых форм.
Волошин многое материл сам. Стол, созданный руками Максимилиана Волошина, для писателя Алексея Толстого.
Стена вдоль лестницы ведущей наверх в библиотеку украшена коллекцией портретов Максимилиана Волошина.
Наиболее интереный - портрет работы Диего Риверы, с которым Волошин сдружился в Париже. Выполненный в стиле кубизма он привлекает к себе внимание.
В мастерской часто проводились творческие вечера, встречи, читались доклады, стихи и проза. Посещавшие Дом поэта вспоминали, что мастерская представляла собой невероятно живописное зрелище когда "наполнялась народом разного пола и возраста, в ярких летних костюмах... Лестница доверху была усеяна людьми, а на полу и коврах располагалась молодежь".
Наверху библиотека, которую год за годом бережно собирал Максимилиан Волошин. В ней насчитывается более 9000 книг. Еще в юности, осознав ценность печатного слова Максимилиан начал собирать библиотеку.
Особое внимание обращает подпорка словарей и энциклопедий. Они были необходимы Волошину что бы читать в подлинниках инотранную литературу, которой было много. Только книг на французском языке, который Максимилиан знал в совершенстве насчитывается более трех тысяч. А еще издания на немецком, английском и итальянском.
С веранды на втором этаже дома вход в остальные мемориальные комнаты.
Через окно мы заглянули в зимний кабинет. Почему через окно... Расскажу чуть позже.
Посередине комнаты небольшой самодельный стол. За ним небольшой диван. Слева - кровать Волошина.
Над ней висит ковер и полка с габриаками.
После смерти Волошина в 1932 году вся забота о сохранении наследия мужа легло на плечи второй жены Максимилиана - Марии Волошиной (Заболоцкой). До 1976 года, до самой смерти Мария Степановна продолжала жить в Коктебеле, сохраняя обстановку, библиотеку, архивы мужа. В 1975 году был издан указ, по которому Дом поэта становился литературно-художественным отделом Феодосийской картинной галереи имени И.К.Айвазовского.
Ну а теперь о том, почему через окно. Отправляясь в музей стоит учитывать, что существует несколько видов экскурсий. В частности мы отправились на экскурсию по экспозиции и выставкам. Ее продолжительность около часа. В экскурсию входит знакомство с первым этажом и мастерской, расположенной на втором этаже. Другая экскурсия, кроме перечисленного выше, включает в себя еще и посещение остальных мемориальных комнат дома: зимнего кабинета, столовой, библиотеки. Ее продолжительность более двух часов.
Мы, к сожалению не знали этих тонкостей, да и на вторую экскурсию нужна была предварительная запись. Хотя и " с улицы" попасть на нее можно. Только две экскурсии подряд (более трех часов) - не каждый выдержит. Ребенок так точно. Но зато у нас есть повод вернуться.
А закончить рассказ я хочу стихотворением Максимилиана Волошина - Коктебель.
Как в раковине малой — Океана
Великое дыхание гудит,
Как плоть ее мерцает и горит
Отливами и серебром тумана,
А выгибы ее повторены
В движении и завитке волны, —
Так вся душа моя в твоих заливах,
О, Киммерии темная страна,
Заключена и преображена.
С тех пор как отроком у молчаливых
Торжественно-пустынных берегов
Очнулся я — душа моя разъялась,
И мысль росла, лепилась и ваялась
По складкам гор, по выгибам холмов,
Огнь древних недр и дождевая влага
Двойным резцом ваяли облик твой, —
И сих холмов однообразный строй,
И напряженный пафос Карадага,
Сосредоточенность и теснота
Зубчатых скал, а рядом широта
Степных равнин и мреющие дали
Стиху — разбег, а мысли — меру дали.
Моей мечтой с тех пор напоены
Предгорий героические сны
И Коктебеля каменная грива;
Его полынь хмельна моей тоской,
Мой стих поет в волнах его прилива,
И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой.
6 июня 1918