Найти тему
Записки артистки балета

Дом поэта

Идея превратить пустынную Коктебельскую долину в райский уголок принадлежала Эдуарду Андреевичу Юнгу. Но сделать это самостоятельно ему не получилось. Собственных средств не хватало. и тогда он решил привлечь к делу людей, которые сообща сумеют цивилизовать этот край. Одной из первых землю под дачный участок купила Елена Оттобальдовна Кириенко-Волошина. С собой, в Крым, она взяла своего сына Максимилиана. В 1897 году он окончил Феодосийскую гимназию, поступил в Московский университет и в Крыму бывал лишь наездами.

1 января 1988 года Дом поэта стал самостоятельным музеем. И сегодня мы прогуляемся по некоторым его залам и комнатам.

-2

Строительство дома Елены Оттобальдовны было завершено в 1901 году. А спустя два года Максимилиан Волошин возвел на берегу моря свой собственный особняк, куда привез молодую жену - Маргариту Сабашникову.

-3

Дом был построен за четыре месяца в 1903 году. Эскиз дома выполнил сам Максимилиан Волошин. Дом получился двухэтажным, шестикомнатным. На самом верху был устроен чердак-мансарда, к которому вела наружная лестница. К 1912 году Волошин принял решение о необходимости расширения дома и к весне 1913 года строительство "двусветной мастерской-библиотеки по собственному проекту" было завершено.

-4

Первый зал посвящен жизненным вехам Волошина - учебе и путешествиям. В зале выставлены фотографии и документы, позволяющие представить парижский и петербургский периоды жизни Волошина.

-5
-6

В витринах зала представлены личные вещи Максимилиана Волошина.

-7
-8

Во втором зале представлена коллекция акварелей Волошина.

-9
-10

Здесь же, в витрине, можно увидеть знаменитый хитон и посох для прогулок.

-11

Третий зал экспозиции первого этажа знакомит посетителей с периодом заселения Коктебеля, строительством домов Кириенко-Волошиных и историей становления Дома поэта как культурного центра и дома отдыха представителей литературы и искусства.

-12

Двери дома всегда были открыты для гостей. Волошина навещали Алексей Николаевич Толстой, Константин Бальмонт, Андрей Белый, Всеволод Рождественский, Валерий Брюсов, Марина Цветаемва, сестры Вера и Елизавета Эфрон, Николай Гумилев и многие другие.

-13
-14

Безусловно, наибольший интерес представляют мемориальные комнаты, в которых полностью сохранена обстановка.
До сих пор, здесь каждая вещь подчиняется порядку, заведенному еще Максимилианом Волошиным.

-15

Выйдя на улицу, мы поднялись по наружней лестнице на второй этаж, где находятся мемориальные комнаты.

-16

Переступив порог мы оказались в мастерской.

-17

Центральное место в ней занимает "каюта Таиах". Это небольшая ниша под антресолями, слева от входа в мастерскую.
По обе стороны - два ситцевых дивана, с деревянными подлокотниками и высокими деревянными спинками, украшенными ксилографиями с японскими мотивами.

-18
-19

Между диванами на невысоком постаменте, покрытом серым полотном - скульптура царицы Таиах.
В июне 1904 года находясь в Париже вместе с Маргаритой Сабашниковой, Волошин в одном из залов музея Гиме увидел скульптуру египетской богини. Максимилиан был поражен сходством Маргариты и богини. Влюбленному Волошину во что бы то ни стало захотелось обзавестись копией скульптуры. Но оказалось что в парижском музее хранится лишь гипсовый слепок: матрица находилась в Берлине ( в Египетском музее), а оригинал в Каире. Спустя год, Волошин посетил Берлин, где и приобрел желанный гипсовый слепок.

-20

Рядом, на книжном стеллаже бюст Волошина скульптора Элеоноры Блох.

-21

В углу у окна стеллажи с инструментами Волошина: палитры, кисти, бесчисленные баночки с красками и растворителями для занятий живописью, плотницкие инструменты.

-23

Везде (не только в мастерской) в глиняных вазах и берестяных туесках сделанных Еленой Оттобальдовной, стоят сухоцветы. На полках и стенах - габриаки: обточенные водой сухие ветки и корни причудливых форм.

-24

Волошин многое материл сам. Стол, созданный руками Максимилиана Волошина, для писателя Алексея Толстого.

-25

Стена вдоль лестницы ведущей наверх в библиотеку украшена коллекцией портретов Максимилиана Волошина.
Наиболее интереный - портрет работы Диего Риверы, с которым Волошин сдружился в Париже. Выполненный в стиле кубизма он привлекает к себе внимание.

-26

В мастерской часто проводились творческие вечера, встречи, читались доклады, стихи и проза. Посещавшие Дом поэта вспоминали, что мастерская представляла собой невероятно живописное зрелище когда "наполнялась народом разного пола и возраста, в ярких летних костюмах... Лестница доверху была усеяна людьми, а на полу и коврах располагалась молодежь".

-27

Наверху библиотека, которую год за годом бережно собирал Максимилиан Волошин. В ней насчитывается более 9000 книг. Еще в юности, осознав ценность печатного слова Максимилиан начал собирать библиотеку.

-28

Особое внимание обращает подпорка словарей и энциклопедий. Они были необходимы Волошину что бы читать в подлинниках инотранную литературу, которой было много. Только книг на французском языке, который Максимилиан знал в совершенстве насчитывается более трех тысяч. А еще издания на немецком, английском и итальянском.

-29

С веранды на втором этаже дома вход в остальные мемориальные комнаты.

-30

Через окно мы заглянули в зимний кабинет. Почему через окно... Расскажу чуть позже.
Посередине комнаты небольшой самодельный стол. За ним небольшой диван. Слева - кровать Волошина.
Над ней висит ковер и полка с габриаками.

-31

После смерти Волошина в 1932 году  вся забота о сохранении наследия мужа легло на плечи второй жены Максимилиана - Марии Волошиной (Заболоцкой).  До 1976 года, до самой смерти Мария Степановна продолжала жить в Коктебеле, сохраняя обстановку, библиотеку, архивы мужа. В 1975 году был издан указ, по которому Дом поэта становился литературно-художественным отделом Феодосийской картинной галереи имени И.К.Айвазовского.

-32

Ну а теперь о том, почему через окно. Отправляясь в музей стоит учитывать, что существует несколько видов экскурсий. В частности мы отправились на экскурсию по экспозиции и выставкам. Ее продолжительность около часа. В экскурсию входит знакомство с первым этажом и мастерской, расположенной на втором этаже. Другая экскурсия, кроме перечисленного выше, включает в себя еще и посещение остальных мемориальных комнат дома: зимнего кабинета, столовой, библиотеки. Ее продолжительность более двух часов.

Мы, к сожалению не знали этих тонкостей, да и на вторую экскурсию нужна была предварительная запись. Хотя и " с улицы" попасть на нее можно. Только две экскурсии подряд (более трех часов) - не каждый выдержит. Ребенок так точно. Но зато у нас есть повод вернуться.

-33

А закончить рассказ я хочу стихотворением Максимилиана Волошина - Коктебель.

Как в раковине малой — Океана
Великое дыхание гудит,
Как плоть ее мерцает и горит
Отливами и серебром тумана,
А выгибы ее повторены
В движении и завитке волны, —
Так вся душа моя в твоих заливах,
О, Киммерии темная страна,
Заключена и преображена.
С тех пор как отроком у молчаливых
Торжественно-пустынных берегов
Очнулся я — душа моя разъялась,
И мысль росла, лепилась и ваялась
По складкам гор, по выгибам холмов,
Огнь древних недр и дождевая влага
Двойным резцом ваяли облик твой, —
И сих холмов однообразный строй,
И напряженный пафос Карадага,
Сосредоточенность и теснота
Зубчатых скал, а рядом широта
Степных равнин и мреющие дали
Стиху — разбег, а мысли — меру дали.
Моей мечтой с тех пор напоены
Предгорий героические сны
И Коктебеля каменная грива;
Его полынь хмельна моей тоской,
Мой стих поет в волнах его прилива,
И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой.
6 июня 1918

-34